Напоминание

Методы и приемы изучения пунктуации сложных предложений в 8 классе якутской школы.


Автор: Белолюбская Елена Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Майинская СОШ им.В.П.Ларионова"
Населённый пункт: Майя
Наименование материала: Методы и приемы изучения пунктуации сложных предложений в 8 классе якутской школы.
Тема: Методы и приемы изучения пунктуации сложных предложений в 8 классе якутской школы.
Раздел: среднее образование





Назад




Методы и приемы изучения пунктуации сложных предложений

в 8 классе якутской школы.

Пунктуация – это собрание правил постановки знаков препинания на

письме.

Вместе

с

буквами

знаки

препинания

составляют

общую

графическую систему языка и служат целям общения. Пунктуационная

грамотность важна не менее, а может быть, и более, чем орфографическая

грамотность, потому что пунктуационная ошибка может привести к

изменению смысла всего предложения.

В основе обучения пунктуации в школе лежат три частных принципа

русской пунктуации: синтаксический (грамматический), интонационный и

логический (смысловой).

1.

Синтаксический (грамматический) принцип

Синтаксический или грамматический принцип развил Я.К. Грот,

писавший, что в основе большинства правил лежит структура предложения.

Только знание синтаксиса помогает в этих случаях расставить знаки

препинания.

Знаки, обусловленные прежде всего строением предложения, его

синтаксисом, строго обязательны и не могут быть авторскими. Такое

качество

пунктуации, как способность указывать на грамматическое

членение речи, является основанием для разработки устойчивых правил

расстановки знаков препинания.

К разряду синтаксических знаков препинания можно отнести такие

знаки, как точка, фиксирующая конец предложения; знаки на стыке частей

сложного предложения (когда имеется ввиду их ограничительная роль);

знаки, выделяющие разнообразные конструкции, вводимые в состав простого

предложения, но грамматически с ним не связанные, т.е. не являющиеся его

членами, и др.

Грамматический

принцип

способствует

выработке

твердых

общеупотребительных

правил

расстановки

знаков

препинания.

Знаки,

поставленные на таком основании, не могут быть факультативными. Это тот

фундамент, на котором строится современная русская пунктуация, тот

необходимый минимум использования знаков препинания.

Понимание структуры предложения - залог правильной постановки

знаков препинания. Поскольку смысловые отрезки, выделяемые знаками

препинания, оформляются грамматически (например, члены предложения в

виде

слов,

словосочетаний

и

даже

предложений

-

однородные

и

обособленные

члены,

языковые

единицы,

не

являющиеся

членами

предложения), то необходимы регулярные наблюдения над структурой

предложения. Для этого используются элементы синтаксического анализа:

1) нахождение грамматической основы (или основ) предложения;

2) обнаружение смысловых отрезков, осложняющих предложение

(однородного

ряда

слов

или

предложений,

обособленных

слов,

словосочетаний и пр.);

3) определение разновидности смысла (однородность, обособленность

и т.п.).

От уровня овладения этими сведениями будет зависеть и уровень

пунктуационных

умений

ученика.

Например,

в

синтаксисе

сложного

предложения непосредственно с пунктуацией связаны понятия, которые

характеризуют строение сложного предложения: союзное, бессоюзное,

придаточные предложения и их типы.

2.

Интонационный принцип.

Интонационный принцип выдвинул Л.В. Щерба, отмечавший, что

знаки препинания обозначают фразовую интонацию.

Для

правильной

постановки

знаков

препинания

важны

ритмо-

мелодические характеристики синтаксических единиц. Эти характеристики

выясняются в ходе интонационного анализа, который складывается из

определения:

1) вида интонации (интонации предложений и их объединений,

включения в предложение);

2)

характера

интонации

(восклицательной,

перечислительной,

противопоставительной и др.).

С позиций пунктуации важным является выразительное чтение,

которое способствует правильному смысловому членению предложения. Для

развития пунктуационной грамотности значим принцип опоры на речевой

слух, как во внешней, так и во внутренней речи, что приучает учеников

наблюдать за интонацией предложения. Это создает условия для выбора

нужного знака препинания, так как разным информативным отрезкам

свойственна разная интонация.

Академик В.В. Виноградов писал, что «слова или словосочетания,

соединенные в предложение посредством тех же приемов согласования,

управления и примыкания, которые характерны для связи слов внутри

словосочетания,

без

соответствующей

организации

интонационными

средствами еще не представляют собой сообщения».

1

3.

Логический принцип.

Логический или смысловой принцип, выдвинутый Ф.И. Буслаевым,

заключается в том, что во многих правилах пунктуации сведения о структуре

предложения дополняются указаниями на смысловые отношения. Например,

для того чтобы правильно расставить знаки препинания между частями

бессоюзного сложного предложения, надо определить, какая смысловая связь

имеется между простыми предложениями, входящими в его состав.

Для создания предпосылок формирования пунктуационных умений

перед изучением правила целесообразно уточнять и то логическое значение,

которое входит в формулировку правила. Хотя общемыслительные категории

причины, следствия, противопоставления и др. в школе специально не

изучаются,

в

реальном

учебном

процессе

постоянно

происходит

оперирование

ими,

ибо

они

выражаются

как

лексически,

так

и

грамматически.

Опознать

их

можно

по

вопросам,

однако

даже

старшеклассники не соотносят вопрос и категорию, например вопрос

почему? и категорию причину и т.п.

1

В.В.Виноградов. Вопросы грамматического строя. – М, Изд-во АН СССР, 1955, с. 400.

В 70-е гг. прошлого века ученые пришли к выводу, что пунктуация

строится не на одном каком-либо принципе, а на ряде принципов. По

наблюдениям Г. И. Блинова, эта совокупность отражается в формулировках

пунктуационных правил. Принципы русской пунктуации – это та основа, на

которую следует опираться, чтобы усовершенствовать пунктуационные

навыки учащихся во всех основных типах и видах предложений.

Принципы пунктуации дополняют друг друга, поэтому для выбора

знака препинания и определения места знака в предложении рекомендуется

комплексное применение принципов, т.е. одновременное наблюдение над

значением, строением и звучанием предложения.

Если интонация иногда может выражать смысл без грамматических и

даже в некоторых случаях без лексических средств, то формально-

грамматические и лексические средства в предложении всегда объединяются

с интонационным, которые являются в таких случаях грамматическими

средствами. Отсюда следует, что грамматическими средствами в широком

понимании

являются

и

формально-грамматические

и

интонационные

средства.

Знаки препинания в письменной речи бывают необходимы в тех

случаях, когда лексических и грамматических средств недостаточно для

понимания текста. Это прежде всего знаки препинания в конце предложения

(точка, восклицательный

и вопросительный знаки). Далее идут знаки

препинания

между

предложениями

в

сложносочиненном,

сложноподчиненном, бессоюзном сложном предложениях. Между членами

предложения обычно знаков препинания не бывает, но они ставятся между

однородными членами предложения. Выделяются знаками препинания

вводные слова и предложения, обращения, слова-предложения «да» и «нет»,

междометия. Ставятся запятые при обособленных второстепенных членах

предложения. Наконец, употребляется довольно разнообразная пунктуация

для выделения прямой речи и слов автора.

Если попробовать разобраться в том, что определяет пунктуацию во

всех перечисленных случаях, то следует назвать формально-грамматический

строй

предложения

и

интонацию,

т.е.

грамматическую

организацию

предложения. Конечно, можно говорить, что пунктуацию определяет смысл,

но не непосредственно, минуя интонацию и формально-грамматический

строй, а через них. Нельзя ставить в один ряд смысл, интонацию и

синтаксический строй предложения, как это делают многие лингвисты и

методисты; неправомерно говорить о трех принципах отдельно, так как

смысл выражается через интонацию и формально-грамматический строй.

2

В перечисленных случаях употребления знаков препинания иногда на

первый план выступает формально-грамматическая связь, иногда интонация,

иногда они как бы равноправны.

Указанными особенностями определяются принципы обучения русской

пунктуации в национальной школе. Основными и них являются:

2

Фирсов Г.П. Совершенствование методов обучения пунктуации// Пути совершенствования преподавания

русского языка в V-VIII классах. М., Изд-во академии педагогических наук РСФСР., 1962, с. 121- 122.

1)

Принцип

сознательности

обусловлен

тем,

что

в

основе

пунктуационного анализа лежит не автоматизированное, а сознательное

действие, связанное с анализом структуры и смысла предложения.

Добиваясь сознательной постановки знаков препинания, необходимо

всячески бороться против механического применения правил пунктуации.

Например, учащиеся должны усвоить, что запятая ставится не перед союзом

который, а между главным и придаточным предложениями:

Нет трудностей, которые нельзя преодолеть.

В современной медицине есть такие инструменты, с помощью

которых врачи делают операцию на сердце.

Сознательная

пунктуационная

грамотность

основывается

на

распознавании границ его частей и обозначении этих границ знаками

препинания согласно правилам пунктуации.

Очень важно приучить учащихся ставить знаки препинания в процессе

письма, а не по записи, как нередко наблюдается на практике. Правильная

постановка знаков препинания в процессе письма свидетельствует, во-

первых, о понимании учащимися структуры и содержания предложения, во-

вторых, о сознательном применении правила пунктуации.

2)

Принцип

связи

пунктуации

с

изучением

синтаксиса

,

что

обусловлено грамматической основой русской пунктуации. Так как знаки

препинания ставятся по правилам, то и изучать правила пунктуации

целесообразно в процессе изучения соответствующего типа предложения.

Без усвоения синтаксиса невозможно усвоить и пунктуацию, притом

усвоение синтаксиса и пунктуации должно идти одновременно. На практике

этот принцип реализуется путем сообщения правил пунктуации в связи с

изучением типов синтаксическх конструкций.

3)

Принцип

связи

обучения

пунктуации

с

развитием

речи

,

обусловленный

тем,

что

постановка

знаков

препинания

является

обязательным элементом письменного оформления связного высказывания.

Предложение кк комммуникативная единица, создается для выражения

определенной мысли и входит в связное высказывание как его составная

часть. Чтобы правильно поставить знаки препинания, необходимо понять

структуру и смысл не только отдельного предложения, но и всего

высказывания в целом. Поэтому при обучении пунктуации не следует

ограничиваться

наблюдением

за

постановкой

знаков

препинания

в

изолированных

предложениях,

а

целесообразно

использовать

связные

тексты, на материале которых легко показать постановку конечных знаков

препинания для отделения одного текста на абзацы и т.д. Связный текст дает

материал для развития речи. Письменные виды работына материале связных

текстов способствуют одновременно привитию пунктуационных навыков.

4)

Принцип связи обучения пунктуации с выразительным чтением

.

Осуществляется этот принцип путем систематического наблюдения над

интонацией изучаемого структурного типа предложения. Наблюдение над

интонацией облегчает понимание структуры и смысла предложения. А

значит, выбор нужного знака препинания.

В национальной школе

наблюдение над интонацией предложения и усвоение этой интонации

приобретает особое значение еще как средство, способствующее развитию

слуха учащихся и привитию навыков выразительного чтения.

Наблюдая над интонацией, учащиеся усваивают основные случаи

совпадения и несовпадения интонации и пунктуации, учатся не только

ставить, но и “читать” знаки препинания.

5)

Принцип связи обучения русской пунктуации с родным языком

учащихся обусловлен тем, что навыки постановки знаков препинания на

родном языке облегчают усвоение правил пунктуации в русском языке.

Поэтому опора на якутский язык является необходимым условием успешного

обучения русской пунктуации в национальной школе.

Указанными принципами определяется выбор видов работы и в

система упражнений, используемых при обучении русской пунктуации.

Виды работы, которые могут быть использованы при обучении русской

пунктуации, очень много. В основном те же упражнения и приемы, которые

используются при изучении синтаксиса (Приложения 1, 2)

Анализ структуры предложения. Изучение каждого пунктуационного

правила должно быть основано на анализе структуры предложения.

Например, для постановки запятой в сложных предложения ученик должен

уметь разграничивать простые предложения в составе сложного.

Заучивание пунктуационных правил.

На основе наблюдений над

однотипными примерами сообщется правило пунктуации. В основе любого

пунктуационного правила лежат синтаксические понятия, поэтому, сообщая

то или иное правило постановки знаков препинания, надо выяснить,

достаточно ли хорошо осознаны учащимися те синтаксические понятия, на

которые опирается изучаемое пунктуационное правило. Чтобы предупредить

механическое заучивание правила, следует всякий раз требовать от учащихся

иллюстрировать правило конкретными примерами.

Пунктуационный

разбор

проводится

в

неразрывной

связи

с

синтаксическим разбором, являясь составной частью последнего. В процессе

пунктуационного разбора выясняется, какова структура предложения и чем

обоснована постановка в нем того или иного знака препинания.

Пунктуационный разбор может быть использован как самостоятельный

вид работы, но может сопровождать и другие виды работы, например,

списывание и диктанты.

Наблюдение над интонацией предложения .

Списывание.

Различается

списывание

с

мотивировкой

знаков

препинания (дается текст, в котором все знаки препинания расставлены,

учащиеся только объяняют их постановку) и с расстановкой знаков

препинания (дается текст без знаков препинания, учащиеся расставляют

нужные знаки; в тексте могут быть пропущены все знаки или только на

изучаемое в данный момент правило).

Диктанты. Цель их – выработать навыки правильной постановки

знаков препинания со слуха. При обучении пунктуации могут быть

использованы все виды диктантов (кроме словарного).

Связь русской пунктуации родным языком.

Правила русской пунктуации сложных предложений можно сравнить с

правилом в якутском языке по теме: “Холбуу этии” (сложное предложение).

В якутском и русском языке понятия “сложные предложения”, расстановка в

них знаков препинания одинаковы. (Они состоят из нескольких простых

предложений, могут иметь несколько грамматических основ, части простых

предложений могут отделяться при помощи запятой,тире, точки с запятой),

одинаковы

и

виды

сложных

предложений:

тэҥҥэ

холбоммут

(сложносочиненное) и баһылатыылаах холбуу этии (сложноподчиненное

сложное предложение). В якутском языке в изучении правил пунктуации так

же обращают внимание на грамматический строй предложения и интонацию.

Сложные предложения могут связываться при помощи союзов, а также без

них.

Изучение русской пунктуации и раздела «Синтаксис» можно изучать

вместе с изучением якутской, проводя параллели между ними, так как

правила и принципы их изучения почти тождественны друг с другом. На

уроках можно использовать приемы перевода сложных предложений с

русского на якутский или с якутского на русский.

Например, можно дать такое задание: переведите на русский язык

предложения, проставьте знаки препинания между частями сложного

предложения.

Быйыл оҕо саадыгар музыка куруһуога арыллан элбэх оҕо ыллыырга

үөрэннэ.

(Что переводится как: В этом году в детском саду открылся

кружок музыки, поэтому много детей научилось петь)

При таком сопоставлении учащиеся поймут, что правила расстановки

знаков препинания в сложных предложениях тождественны и в русском, и

якутском языка; они научатся правильно осмысливать и интонировать

предложения, соответственно ставить в нужном месте знаки препинания.

Таким образом, правильно выбранные виды работ станут опорой на

эффективное изучение пунктуации сложных предложений в 8классе.

Пунктуация неразрывно связана с синтаксисом, поэтому синтаксический

(грамматический) принцип наиболее рекомендован обучению учащихся, в

котором

обязательно

понимание

структуры

предложения,

знания

и

применения правил пунктуации, ведь все-таки русская пунктуация строится

на основах грамматики. На интонации и смысле предложения учащиеся

должны обращать внимание, тем более в национальных школах. Принципы

связи обучения русской пунктуации с якутским (родным) языком является

хорошим способом обучения, так как правила синтаксиса и пунктуации в

этих языках схожи, что поможет в обучении не только русской, но и

якутской грамоты. По мнению Караулова, изучение русского языка

“способствует углубленнному и эффективному овладению родным языком и

должно осуществляться на базе родного языка и при опережающем развитии

личности на родном языке”.

3

3

Караулов Ю.Н. Двуязычие и русский язык в СССР (К теории языкового сосуществования). – Рус.яз. в

школе, 1989, №3, с.108



В раздел образования