Напоминание

Развитие навыка равновесия у детей старшего дошкольного возраста с помощью полусфер


Автор: Федорова Екатерина Витальевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Развитие навыка равновесия у детей старшего дошкольного возраста с помощью полусфер
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие навыка равновесия у детей старшего дошкольного возраста с помощью

полусфер

Роль функции равновесия для ребенка очень велика. Ведь именно в детстве человек

приобретает необходимые навыки, которые затем совершенствуются в течение жизни. Т. И.

Осокина

подчеркивает,

что

функция

равновесия

для

жизнедеятельности

ребенка

необходима в накоплении «двигательного опыта, обогащении представлений о пространстве

и окружающем его мире предметов, явлений, для формирования первичных волевых

процессов»

Ряд авторов (А. И. Яроцкий, 1949, 1951; В. Г. Стрелец, 1962, 1969, 1974; К. И. Брыков,

1965; К. Л. Хилов, 1969; В. Н. Болобан, 1971; Р. М. Багаутдинов, 1972; L. Aschoton, H.

Knepton, 1978; А. С. Корнеев, 1988; А. А. Смирнов, 1988; Г. А. Гордеева, 1993 и мн. др.)

отмечают, что специальной тренировкой можно улучшить функциональные возможности

органов и систем равновесия тела человека. Однако наибольший эффект её выявлен в период

морфологического

созревания

ведущих

в

механизме

регуляции

равновесия

тела

анализаторов (вестибулярного, зрительного и двигательного). Вместе с тем В. Г. Стрелец

(1969) указывает на необходимость в раннем возрасте (в том числе и в 5-6 летнем), прежде

всего, тренировки вестибулярного анализатора, так как он является доминирующим в актах

сохранения статодинамической устойчивости человека.

Сегодня для формирования навыков и освоения ходьбы, бега, вертикального

положения почти не осталось естественных возможностей. Вместо среднего рельефа ребенку

и взрослому в городе предложена ровная поверхность, горизонталь пола, дороги, тротуара

как идеал градостроительства и комфорта. Преодоление макрорельефа сглаживается

транспортом,

лифтами,

подъемниками.

Восприятию

микрорельефа

противодействует

постоянное ношение обуви. В результате «цивилизованный» уход от трех уровней рельефа к

ровной поверхности ослабляет развитие и формирование многих систем организма ребенка.

Любые движения, действия, перемещения в пространстве,

различные виды

деятельности человека все связано с необходимостью сохранять равновесие.

Если

рассмотреть подробно механизм выполнения основных видов движения человека: ходьба,

бег, прыжки, лазание, метание и т.д., все они связаны с необходимостью сохранять

равновесие. Поэтому, формирование равновесия – важнейшая задача физического воспитания

дошкольников.

Уже в попытках маленького ребенка садиться, вставать, ходить и т.п. ярко выражены

функциональные проявления органов равновесия. От своевременного их развития зависит и

здоровье, и полноценное общее развитие ребенка, а также развитие его двигательной сферы.

Равновесие делится на статическое и динамическое. Статическое равновесие –

способность

человека

сохранять

устойчивое

положение

тела

в

состоянии

покоя.

Динамическое равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение тела в

движении.

Формирование навыков равновесия начинается в раннем детстве. Существует

методика применения полусфер в развитии навыков равновесия. Ее предложили И. К.

Шилкова, А. С. Болшев, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова в программе

«Уверенный старт» [2].

Полусфера

-

идеальный

тренажер

(как

считают

авторы)

для

тренировки

вестибулярного аппарата, мышц ног, развития чувства равновесия и улучшения реакции.

Очень полезен для профилактики плоскостопия у детей и развития голеностопа. Его еще

называют баланс.Баланс сделан из сосны и имеет вид полусферы. Диаметр полусферы - 37

см. Высота - 9 см. Вес - 2,6 кг.

Перед выполнением упражнений на полусферах необходимо провести разминку.

Обходя тренажер, нужно выполнять подъемы на него с разных сторон, постоять на куполе на

обеих ногах, затем — на одной на двух ногах с открытыми и закрытыми глазами и т. д.

Полусферы или балансировочные доски. Это снаряд, на котором можно выполнять

упражнения, как без предметов, так и с

предметами, стоя на двух или одной ноге

(поочередно правой, левой), с открытыми и закрытыми глазами. Выполнение упражнений,

стоя на балансировочной доске (полусфере), прежде всего, развивает способность сохранять

равновесие.

За

счет

активизации

мышц-разгибателей

у

часто

болеющего

ребенка

формируется правильная осанка; положение ног на полусфере укрепляет мышцы стоп и

предупреждает

развитие

плоскостопия.

Так

же

развиваются

зрительно-моторная

координация. Модально-специфические факторы (зрение, слух, вестибулярный аппарата,

проприорецепция) интегрируются с двигательной системой. Происходит формирование

ловкости, координации движений, выносливости, чувства равновесия.

Упражнения на деревянных полусферах нужно начинать, как советуют авторы, с

самых простых:

1.наступание на перевернутый тренажер (устойчивой плоскостью к полу) сначала одной

ногой, затем другой, удержание равновесия, стоя на полусфере в течение 2-3 с;

прохождение по дорожке, составленной из нескольких перевернутых полусфер;

2.наступание на полусферу, установленную на округлую часть, сначала одной ногой, затем

другой прямо (ступни ставить параллельно в центре основания), удержание равновесия в

течение 2-3 с.

3. прохождение по дорожке, составленной из нескольких полусфер установленных на

основание и полукруглую часть (в чередовании);

наступание на полусферу, установленную на округлую часть, сначала одной ногой, затем

другой справа затем слева (вначале возможна свободная балансировка руками), удержание

равновесия в течение 2-3 с;

4. наступание на полусферу, сначала одной ногой, затем другой прямо, удержание

равновесия в течение 2-3 секунд с закрытыми глазами.

Таким образом, сформированность навыков равновесия у детей, имеет огромное

значение для будущего физического совершенствования ребенка, т. к. является основой

развития различных движений.

Список литературы

1.

Осокина Т.И. Развитие физического равновесия / Физическое воспитание детей

дошкольного возраста / под ред. М.Ю. Костяковской. – М.: Просвещение, 1978. – с 66-

92.

2.

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду: Библиотека воспитателя детского

сада. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.: ил.

3.

Осокина Т.И. Развитие физического равновесия / Физическое воспитание детей

дошкольного возраста / под ред. М.Ю. Костяковской. – М.: Просвещение, 1978. – с 66-

92.

4.

Бесшапошникова // Обруч. – 2005. - №5. – С. 42-43.

5.

Пустынникова Л. Н. Коньки в детском саду. М., 1979 г.



В раздел образования