Автор: Иванова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ЧОУ "Деловая волна"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Предметные недели по математике, как средство повышения интереса к предмету
Раздел: полное образование
ёСтатья «предметные недели по математике, как средство повышения
интереса к предмету»
Учитель математики ЧОУ «Деловая волна» Иванова Татьяна Алексеевна
«Любить математику может не каждый,
Бывает, не каждый её и поймёт,
Но искорка пламени вспыхнет однажды
И пламень любви к ней в душе разожжёт»
О. Паншеева.
Любовь к математике может быть врождённой и приобретённой. Время приобретения
её у каждого своё. Для одних учеников ассоциации со словом «математика» возникают в
виде «ах!», у других «ох». У некоторых обучающихся интерес к предмету возникает во
время проведения и подготовки к неделе математики. Любое мероприятие –это всегда
праздник с присущими ему атрибутами: подготовка, репетиции, проявление творческих
способностей, приобретение новых знаний, дух соперничества, сопереживание. Учителям
часто приходится слышать от некоторых учеников «мне скучно на математике, не
интересно»
И
бедный
учитель
ломает
голову,
что
же
ещё
придумать,
чтобы
заинтересовать ученика? Существует прекрасный афоризм: «научить нельзя, научиться
можно». Но научится лишь тот ученик, у которого появится интерес к предмету. Поэтому
учителя всегда стараются разнообразить предметные недели. Внеклассные мероприятия
всегда более эмоциональны, чем уроки, а положительные эмоции способствуют более
долговременному сохранению полученной информации в памяти, самовыражению,
обогащению кругозора.
Важнейшей
задачей
современной
системы
образования
является
формирование
«универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а
не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков. Одним из
средств формирования УУД являются игры, соревнования. Игровые технологии занимают
важное место в учебно-воспитательном процессе, так как способствуют воспитанию
познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
« Любое игровое общество-коллектив, выступающей применительно к каждому игроку
как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных
связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия,
взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может. Д.Б.
Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных
отношений,
которые
получает
ученик
в
игре.
Таким
образом
при
проведении
мероприятий предметной недели используются технологии «обучения в сотрудничестве»:
взаимозависимость членов команды, личная ответственность каждого члена команды за
собственные успехи и успехи своей группы.
Игровая деятельность в период проведения недель по математике является
незаменимой в формировании УУД:
- развитие интереса, мотивация, желание выполнять учебные действия, проявление
фантазии, воображения при выполнении заданий.
- способствует преодолению внутренних конфликтов
- способ самосовершенствования
- повышение настроения
- активная мобилизация
Подготовка к неделе математики способствует формированию познавательных учебных
действий:
поиск
и
выделение
необходимой
информации,
применение
методов
информационного поиска, выполнение заданий повышенной сложности (за рамками
учебников математики». В плане подготовки к неделе математики широко используется
проектная деятельность..
Математическая неделя имеет свою специфику и атмосферу. При планировании недели
перед учителями встаёт вопрос: как сделать мероприятие не только содержательным, но
и
зрелищными,
занимательными?
Как
увлечь
математикой
как
можно
больше
школьников?
Традиционные мероприятия:
- викторины
- конкурсы
-игра по станциям
- дискуссии
- игры ролевые, игра «счастливый случай», «моя игра»
- театрализованные представления
- квн
-турниры смекалистых
-уроки за рамками учебников математики
В нашей школе предметные недели проходят уже давно. Стало хорошей традицией, что
неделя математики у нас проводится в конце ноября, начале декабря. Так как наша
школа частная и небольшая, то весь коллектив разбивается на 7 или 8 команд по 7-8
человек в каждой, куда входят ученики 5-11 классов, капитанов выбирает команда. Перед
любым классом за 10 дней даётся д/з (в зависимости от уровня класса), которое
оценивается определённым количеством баллов.
5-6 классы- творческие работы и проектная деятельность: старинные меры; «знаешь ли
ты?», необычные числа, в математике; путешествие в страну процентов; проценты в
повседневной жизни человека; геометрия и мода; ох, уж эти дроби (выбираются темы
жеребьёвкой).
-мини-сочинение «Ах математика! Ох математика»
- найти и оформить красиво 6-10 высказываний о математике известных людей,форма А-4
7-8 класс – презентации на тему: путешествие в глубь веков (великие математики
древности, 16-17 веков. 18-19 веков, 20 века). Конкурс презентаций. Материал
используется в дальнейшем на уроках и предметных неделях в разных классах.
Например. в викторине «знаешь ли ты историю математики?» «Великие математические
открытия». «Женщины- математики».
- презентации: проценты в повседневной жизни (задачи и их решения на двойное
изменение цен, усушивание)
- проекты на тему: старинные способы решения задач
- диафантовы уравнения
- неравенства в геометрии
- бенефис теоремы Виета
9-1о классы: процентные вычисления в жизненных ситуациях: тарифы, банковские вклады
Ученики 11 класса являются организаторами многих мероприятий, материалы готовят
самостоятельно. Например, они проводят мастер-классы на тему: решение задач с
помощью кругов Эйлера; формула Пика и её использование при решение задач на
нахождение площадей.
Планы недель математики, которые мы проводили за последние 2 года:
НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ 2018г и 2019г.
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Открытие недели
7 класс:
«Процентные
вычисления в
жизненных
ситуациях»
8-9 классы
Конкурс «Судоку»
6 класс Игра
«Путешествие в город
математических
загадок»
6 класс Игра
«Числомания»
7 класс.
Презентации
«Великие
математики».
8 класс: конкурс
иссслед. работ
«Великие
математики»
7 класс
Исследовательские
работы «Старинные
задачи и их решения
Перемена. Конкурс
художников-кубистов.
Нарисуй портрет с
завязанными
глазами, согласно
инструкциям
ведущего.
7 класс. Игра
«Детективы»
10 класс. Задачи на
смекалку.
Перемена.
Конкурс. Квадрат
Пифагора.
( складывание
фигурок)
10 класс. « Принцессы
науки»
6-7 классы. Конкурс
«Мастера быстрого
счёта»
Командная игра
«Счастливый
случай»
Закрытие недели.
8 класс.
Математические
ребусы.
10 класс. «Задачи на
смекалку»
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
6 класс.
«Внимательные
математики»
5 класс. Викторина
«Знаешь ли ты
единицы
измерения?»
7 класс. Игра
«Детективное
агенство».
Решение
логических и
занимательных
задач.
7-6классы. Игра
«Веселая
математика»
5-6 классы. Игра
«Математическая
рулетка».
3 и 4 уроки.
8 класс. Решение
задач с помощью
кругов Эйлера.
Мастер-класс.
8 класс. «Числа
правят миром…»
Квадрат и
психоматрица
Пифагора.
Афоризмы
Пифагора.
7 класс.
Нестандартные
приемы решения
задач.(круги
Эйлера.),
Мастер-класс.
9 класс. « Веселый
циркуль».
Конструирование,
моделирование
9 класс. «Числа
правят миром…»
Квадрат и
психоматрица
Пифагора.
11 класс
Шифрование и
матрицы.
8 класс. Формула
Пика и её
использование при
нахождении
площадей фигур.
Общешкольное
мероприятие:
великолепные семёрки
5-11 классы.
10 класс. Игра
«Детективное
агенство».
Решение
логических и
занимательных
задач.
10 класс.
Шифрование и
матрицы.
11 класс.Игра
"Эрудит"
Самым ярким и запоминающимся мероприятием была игра «Великолепные семёрки», в ходе
которой команды продемонстрировали свою индивидуальность, актёрское мастерство, фантазию,
творчество. Каждый ученик с 5-11 классы принимал активное участие в театрализованном
представлении.
За неделю у каждой команды было задание обыграть теоремы по геометрии:
1.любой признак равенства треугольников
2.подобие треугольников
3.примзнак параллельности прямых
4. теорема Пифагора
5. любое свойство параллелограмма
6. свойства касательной к окружности
7. свойства прямоугольного треугольника, вписанного в окружность.
Жанр предлагался любой: опера, опера, пантомима, балет, хор, комедия, трагедия.
Несомненно, основные геометрические понятия в такой интерпретации запомнились быстрее
всего.
Очень запомнился 10-11 классам урок по теме: «Шифрование и математика». Ребята в необычной
форме познакомились с матрицами. И буду студентами, со слов выпускников, было проще понять
эту тему.
Выводы.
-Внеклассная работа по математике даёт мощный толчок для изучения предмета в большей
степени
- Проектная работа- одна из самых эффективных технологий по привитию интереса к математике
- Творческая работа воспитывает желание изучать, анализировать, созидать.