Автор: Федорова Екатерина Витальевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Развитие навыка равновесия у детей старшего дошкольного возраста с помощью полусфер
Раздел: дошкольное образование
Развитие навыка равновесия у детей старшего дошкольного возраста с помощью
полусфер
Роль функции равновесия для ребенка очень велика. Ведь именно в детстве человек
приобретает необходимые навыки, которые затем совершенствуются в течение жизни. Т. И.
Осокина
подчеркивает,
что
функция
равновесия
для
жизнедеятельности
ребенка
необходима в накоплении «двигательного опыта, обогащении представлений о пространстве
и окружающем его мире предметов, явлений, для формирования первичных волевых
процессов»
Ряд авторов (А. И. Яроцкий, 1949, 1951; В. Г. Стрелец, 1962, 1969, 1974; К. И. Брыков,
1965; К. Л. Хилов, 1969; В. Н. Болобан, 1971; Р. М. Багаутдинов, 1972; L. Aschoton, H.
Knepton, 1978; А. С. Корнеев, 1988; А. А. Смирнов, 1988; Г. А. Гордеева, 1993 и мн. др.)
отмечают, что специальной тренировкой можно улучшить функциональные возможности
органов и систем равновесия тела человека. Однако наибольший эффект её выявлен в период
морфологического
созревания
ведущих
в
механизме
регуляции
равновесия
тела
анализаторов (вестибулярного, зрительного и двигательного). Вместе с тем В. Г. Стрелец
(1969) указывает на необходимость в раннем возрасте (в том числе и в 5-6 летнем), прежде
всего, тренировки вестибулярного анализатора, так как он является доминирующим в актах
сохранения статодинамической устойчивости человека.
Сегодня для формирования навыков и освоения ходьбы, бега, вертикального
положения почти не осталось естественных возможностей. Вместо среднего рельефа ребенку
и взрослому в городе предложена ровная поверхность, горизонталь пола, дороги, тротуара
как идеал градостроительства и комфорта. Преодоление макрорельефа сглаживается
транспортом,
лифтами,
подъемниками.
Восприятию
микрорельефа
противодействует
постоянное ношение обуви. В результате «цивилизованный» уход от трех уровней рельефа к
ровной поверхности ослабляет развитие и формирование многих систем организма ребенка.
Любые движения, действия, перемещения в пространстве,
различные виды
деятельности человека все связано с необходимостью сохранять равновесие.
Если
рассмотреть подробно механизм выполнения основных видов движения человека: ходьба,
бег, прыжки, лазание, метание и т.д., все они связаны с необходимостью сохранять
равновесие. Поэтому, формирование равновесия – важнейшая задача физического воспитания
дошкольников.
Уже в попытках маленького ребенка садиться, вставать, ходить и т.п. ярко выражены
функциональные проявления органов равновесия. От своевременного их развития зависит и
здоровье, и полноценное общее развитие ребенка, а также развитие его двигательной сферы.
Равновесие делится на статическое и динамическое. Статическое равновесие –
способность
человека
сохранять
устойчивое
положение
тела
в
состоянии
покоя.
Динамическое равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение тела в
движении.
Формирование навыков равновесия начинается в раннем детстве. Существует
методика применения полусфер в развитии навыков равновесия. Ее предложили И. К.
Шилкова, А. С. Болшев, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова в программе
«Уверенный старт» [2].
Полусфера
-
идеальный
тренажер
(как
считают
авторы)
для
тренировки
вестибулярного аппарата, мышц ног, развития чувства равновесия и улучшения реакции.
Очень полезен для профилактики плоскостопия у детей и развития голеностопа. Его еще
называют баланс.Баланс сделан из сосны и имеет вид полусферы. Диаметр полусферы - 37
см. Высота - 9 см. Вес - 2,6 кг.
Перед выполнением упражнений на полусферах необходимо провести разминку.
Обходя тренажер, нужно выполнять подъемы на него с разных сторон, постоять на куполе на
обеих ногах, затем — на одной на двух ногах с открытыми и закрытыми глазами и т. д.
Полусферы или балансировочные доски. Это снаряд, на котором можно выполнять
упражнения, как без предметов, так и с
предметами, стоя на двух или одной ноге
(поочередно правой, левой), с открытыми и закрытыми глазами. Выполнение упражнений,
стоя на балансировочной доске (полусфере), прежде всего, развивает способность сохранять
равновесие.
За
счет
активизации
мышц-разгибателей
у
часто
болеющего
ребенка
формируется правильная осанка; положение ног на полусфере укрепляет мышцы стоп и
предупреждает
развитие
плоскостопия.
Так
же
развиваются
зрительно-моторная
координация. Модально-специфические факторы (зрение, слух, вестибулярный аппарата,
проприорецепция) интегрируются с двигательной системой. Происходит формирование
ловкости, координации движений, выносливости, чувства равновесия.
Упражнения на деревянных полусферах нужно начинать, как советуют авторы, с
самых простых:
1.наступание на перевернутый тренажер (устойчивой плоскостью к полу) сначала одной
ногой, затем другой, удержание равновесия, стоя на полусфере в течение 2-3 с;
прохождение по дорожке, составленной из нескольких перевернутых полусфер;
2.наступание на полусферу, установленную на округлую часть, сначала одной ногой, затем
другой прямо (ступни ставить параллельно в центре основания), удержание равновесия в
течение 2-3 с.
3. прохождение по дорожке, составленной из нескольких полусфер установленных на
основание и полукруглую часть (в чередовании);
наступание на полусферу, установленную на округлую часть, сначала одной ногой, затем
другой справа затем слева (вначале возможна свободная балансировка руками), удержание
равновесия в течение 2-3 с;
4. наступание на полусферу, сначала одной ногой, затем другой прямо, удержание
равновесия в течение 2-3 секунд с закрытыми глазами.
Таким образом, сформированность навыков равновесия у детей, имеет огромное
значение для будущего физического совершенствования ребенка, т. к. является основой
развития различных движений.
Список литературы
1.
Осокина Т.И. Развитие физического равновесия / Физическое воспитание детей
дошкольного возраста / под ред. М.Ю. Костяковской. – М.: Просвещение, 1978. – с 66-
92.
2.
Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду: Библиотека воспитателя детского
сада. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.: ил.
3.
Осокина Т.И. Развитие физического равновесия / Физическое воспитание детей
дошкольного возраста / под ред. М.Ю. Костяковской. – М.: Просвещение, 1978. – с 66-
92.
4.
Бесшапошникова // Обруч. – 2005. - №5. – С. 42-43.
5.
Пустынникова Л. Н. Коньки в детском саду. М., 1979 г.