Автор: Карамутдинова Ильвера Васфиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №59 для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация ребенка-инвалида"
Раздел: среднее профессиональное
Статья на тему: «Социализация ребенка-инвалида».
Социализация ребенка-инвалида рассматривается как процесс развития
личности посредством освоения основного репертуара социальных ролей,
целью
которого
является
повышение
качества
жизнедеятельности,
а
критерием
-
степень
удовлетворенности ребенка-инвалида своим
социальным статусом.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к
условиям
социальной
среды,
происходит
посредством
усвоения
представлений о ценностях и нормах общества, в котором существует
человек, причем как в широком смысле, так и в отношении к своему
ближайшему
социальному
окружению
–
семье,
группе,
трудовому
коллективу. Основными проявлениями социальной адаптации является
общение,
взаимодействие
человека
с
окружением
и
его
активная
деятельность. Общее образование, воспитание, профессиональная и трудовая
подготовка
являются
важнейшим
средством
достижения
успешной
социальной адаптации.
Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ процесс социализации, социально-
психологической адаптации является более сложным, чем для здоровых
детей. Нередко по причине имеющихся дефектов, сниженной в мобильности
дети с ограниченными возможностями здоровья не могут иметь даже
небольшой круг друзей для общения, быть вовлеченными в жизнь,
протекающую в социуме, взаимодействие в социальной среде для них
осложнено, ограничена возможность адекватного реагирования. Постановка
и достижение целей, в рамках существующих норм, для них также
затруднительны. Все выше перечисленное отражается на интеллектуальном и
личностном
развитии
ребенка,
затрудняет
адаптацию
в
социуме
и
социализацию.
Социализация, социальная адаптация предполагает интеграцию человека в
общество,
отражает
возможность
его
биологического
и
социального
функционирования.
Социальное
и
биологическое
функционирование
складывается из: адекватность восприятия собственного организма и
окружающей действительности, построение адекватной коммуникации с
окружающими и выстраивание адекватной системы отношений, способность
к обучению и труду, к организации отдыха и досуга, способность к
самообслуживанию
и
взаимообслуживанию
в
семье
или
коллективе,
способность изменения привычных стереотипов поведения, приспособления
в соответствии с ролевыми ожиданиями других. В результате достигается
формирование
самосознания,
ролевого
поведения,
развиваются
и
формируются
способность
к
самообслуживанию,
самоконтролю,
выстраиваются адекватные связи с окружающими.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по
характеру и степени выраженности нарушения в психическом и физическом
развитии, в связи с этим образовательная программа, особенности условий
среды, в которую попадает такой ребенок, должны быть приспособлены к
возможностям ребенка.
Одним из важных факторов успешной социализации является готовность
социального окружения, в которое попадает ребенок с ОВЗ, относиться с
пониманием,
милосердием
к
нему,
целенаправленно
формировать
социальные навыки и использовать их в повседневной жизни, быть готовыми
выстраивать со своей стороны коммуникацию и взаимодействие на основе
актуальных для «особенного» ребенка сфер жизнедеятельности.
Нередко жизнь и адаптация ребенка с ОВЗ протекает в закрытых
условиях, в которой могут быть сформированы ценности и правила,
отличающиеся от принятых в обществе. Возможности взаимодействия и
коммуникации в такой среде ограничены, по этой причине дети с
ограниченными возможностями здоровья не могут освоить социальные
роли часто из-за отсутствия примера для подражания.
Одной из основных психологических проблем людей с ограниченными
возможностями здоровья является то, к какой части «мира людей» человек
себя отнесет: считает ли он себя «неполноценным человеком» или
«нормальным человеком». При этом некоторые могут скрывать свои
недостатки,
либо
социально
самоизолируются,
иногда
люди
с
ограниченными возможностями здоровья ощущают себя неполноценно по
причине сочувствия или повышенной заботы со стороны нормальных людей
в процессе коммуникации.
В связи с этим, одним из важных психологических условий социальной
адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья являются
адекватная
самооценка
и
осознание
им
реального
положения
дел,
эмоциональная
уравновешенность,
сбалансированные
межличностные
отношения, получение образования и определение своей профессиональной
ниши на рынке труда и занятости.
Одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни
людей с ограниченными возможностями здоровья является выбор профессии
и
трудоустройство.
В
настоящее
время
дети
с
ограниченными
возможностями здоровья уже на этапе школьного образования начинают
достаточно серьезно знакомиться с миром профессий и получают помощь в
профессиональном самоопределении.
Неоценимую помощь в профессиональном самоопределении для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
может
оказать
система
дополнительного образования. Получение дополнительного образования
в коллективе здоровых сверстников и взрослых является неотъемлемым
правом,
закреплённым
законодательством,
и
основополагающим
условием
успешной
социализации
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья.
Таким
образом,
получая
дополнительное
образование,
ребенок
с
ограниченными возможностями здоровья имеет возможность свободного
личностного выбора деятельности, определяющей его индивидуальное
развитие.
Система
дополнительного
образования
включает
в
себя
разнообразие творческих направлений, которые удовлетворяют различные
интересы детей на всех возрастных этапах, оно представляет собой
целенаправленный процесс обучения, воспитания, персонального развития и
формирования личности ребенка. Получение детьми-инвалидами и детьми с
ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования
способствует социальной защищённости на всех этапах социализации,
повышению
социального
статуса,
становлению
гражданственности
и
способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем,
затрагивающих их интересы.