Автор: Кушхова Зарема Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ №73
Населённый пункт: Кабардино - Балкария г. Нальчик
Наименование материала: Деловая игра с педагогами ДОУ
Тема: Мастер-класс для воспитателей
Раздел: дошкольное образование
Деловая игра с педагогами ДОУ №73
«Знай, свой родной край, познакомь с ним детей»
Цель:
Продолжать формировать представления педагогов об эффективных формах
работы по ознакомлению детей с культурно- историческими традициями народов
Кабардино-Балкарии.
Развивать инициативу, мастерство, творческий потенциал педагогов.
Совершенствовать умение педагогов опираться в процессе дискуссии на свой
личный опыт.
- Мы начнём нашу деловую игру со стихотворения З. Александровой «Родина»:
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…
У реки берёзка- скромница
И ромашковый бугор…
А другим наверно вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина;
Родина бывает разная,-
Но у всех она одна!
Вступление:
Дорогие коллеги! Ежегодно 1 сентября мы празднуем не только День знаний, но и День
государственности КБР. Это очень важный праздник для всех нас, жителей этой
многонациональной республики. Вы должны знать, что 1 сентября 1921 года образовалась
Кабардино-Балкарская автономная область. Создание национальной государственности
кабардинского и балкарского народов стало выдающимся событием в их исторических
судьбах. С того знаменательного дня прошло уже 92 года. И вот на протяжении почти
целого века в нашей республике в мире и согласии проживают кабардинцы, балкарцы,
русские, евреи, турки и представители многих других национальностей. Формирование
духовного мира необходимо начинать с раннего возраста, и задачей педагогов является
знакомство дошкольников с культурой, обычаями и традициями народов, через
разнообразные формы работы. Но, прежде чем научить детей, педагог должен сам знать
культурные особенности своего региона. И в сегодняшней игре мы выявим, насколько вы
компетентны в данном вопросе.
Ведущий:
Хорошо, когда с утра начинается игра!
Позавидуешь детишкам: и девчонкам, и мальчишкам.
Взрослым тоже б поиграть, да нужно меру соблюдать.
Но сегодня день особый, собрались мы неспроста.
И у взрослых педагогов начинается игра!
Приглашаю педагогов принять участие в деловой игре
- Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Сегодня мы поговорим о нашей малой родине Кабардино – Балкарии.
Ваш профессионализм и творчество оценит жюри в составе:
- Эдилова З.Г.
- Белова Э.В.
- Янукаева Е.В.
Жюри оценивает по трёхбалльной шкале каждое задание.
Задание №1 – Приветствие команд
Задание №2 – «Конкурс Знатоков»
- Назовите главную достопримечательность нашего края. (горы)
- Правильно. Символом или визитной карточкой для Кабардино – Балкарии являются
горы.
- Как называется самая высокая вершина Европы? (Эльбрус)
- А как ещё называют Эльбрус? (Двуглавая гора, Ошхамахо, Минги-Тау, гора Счастья)
- Действительно у Эльбруса две вершины. Разница между ними в один метр.
Восточная- 5641 м
Западная -5642 м
Впервые Эльбрус был покорён в 1829 году, кабардинцем Киларом Хашировым, а в 1868
году обе вершины покорил балкарец Ахия Соттаев.
Этим покорителям Эльбруса в наше время возвели памятники (фото)
- А где мы ещё можем встретить изображение Эльбруса? (флаг, герб)
- Какой город расположен высоко в горах? ( Тырныауз). Покажите на карте.
- Этот город известен во всём мире. Чем он известен?
Лечатся от аллергии
Высокогорные туристические базы
Добывают молибден
- Молибден по-другому называют «звёздный» металл, т.к. его добавляют для прочности в
сплавы и из этих сплавов делают космические корабли. Но в этих горах много и других
полезных ископаемых: гранит, мел, различные руды.
- Ещё одно богатство нашей республики – это реки и озёра. Ледники дают начало многим
рекам (Малка, Терек, Черек, Баксан).
- Продолжим работу по карте. Но прежде назовите столицу КБР.
- Какие ещё города вы знаете? (Прохладный, Майский, Тырныауз, Баксан, Нарткала,
Терек, Чегем)
2. Беседа « Моя республика»
Кабардино-Балкарская республика расположена на северных склонах центральной
части Главного кавказского хребта(Большого Кавказа) и на примыкающей к ним
кабардинской равнине. Общая площадь республики составляет 12,5 тысяч кв.км.
(приложение карта КБР)Кабардино –Балкария граничит на западе с Карачаево-Черкесской
республикой, на
западе и севере- со Ставропольским краем, на востоке- с Северо- Осетинской
республикой, на
юго-западе с Грузией.У нашей республики, как и у других республик, есть своя
символика. Это гимн –
главная песня Кабардино-Балкарии, герб и флаг(приложение)
Столицей (главным городом) Кабардино – Балкарии является город Нальчик
( приложение фото Нальчика)Датой основания Нальчика считается 1724 год, с 5 декабря
1936 года является
столицей.
Нальчик – крупный экономический, административный, культурный центр Южного
Федерального округа и известная здравница.
Знаете ли вы, что означает слово «Нальчик»?
В переводе на русский язык Нальчик означает «подкова», то есть символ счастья,
благополучия и удачи.
Знаете ли вы сколько городов в Кабардино-Балкарии и как они называются? А какие
населенные пункты вы знаете? Как называется ваше родное село? Что вы можете о нем
рассказать?
Красива и исключительно разнообразна природа республики. С севера-востока на юго-
запад степная равнина последовательно сменяется узкой полосой предгорной лесостепи, а
затем могучими горными лесами. Над лесами располагаются субальпийские и альпийские
луга, а ещё выше – безжизненные ледяные просторы.
Недра богаты полезными ископаемыми. Республика славится цветными металлами,
нерудными ископаемыми и минеральными водами.
Не только в нашей стране , но и далеко за ее пределами известна высочайшая и
красивейшая вершина Европы –Эльбрус. Круглый год сюда приезжают туристы и
спортсмены.
Своей красотой славятся Чегемские водопады, Голубые озера и многие другие
достопримечательности нашей родной республики.Красота нашего края воспевалась
знаменитыми поэтами –соотечественниками Али
Шогенцуковым, Кайсыном Кулиевым, Алимом Кешоковым и многими другими.
Известный художник, наш соотечественник Руслан Цримов , написал немало картин,
передающих красоту и величавость нашего края. А кого из наших поэтов, писателей и
художников вы можете сами
назвать?
Богат животный и растительный мир КБР. Многие растения и животные охраняются
Законом, они занесены в Красную книгу.
Но не только природными богатствами известна наша родина. Славится она своими
красивыми обычаями, этикетом.
Давайте немного поговорим об этикете народов , населяющих нашу республику.
Гостеприимство – это национальная черта кавказских народов. (Отрывок из
стихотворения Хабаса Шогенова “Таков кабардинский обычай”):
У горца для гостя питье и еда,
Любому приют без отличий,
И если с добром –
Ты желанен всегда.
Таков кабардинский обычай.
Иностранный путешественник Дж. Лонгворт отмечал: “Есть три качества, которые на
Кавказе делают “человека известным и прославляют его: храбрость, красноречие и
гостеприимство, или острый меч, сладкий язык и сорок столов ”.
Пословица.
У адыгов гость любимец.
С гостем Приходит счастье.Важнейшие требования этикета:
Скромность, терпимость, снисходительность.
Вежливое и учтивое отношение к родителям.
Уважительное отношение к старшим.
Рыцарское отношение к женщине.
Песня “Адыги” в исполнении 3.Тутова.
Вот какая у нас с вами замечательная республика. На земле нашей все прекрасно:
красивейшая природа, богатый животный и растительный мир, а самое главное достояние
-
замечательные люди.
3. Рефлексия.
О чем мы с вами говорили на уроке? Что нового вы узнали о Кабардино-Балкарии?
Давайте пожелаем родной республике мира и процветания и пообещаем, что мы с вами
будем
достойными ее гражданами
Задание №3 «Назови животное или растение»
Класс делится на группы. (визуальная викторина)
- Мы перечислили только малую часть прикрас нашего края. Ведь есть ещё Чегемские
водопады, Голубые озёра.
- А как красив наш город. Мы часто не замечаем эту красоту. Давайте посмотрим, что мы
должны сохранить для наших потомков, чтобы они могли гордиться своей Родиной.
- А сейчас мы узнаем о самом большом богатстве. Это многонациональный народ с
замечательными традициями, обычаями (сообщение педагога)
1. Какие народы проживают в КБР?
2. Какие народы проживают в посёлке?
3. Какие формы работы вы используете, знакомя детей с традициями и культурой
народов?
4. Какие формы работы с родителями направлены на их приобщение к традициям и
культуре народов?
Задание № - Фольклор народов КБР
1. Дополните пословицу и ответьте: Какой народ её сложил?
«У хорошего чабана четыре… (глаза)» – балкарская.
«Трусливая собака кусает… (тайком)» – балкарская.
«При солнышке тепло, при матери… (добро)» -русская.
«Язык сладок, да сердце… грязно» -кабардинская.
«Сколько на свинью стремя не одевай, все равно конем…( не станет)»-кабардинская.
2. Отгадайте загадки:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз). Русская.
Эвенкийская:
- Кто на своей голове лес носит? (олень)
Татарская:
- Старик- шутник, на улице стоять не велит, за нос домой тянет (мороз)
Русская:
- Пять чуланов – одна дверь (перчатка)
Задание № Музыкальный ринг
Послушайте фрагменты народных мелодий. Определите какому народу она принадлежит.
Задание № Прикладное творчество народов КБР
Слайды с изображением орнаментов.
Задание № Национальный костюм
Назовите национальность по элементам костюма.
Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные
дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье,
серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые
чувяки.-
Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным
поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка,
овчинная
шуба.
Назовите
мужской головной
убор(папаха),
национальную
обувь
(наговицы), элементы одежды (платье, фартук, камзул)
Задание № Подвижные народные игры
Каждая команда проводит с командой соперников подвижную игру.
«Повелитель лунки» (кабардинская народная игра)
Если игра проводится на улице, тогда в центре площадки радиусом примерно 15 м
выкапывают лунку, в которую кладут мяч. Если игра проводится в спортзале, то можно
расположить мяч в середине очерченного центра поля. «Повелитель лунки» отходит к
краю игрового поля. Остальные игроки располагаются вокруг мяча на расстоянии 2—4 м
от него (от величины этого расстояния зависит сложность игры). «Повелитель лунки»
громко выкрикивает имя любого игрока, тот бежит к мячу и пытается догнать игроков,
которые врассыпную разбегаются по площадке. Водящий должен обязательно попасть
мячом в одного из игроков. Тогда этот игрок выбывает из игры. А в случае промаха
выбывает сам водящий. Остальные игроки опять становятся вокруг лунки с мячом, и
«повелитель
лунки»
выкрикивает
имя
следующего
водящего.
Последний
игрок,
оставшийся в игре, объявляется «повелителем лунки».
Правила:
1. Засчитывается только прямое попадание мяча.
2. Водящий может кидать мяч в игре только один раз.
3. Нельзя выбегать за пределы площадки, игрок, сделавший это, выбывает из игры
«Заяц» (русская народная игра)
Дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч
друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок,
сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.
Правила:
1. При броске нельзя заходить за границы круга и приближаться к зайчику.
2. Надо назвать имя игрока, который будет ловить мяч.
3. Мяч нельзя задерживать в руках, надо перебрасывать его другому игроку как можно
быстрее.
Слово жюри.
Заключительный этап «Паутинка»
Ведущий в центре круга. У него белый и чёрный клубок ниток. Воспитатели берут по
желанию любой клубок и передают другому. Каждый решает какой клубок он возьмёт,
определяя своё настроение. Кладём на пол, получается «паутинка».
Вывод:
1. Белых нитей больше – позитивное настроение.
2. Также как нити паутинки переплетены корни разных народов, также как
неразрывны и взаимосвязаны эти нити – неразрывны наши души, наши помыслы,
наши сердца.
Проект рекомендаций к деловой игре:
1.
Продолжать
повышать
уровень
самообразования
по
проблеме
воспитания
дошкольников на основе культурно-исторических традиций народов КБР.
2. Всем воспитателям групп, логопеду разработать конспект интегрированной
образовательной деятельности по ознакомлению с культурой народов. / до 20.03.12г./
3. Инструктору по физическому воспитанию дополнить картотеку подвижных игр
народов КБР / до 20.03.12г./
4. Музыкальному
руководителю
сделать
подборку
музыкального
репертуара
народов КБР по всем возрастным группам. / до 20.03.12г./
5. Воспитателю по Изо-деятельности составить картотеку цикла занятий по Изо-
деятельности на тему: «Прикладное искусство народов КБР» /до 20.03.12г./
6. Заместителю заведующей систематизировать наработанный материал по данной
теме.