Напоминание

Методические подходы к организации итоговой аттестации обучающихся в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы


Автор: Лемешенко Василий Иванович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 205
Населённый пункт: г. Азов, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Методические подходы к организации итоговой аттестации обучающихся в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Лемешенко Василий Иванович

Преподаватель

высшей

категории

Федерального

казенного

профессионального

образовательного учреждения № 205 г. Азова Федеральной службы исполнения наказаний

Профессиональное обучение

Время

неумолимо

меняет

требования

к

самым

консервативным

областям

человеческой деятельности, сам факт реформирования системы УИС уже говорит о

назревших

проблемах

и

необходимости

в

переменах

системы

среднего

профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению

свободы. Какие же тенденции подготовки осужденных к трудовой деятельности, их

адаптации после освобождения могут быть выделены при организации среднего

профессионального образования и профессиональной подготовки в исправительных

учреждениях и профессиональных училищах.

Прежде

всего,

необходимо

выделить

«активную

позицию»

осужденного.

Психологи

называют

этим

термином

«такую

деятельность,

развитие

которой

обусловливает

главнейшие

изменения

в

психических

процессах

и

психических

особенностей личности на данной стадии». Имеется в виду воспитание при обучении в

профессиональных училищах таких качеств у осужденных, которые будут востребованы

вне зависимости от того, где и кем станет впоследствии трудиться обучающийся.

Осужденные в процессе обучения должны познать себя, свои способности, уяснить для

себя, что они качественно могут делать работу, могут профессионально работать, у них

должна появиться заинтересованность к труду, учебе, карьере. Уже с первых занятий по

овладению специальностью должны выявляться и определяться позиции и ожидания,

обучающихся по отношению к учебе и будущей профессии. Понятно, что от педагогов

профессионального обучения потребуется пересмотр, прежде всего своих взглядов на

подходы к подготовке спецконтингента. Переход на новые стандарты и технологии

обучения так же требует от педагога специальной подготовки и переподготовки.

Профессиональный педагогический работник «сегодня является действующим субъектом

в обновленной системе образования». Одним из важнейших звеньев в подготовке

педагогических работников является методическая служба. Одна из целей методической

службы

обеспечение

условий,

способствующих

повышению

профессиональной

компетентности профессионально-педагогических работников, росту их педагогического

мастерства

и

развитию

творческого

потенциала,

направленного

на

подготовку

конкурентоспособного специалиста. Специалист становится настоящим мастером, если он

наблюдает, изучает и творчески осваивает передовой опыт коллег, перенимает удачные

практические приемы более опытных коллег по работе. Так было и раньше, но сегодня это

– обязательное требование к методической работе каждого педагога, занимающегося

профессиональным обучением и профессиональной подготовкой осужденных.

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования и

профессиональной подготовки при учреждениях ГУФСИН России по Ростовской области

возникла необходимость в единой систематизации документации, которая касается

выпускных

квалификационных

испытаний

обучающихся.

Так

как,

в

каждом

образовательном

учреждении,

а

на

территории

Ростовской

области

их

восемь,

существовали свои нормативные документы и локальные акты, со своими сроками,

правилами и особенностями квалификационных испытаний.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая

аттестация

выпускников

государственных,

муниципальных

учреждений

среднего

профессионального образования, является обязательной. Она заключается в определении

соответствия

уровня

подготовки

выпускников

требованиям

Федеральных

государственных образовательных стандартов.

Педагоги методической комиссии профессионального цикла поставили перед

собой задачу – разработать новые формы и методы проведения итоговой аттестации

выпускников.

Итоговая

аттестация

выпускников

состоит

из

нескольких

аттестационных

испытаний,

одним

из

которых

является

выполнение

выпускной

практической

квалификационной работы по профессиям.

Система работы по подготовке к итоговой аттестации в данной форме включала:

Разработку и утверждение методической комиссией перечня заданий для

выпускных практических квалификационных работ.

Разработку и утверждение методических рекомендаций по их выполнению.

Оказание помощи обучающимся в подготовке работ к защите.

Защита и анализ работ.

Итоговое

аттестационное

испытание

по

профессиям

проводится

на

объектах

исправительных учреждениях ГУФСИН России по Ростовской области.

Производственная практика осуществляется непрерывно в рамках учебной

дисциплины по осваиваемым профессиям. В организации и проведении практики

участвуют:

- образовательные учреждения;

- исправительные учреждения.

Обучающиеся при прохождении производственной практики в исправительных

учреждениях:

- полностью выполняют задания, предусмотренные программами практики;

- соблюдают действующие в исправительных учреждениях правила внутреннего

трудового распорядка;

- строго соблюдают требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и

пожарной безопасности.

Организацию и руководство практикой осуществляют руководители практики от

образовательных учреждениях и от организации.

Непосредственное

руководство

практикой

учебной

группы

осуществляется

мастерами производственного обучения.

Итоговая аттестация по профессиям проводится в форме квалификационного

экзамена, который состоит из теоретической и практической части, защиты выпускной

экзаменационной работы.

Практическая часть квалификационного экзамена заключается в выполнении

выпускных практических квалификационных работ, в которых предусмотрена сложность

работы не ниже разряда по профессии работы по квалификационным требованиям.

Теоретическая часть квалификационного экзамена проводится в виде тестов. Тесты

содержат теоретический материал в рамках квалификационной характеристики в

соответствие с разрядом рабочей профессии.

Итоговая аттестация выпускников по программам СПО состоит из следующих

испытаний:

- сдачи итоговых экзаменов по отдельным учебным дисциплинам, включенным в

состав итоговой аттестации в рамках основной профессиональной образовательной

программы;

-

выполнения

выпускной

практической

квалификационной

работы

по

специальности в пределах требований ФГОС СПО;

- защиты письменной экзаменационной работы, выполненной выпускником по

теме, определяемой образовательным учреждением.

Итоговая аттестация выпускников по программам профессиональной подготовки

так же состоит из нескольких испытаний:

- сдачи итоговых экзаменов по отдельным учебным дисциплинам, включенным в

состав итоговой аттестации в рамках основной профессиональной образовательной

программы;

-

выполнения

выпускной

практической

квалификационной

работы

по

специальности в пределах требований Профессионального стандарта.

Итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной

работы.

Тематика

выпускной

квалификационной

работы

должна

соответствовать

содержанию учебной дисциплины.

Выпускная квалификационная работа состоит из задания, пояснительной записки и

практической части.

I. Пояснительная записка

Введение

Описание

технологического

процесса

выполнения

выпускной

практической

квалификационной работы (тема ВКР едина)

Вопросы организации рабочего места и охраны труда;

Выводы и заключение, рекомендации относительно возможностей применения

полученных результатов;

Список используемой литературы.

Основная часть пояснительной записки разделяется на разделы и подразделы.

Выпускнику

в

процессе

защиты

разрешается

пользоваться

пояснительной

запиской. Однако лучшее впечатление производит доклад в форме пересказа без зачтения

текста, которым следует пользоваться только для уточнения цифрового материала.

Обучающийся должен свободно ориентироваться в своей выпускной письменной

экзаменационной работе.

На защите в своем выступлении выпускник наибольшее внимание должен уделить

вопросам организации рабочего места, соблюдении правил безопасности труда на рабочем

месте.

В докладе рекомендуется отразить:

актуальность темы;

цель выпускной квалификационной работы;

задачи, решаемые для достижения этой цели;

суть проведенного исследования;

выявленные в процессе анализа недостатки.

Выступление должно содержать: сведения по основным разделам пояснительной

записки. Доклад должен продемонстрировать приобретенные обучающимся навыки

самостоятельной работы, необходимые современному квалифицированному рабочему.

На

основе

материала

для

итоговой

аттестации

разработаны

методические

рекомендации для выполнения выпускных практических квалификационных работ.

Выполнение всех методических рекомендаций по итоговой аттестации, позволит

объективно оценить уровень квалификации выпускников в соответствии с требованиями

Профессионального

стандарта

по

профессиям

в

образовательных

учреждениях

Федеральной службы исполнения наказаний, выявить наиболее часто встречающиеся

недостатки в подготовке специалистов по профессиям.



В раздел образования