Автор: Столаева Елена Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Касимов, Рязанская область
Наименование материала: Конспект семинара
Тема: "Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи"
Раздел: дошкольное образование
Семинар
"Взаимодействие дошкольного
учреждения и семьи"
Подготовила: социальный педагог Столаева Е.В.
План проведения
1.Информационная часть.
1.1.Психологичкские аспекты взаимодействия людей.
1.2.Игра «Разные мнения».
2.Практический инструментарий.
2.1.Рекомендации по организации работы с родителями.
2.2.Игра «Карамбия».
3.Рефлексия. Подведение итогов работы.
1.Информационная часть.
1.1.Психологические аспекты взаимодействия людей.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,
ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через
общение
с
психологически
развитыми
людьми,
благодаря
широким
возможностям к научению, человек превращается в личность, приобретает
высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения
человек был бы лишен возможности общаться, он до конца жизни был бы
обречен оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека.
Общение- это взаимодействие людей, направленное на согласование и
объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения
общего результата.
Взаимодействие представляет собой системное и устойчивое выполнение
действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию
партнера, причем вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию
взаимодействующего.
Важно подчеркнуть, что для общения как взаимодействия социальных
субъектов характерны следующие особенности:
1. Равенство психологических позиций взаимодействующих независимо от
их социального статуса;
2. Равное признание активной коммуникативной роли друг друга;
3. Психологическая поддержка друг друга.
Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к
партнерам по взаимодействию:
1. Сотрудничество
2. Противоборство
3. Уклонение от взаимодействия
4. Однонаправленное содействие
5.Однонаправленное противодействие
6. Контрастное взаимодействие
7.Компромиссное-взаимодействие
Условия необходимые для оптимального
педагогического общения:
Искрений интерес к человеку, умение преодолевать свой эгоцентризм в
общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное
внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, что
касается другого человека.
Умение слушать людей- как конкретное проявление интереса к людям.
Нередко, кстати, не обращают внимания на то, что признаком интересного
собеседника является умение не только говорить, сколько умение слушать. К
сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам
удается стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам,
поскольку им нравится те, с кем они могут удовлетворить свою потребность
выговориться.
Старайтесь быть доброжелательными по отношению к людям, поскольку в
сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
Улыбайтесь, в общении с людьми очень много значит улыбка для взаимных
симпатий. Она греет и создает аванс положительного отношения.
Изучайте потребности людей и пытайтесь полезно их удовлетворять,
проявляйте интерес к интересам другого. Самый верный путь к сердцу
человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего.
Умейте завоевывать авторитет в педагогическом общении через способность
дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению.
1.2.Игра «Разные мнения»
Участники объединяются в две группы – «родители» и «воспитатели».
Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я – родитель» или «Я –
воспитатель».
Педагоги в позиции «родители» отмечают, что они ожидают от воспитателя
взаимопонимания, краткости, хотят услышать что то хорошее о своем
ребенке, надуются на оказание помощи в случае необходимости.
Педагоги в позиции «воспитатели», в свою очередь, ожидают от родителей
заинтересованности, уважения к себе, активности, внимания и понимания.
Здесь достаточно интересным является обсуждение смыслов, которые и
«воспитатели», и «родители» вкладывают в те или иные понятия.
2.Практический инструментарий.
2.1. Рекомендации по организации работы с родителями.
Способность к общению – профессиональное кчество педагога.
Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться,
вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и
воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя
психологически грамотно.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в
некоторой
оппозиции.
Стараясь
заранее
предварить
их
возможные
возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя- вы
только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца или
матери воспитанника, более того – найдите в них опору, продумывая,
выстраивая совместные действия.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и
семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при
взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг
друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку
это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Людям нравится ощущать собственное значение.
Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству –
подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их
реальную роль в воспитании и развитии ребенка. В каком – то случае
покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную
карьеру. В другом – постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм
родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В – третьем –
укрепить уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он,
безусловно, может быть
и терпеливым, и настойчивым, что он может
наладить жизнь своего сына или дочери.
Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку.
Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только
педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка,
симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога,
что педагог тоже заботится о благополучии ребенка,
психологическая
защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.
Ищите новые формы сотрудничества с родителями.
Например,
вы
можете
предложить
одному
из
родителей
провести
родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в
воспитании ребенка, каким образом пытается их разрешить. Пусть эти
проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также
выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с
собственным ребенком, но который сумел их преодолеть. Дайте возможность
такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или
дочери.
Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную
позицию.
Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы
отстоять свое мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда
педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к
активному участию в воспитании ребенка.
Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.
Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка,
обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте с родителями
возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители
чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
Учитывайте личные интересы родителей.
Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко
активизировали свое участие в воспитании ребенка. Например, он советует,
чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила
себя воспитанию ребенка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои
увлечения и занялся только ребенком. Вряд ли можно всерьез надеяться на
то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами,
после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они
искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не
получится. Гораздо лучше, если педагог признает права родителей на
интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим
занятиям
ребенка.
Вообще
посоветуйте
родителям
вместе
с
детьми
заниматься домашними и хозяйственными делами.
Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пройдет более успешно,
если, во – первых, вам удалось избежать противоречия и конформации. Во –
вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и
обвинений. В – третьих, если вы удачно сформулировали проблему
воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в –
четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.
2.2. Игра «Карамбия».
Задачи:
-
Предоставить участникам возможность понять и почувствовать,
каковы
причины
и
следствия
неэффективного
межличностного
общения;
-
Помочь осознать, что успешное и продуктивное межличностное
взаимодействие
невозможно
без
усвоения
норм
и
правил
межличностных
взаимоотношений,
без
овладения
наукой
и
искусством общения.
3.Рефлексия, подведение итогов работы.