Напоминание

Мастер-класс для воспитателей


Автор: Кушхова Зарема Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ №73
Населённый пункт: Кабардино - Балкария г. Нальчик
Наименование материала: Деловая игра с педагогами ДОУ
Тема: Мастер-класс для воспитателей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Деловая игра с педагогами ДОУ №73

«Знай, свой родной край, познакомь с ним детей»

Цель:

 Продолжать формировать представления педагогов об эффективных формах

работы по ознакомлению детей с культурно- историческими традициями народов

Кабардино-Балкарии.

 Развивать инициативу, мастерство, творческий потенциал педагогов.

 Совершенствовать умение педагогов опираться в процессе дискуссии на свой

личный опыт.

- Мы начнём нашу деловую игру со стихотворения З. Александровой «Родина»:

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот…

У реки берёзка- скромница

И ромашковый бугор…

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина;

Родина бывает разная,-

Но у всех она одна!

Вступление:

Дорогие коллеги! Ежегодно 1 сентября мы празднуем не только День знаний, но и День

государственности КБР. Это очень важный праздник для всех нас, жителей этой

многонациональной республики. Вы должны знать, что 1 сентября 1921 года образовалась

Кабардино-Балкарская автономная область. Создание национальной государственности

кабардинского и балкарского народов стало выдающимся событием в их исторических

судьбах. С того знаменательного дня прошло уже 92 года. И вот на протяжении почти

целого века в нашей республике в мире и согласии проживают кабардинцы, балкарцы,

русские, евреи, турки и представители многих других национальностей. Формирование

духовного мира необходимо начинать с раннего возраста, и задачей педагогов является

знакомство дошкольников с культурой, обычаями и традициями народов, через

разнообразные формы работы. Но, прежде чем научить детей, педагог должен сам знать

культурные особенности своего региона. И в сегодняшней игре мы выявим, насколько вы

компетентны в данном вопросе.

Ведущий:

Хорошо, когда с утра начинается игра!

Позавидуешь детишкам: и девчонкам, и мальчишкам.

Взрослым тоже б поиграть, да нужно меру соблюдать.

Но сегодня день особый, собрались мы неспроста.

И у взрослых педагогов начинается игра!

Приглашаю педагогов принять участие в деловой игре

- Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Сегодня мы поговорим о нашей малой родине Кабардино – Балкарии.

Ваш профессионализм и творчество оценит жюри в составе:

- Эдилова З.Г.

- Белова Э.В.

- Янукаева Е.В.

Жюри оценивает по трёхбалльной шкале каждое задание.

Задание №1 – Приветствие команд

Задание №2 – «Конкурс Знатоков»

- Назовите главную достопримечательность нашего края. (горы)

- Правильно. Символом или визитной карточкой для Кабардино – Балкарии являются

горы.

- Как называется самая высокая вершина Европы? (Эльбрус)

- А как ещё называют Эльбрус? (Двуглавая гора, Ошхамахо, Минги-Тау, гора Счастья)

- Действительно у Эльбруса две вершины. Разница между ними в один метр.

Восточная- 5641 м

Западная -5642 м

Впервые Эльбрус был покорён в 1829 году, кабардинцем Киларом Хашировым, а в 1868

году обе вершины покорил балкарец Ахия Соттаев.

Этим покорителям Эльбруса в наше время возвели памятники (фото)

- А где мы ещё можем встретить изображение Эльбруса? (флаг, герб)

- Какой город расположен высоко в горах? ( Тырныауз). Покажите на карте.

- Этот город известен во всём мире. Чем он известен?

Лечатся от аллергии

Высокогорные туристические базы

Добывают молибден

- Молибден по-другому называют «звёздный» металл, т.к. его добавляют для прочности в

сплавы и из этих сплавов делают космические корабли. Но в этих горах много и других

полезных ископаемых: гранит, мел, различные руды.

- Ещё одно богатство нашей республики – это реки и озёра. Ледники дают начало многим

рекам (Малка, Терек, Черек, Баксан).

- Продолжим работу по карте. Но прежде назовите столицу КБР.

- Какие ещё города вы знаете? (Прохладный, Майский, Тырныауз, Баксан, Нарткала,

Терек, Чегем)

2. Беседа « Моя республика»

Кабардино-Балкарская республика расположена на северных склонах центральной

части Главного кавказского хребта(Большого Кавказа) и на примыкающей к ним

кабардинской равнине. Общая площадь республики составляет 12,5 тысяч кв.км.

(приложение карта КБР)Кабардино –Балкария граничит на западе с Карачаево-Черкесской

республикой, на

западе и севере- со Ставропольским краем, на востоке- с Северо- Осетинской

республикой, на

юго-западе с Грузией.У нашей республики, как и у других республик, есть своя

символика. Это гимн –

главная песня Кабардино-Балкарии, герб и флаг(приложение)

Столицей (главным городом) Кабардино – Балкарии является город Нальчик

( приложение фото Нальчика)Датой основания Нальчика считается 1724 год, с 5 декабря

1936 года является

столицей.

Нальчик – крупный экономический, административный, культурный центр Южного

Федерального округа и известная здравница.

Знаете ли вы, что означает слово «Нальчик»?

В переводе на русский язык Нальчик означает «подкова», то есть символ счастья,

благополучия и удачи.

Знаете ли вы сколько городов в Кабардино-Балкарии и как они называются? А какие

населенные пункты вы знаете? Как называется ваше родное село? Что вы можете о нем

рассказать?

Красива и исключительно разнообразна природа республики. С севера-востока на юго-

запад степная равнина последовательно сменяется узкой полосой предгорной лесостепи, а

затем могучими горными лесами. Над лесами располагаются субальпийские и альпийские

луга, а ещё выше – безжизненные ледяные просторы.

Недра богаты полезными ископаемыми. Республика славится цветными металлами,

нерудными ископаемыми и минеральными водами.

Не только в нашей стране , но и далеко за ее пределами известна высочайшая и

красивейшая вершина Европы –Эльбрус. Круглый год сюда приезжают туристы и

спортсмены.

Своей красотой славятся Чегемские водопады, Голубые озера и многие другие

достопримечательности нашей родной республики.Красота нашего края воспевалась

знаменитыми поэтами –соотечественниками Али

Шогенцуковым, Кайсыном Кулиевым, Алимом Кешоковым и многими другими.

Известный художник, наш соотечественник Руслан Цримов , написал немало картин,

передающих красоту и величавость нашего края. А кого из наших поэтов, писателей и

художников вы можете сами

назвать?

Богат животный и растительный мир КБР. Многие растения и животные охраняются

Законом, они занесены в Красную книгу.

Но не только природными богатствами известна наша родина. Славится она своими

красивыми обычаями, этикетом.

Давайте немного поговорим об этикете народов , населяющих нашу республику.

Гостеприимство – это национальная черта кавказских народов. (Отрывок из

стихотворения Хабаса Шогенова “Таков кабардинский обычай”):

У горца для гостя питье и еда,

Любому приют без отличий,

И если с добром –

Ты желанен всегда.

Таков кабардинский обычай.

Иностранный путешественник Дж. Лонгворт отмечал: “Есть три качества, которые на

Кавказе делают “человека известным и прославляют его: храбрость, красноречие и

гостеприимство, или острый меч, сладкий язык и сорок столов ”.

Пословица.

У адыгов гость любимец.

С гостем Приходит счастье.Важнейшие требования этикета:

Скромность, терпимость, снисходительность.

Вежливое и учтивое отношение к родителям.

Уважительное отношение к старшим.

Рыцарское отношение к женщине.

Песня “Адыги” в исполнении 3.Тутова.

Вот какая у нас с вами замечательная республика. На земле нашей все прекрасно:

красивейшая природа, богатый животный и растительный мир, а самое главное достояние

-

замечательные люди.

3. Рефлексия.

О чем мы с вами говорили на уроке? Что нового вы узнали о Кабардино-Балкарии?

Давайте пожелаем родной республике мира и процветания и пообещаем, что мы с вами

будем

достойными ее гражданами

Задание №3 «Назови животное или растение»

Класс делится на группы. (визуальная викторина)

- Мы перечислили только малую часть прикрас нашего края. Ведь есть ещё Чегемские

водопады, Голубые озёра.

- А как красив наш город. Мы часто не замечаем эту красоту. Давайте посмотрим, что мы

должны сохранить для наших потомков, чтобы они могли гордиться своей Родиной.

- А сейчас мы узнаем о самом большом богатстве. Это многонациональный народ с

замечательными традициями, обычаями (сообщение педагога)

1. Какие народы проживают в КБР?

2. Какие народы проживают в посёлке?

3. Какие формы работы вы используете, знакомя детей с традициями и культурой

народов?

4. Какие формы работы с родителями направлены на их приобщение к традициям и

культуре народов?

Задание № - Фольклор народов КБР

1. Дополните пословицу и ответьте: Какой народ её сложил?

«У хорошего чабана четыре… (глаза)» – балкарская.

«Трусливая собака кусает… (тайком)» – балкарская.

«При солнышке тепло, при матери… (добро)» -русская.

«Язык сладок, да сердце… грязно» -кабардинская.

«Сколько на свинью стремя не одевай, все равно конем…( не станет)»-кабардинская.

2. Отгадайте загадки:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный.

(Арбуз). Русская.

Эвенкийская:

- Кто на своей голове лес носит? (олень)

Татарская:

- Старик- шутник, на улице стоять не велит, за нос домой тянет (мороз)

Русская:

- Пять чуланов – одна дверь (перчатка)

Задание № Музыкальный ринг

Послушайте фрагменты народных мелодий. Определите какому народу она принадлежит.

Задание № Прикладное творчество народов КБР

Слайды с изображением орнаментов.

Задание № Национальный костюм

Назовите национальность по элементам костюма.

Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные

дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье,

серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые

чувяки.-

Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным

поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка,

овчинная

шуба.

Назовите

мужской головной

убор(папаха),

национальную

обувь

(наговицы), элементы одежды (платье, фартук, камзул)

Задание № Подвижные народные игры

Каждая команда проводит с командой соперников подвижную игру.

«Повелитель лунки» (кабардинская народная игра)

Если игра проводится на улице, тогда в центре площадки радиусом примерно 15 м

выкапывают лунку, в которую кладут мяч. Если игра проводится в спортзале, то можно

расположить мяч в середине очерченного центра поля. «Повелитель лунки» отходит к

краю игрового поля. Остальные игроки располагаются вокруг мяча на расстоянии 2—4 м

от него (от величины этого расстояния зависит сложность игры). «Повелитель лунки»

громко выкрикивает имя любого игрока, тот бежит к мячу и пытается догнать игроков,

которые врассыпную разбегаются по площадке. Водящий должен обязательно попасть

мячом в одного из игроков. Тогда этот игрок выбывает из игры. А в случае промаха

выбывает сам водящий. Остальные игроки опять становятся вокруг лунки с мячом, и

«повелитель

лунки»

выкрикивает

имя

следующего

водящего.

Последний

игрок,

оставшийся в игре, объявляется «повелителем лунки».

Правила:

1. Засчитывается только прямое попадание мяча.

2. Водящий может кидать мяч в игре только один раз.

3. Нельзя выбегать за пределы площадки, игрок, сделавший это, выбывает из игры

«Заяц» (русская народная игра)

Дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч

друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок,

сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.

Правила:

1. При броске нельзя заходить за границы круга и приближаться к зайчику.

2. Надо назвать имя игрока, который будет ловить мяч.

3. Мяч нельзя задерживать в руках, надо перебрасывать его другому игроку как можно

быстрее.

Слово жюри.

Заключительный этап «Паутинка»

Ведущий в центре круга. У него белый и чёрный клубок ниток. Воспитатели берут по

желанию любой клубок и передают другому. Каждый решает какой клубок он возьмёт,

определяя своё настроение. Кладём на пол, получается «паутинка».

Вывод:

1. Белых нитей больше – позитивное настроение.

2. Также как нити паутинки переплетены корни разных народов, также как

неразрывны и взаимосвязаны эти нити – неразрывны наши души, наши помыслы,

наши сердца.

Проект рекомендаций к деловой игре:

1.

Продолжать

повышать

уровень

самообразования

по

проблеме

воспитания

дошкольников на основе культурно-исторических традиций народов КБР.

2. Всем воспитателям групп, логопеду разработать конспект интегрированной

образовательной деятельности по ознакомлению с культурой народов. / до 20.03.12г./

3. Инструктору по физическому воспитанию дополнить картотеку подвижных игр

народов КБР / до 20.03.12г./

4. Музыкальному

руководителю

сделать

подборку

музыкального

репертуара

народов КБР по всем возрастным группам. / до 20.03.12г./

5. Воспитателю по Изо-деятельности составить картотеку цикла занятий по Изо-

деятельности на тему: «Прикладное искусство народов КБР» /до 20.03.12г./

6. Заместителю заведующей систематизировать наработанный материал по данной

теме.



В раздел образования