Напоминание

"Социализация ребенка-инвалида"


Автор: Карамутдинова Ильвера Васфиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №59 для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация ребенка-инвалида"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья на тему: «Социализация ребенка-инвалида».

Социализация ребенка-инвалида рассматривается как процесс развития

личности посредством освоения основного репертуара социальных ролей,

целью

которого

является

повышение

качества

жизнедеятельности,

а

критерием

-

степень

удовлетворенности ребенка-инвалида своим

социальным статусом.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к

условиям

социальной

среды,

происходит

посредством

усвоения

представлений о ценностях и нормах общества, в котором существует

человек, причем как в широком смысле, так и в отношении к своему

ближайшему

социальному

окружению

семье,

группе,

трудовому

коллективу. Основными проявлениями социальной адаптации является

общение,

взаимодействие

человека

с

окружением

и

его

активная

деятельность. Общее образование, воспитание, профессиональная и трудовая

подготовка

являются

важнейшим

средством

достижения

успешной

социальной адаптации.

Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ процесс социализации, социально-

психологической адаптации является более сложным, чем для здоровых

детей. Нередко по причине имеющихся дефектов, сниженной в мобильности

дети с ограниченными возможностями здоровья не могут иметь даже

небольшой круг друзей для общения, быть вовлеченными в жизнь,

протекающую в социуме, взаимодействие в социальной среде для них

осложнено, ограничена возможность адекватного реагирования. Постановка

и достижение целей, в рамках существующих норм, для них также

затруднительны. Все выше перечисленное отражается на интеллектуальном и

личностном

развитии

ребенка,

затрудняет

адаптацию

в

социуме

и

социализацию.

Социализация, социальная адаптация предполагает интеграцию человека в

общество,

отражает

возможность

его

биологического

и

социального

функционирования.

Социальное

и

биологическое

функционирование

складывается из: адекватность восприятия собственного организма и

окружающей действительности, построение адекватной коммуникации с

окружающими и выстраивание адекватной системы отношений, способность

к обучению и труду, к организации отдыха и досуга, способность к

самообслуживанию

и

взаимообслуживанию

в

семье

или

коллективе,

способность изменения привычных стереотипов поведения, приспособления

в соответствии с ролевыми ожиданиями других. В результате достигается

формирование

самосознания,

ролевого

поведения,

развиваются

и

формируются

способность

к

самообслуживанию,

самоконтролю,

выстраиваются адекватные связи с окружающими.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по

характеру и степени выраженности нарушения в психическом и физическом

развитии, в связи с этим образовательная программа, особенности условий

среды, в которую попадает такой ребенок, должны быть приспособлены к

возможностям ребенка.

Одним из важных факторов успешной социализации является готовность

социального окружения, в которое попадает ребенок с ОВЗ, относиться с

пониманием,

милосердием

к

нему,

целенаправленно

формировать

социальные навыки и использовать их в повседневной жизни, быть готовыми

выстраивать со своей стороны коммуникацию и взаимодействие на основе

актуальных для «особенного» ребенка сфер жизнедеятельности.

Нередко жизнь и адаптация ребенка с ОВЗ протекает в закрытых

условиях, в которой могут быть сформированы ценности и правила,

отличающиеся от принятых в обществе. Возможности взаимодействия и

коммуникации в такой среде ограничены, по этой причине дети с

ограниченными возможностями здоровья не могут освоить социальные

роли часто из-за отсутствия примера для подражания.

Одной из основных психологических проблем людей с ограниченными

возможностями здоровья является то, к какой части «мира людей» человек

себя отнесет: считает ли он себя «неполноценным человеком» или

«нормальным человеком». При этом некоторые могут скрывать свои

недостатки,

либо

социально

самоизолируются,

иногда

люди

с

ограниченными возможностями здоровья ощущают себя неполноценно по

причине сочувствия или повышенной заботы со стороны нормальных людей

в процессе коммуникации.

В связи с этим, одним из важных психологических условий социальной

адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья являются

адекватная

самооценка

и

осознание

им

реального

положения

дел,

эмоциональная

уравновешенность,

сбалансированные

межличностные

отношения, получение образования и определение своей профессиональной

ниши на рынке труда и занятости.

Одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни

людей с ограниченными возможностями здоровья является выбор профессии

и

трудоустройство.

В

настоящее

время

дети

с

ограниченными

возможностями здоровья уже на этапе школьного образования начинают

достаточно серьезно знакомиться с миром профессий и получают помощь в

профессиональном самоопределении.

Неоценимую помощь в профессиональном самоопределении для детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

может

оказать

система

дополнительного образования. Получение дополнительного образования

в коллективе здоровых сверстников и взрослых является неотъемлемым

правом,

закреплённым

законодательством,

и

основополагающим

условием

успешной

социализации

детей-инвалидов

и

детей

с

ограниченными возможностями здоровья.

Таким

образом,

получая

дополнительное

образование,

ребенок

с

ограниченными возможностями здоровья имеет возможность свободного

личностного выбора деятельности, определяющей его индивидуальное

развитие.

Система

дополнительного

образования

включает

в

себя

разнообразие творческих направлений, которые удовлетворяют различные

интересы детей на всех возрастных этапах, оно представляет собой

целенаправленный процесс обучения, воспитания, персонального развития и

формирования личности ребенка. Получение детьми-инвалидами и детьми с

ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования

способствует социальной защищённости на всех этапах социализации,

повышению

социального

статуса,

становлению

гражданственности

и

способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем,

затрагивающих их интересы.



В раздел образования