Напоминание

"Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи"


Автор: Столаева Елена Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Касимов, Рязанская область
Наименование материала: Конспект семинара
Тема: "Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар

"Взаимодействие дошкольного

учреждения и семьи"

Подготовила: социальный педагог Столаева Е.В.

План проведения

1.Информационная часть.

1.1.Психологичкские аспекты взаимодействия людей.

1.2.Игра «Разные мнения».

2.Практический инструментарий.

2.1.Рекомендации по организации работы с родителями.

2.2.Игра «Карамбия».

3.Рефлексия. Подведение итогов работы.

1.Информационная часть.

1.1.Психологические аспекты взаимодействия людей.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,

ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через

общение

с

психологически

развитыми

людьми,

благодаря

широким

возможностям к научению, человек превращается в личность, приобретает

высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения

человек был бы лишен возможности общаться, он до конца жизни был бы

обречен оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека.

Общение- это взаимодействие людей, направленное на согласование и

объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения

общего результата.

Взаимодействие представляет собой системное и устойчивое выполнение

действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию

партнера, причем вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию

взаимодействующего.

Важно подчеркнуть, что для общения как взаимодействия социальных

субъектов характерны следующие особенности:

1. Равенство психологических позиций взаимодействующих независимо от

их социального статуса;

2. Равное признание активной коммуникативной роли друг друга;

3. Психологическая поддержка друг друга.

Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к

партнерам по взаимодействию:

1. Сотрудничество

2. Противоборство

3. Уклонение от взаимодействия

4. Однонаправленное содействие

5.Однонаправленное противодействие

6. Контрастное взаимодействие

7.Компромиссное-взаимодействие

Условия необходимые для оптимального

педагогического общения:

Искрений интерес к человеку, умение преодолевать свой эгоцентризм в

общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное

внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, что

касается другого человека.

Умение слушать людей- как конкретное проявление интереса к людям.

Нередко, кстати, не обращают внимания на то, что признаком интересного

собеседника является умение не только говорить, сколько умение слушать. К

сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам

удается стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам,

поскольку им нравится те, с кем они могут удовлетворить свою потребность

выговориться.

Старайтесь быть доброжелательными по отношению к людям, поскольку в

сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.

Улыбайтесь, в общении с людьми очень много значит улыбка для взаимных

симпатий. Она греет и создает аванс положительного отношения.

Изучайте потребности людей и пытайтесь полезно их удовлетворять,

проявляйте интерес к интересам другого. Самый верный путь к сердцу

человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего.

Умейте завоевывать авторитет в педагогическом общении через способность

дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению.

1.2.Игра «Разные мнения»

Участники объединяются в две группы – «родители» и «воспитатели».

Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я – родитель» или «Я –

воспитатель».

Педагоги в позиции «родители» отмечают, что они ожидают от воспитателя

взаимопонимания, краткости, хотят услышать что то хорошее о своем

ребенке, надуются на оказание помощи в случае необходимости.

Педагоги в позиции «воспитатели», в свою очередь, ожидают от родителей

заинтересованности, уважения к себе, активности, внимания и понимания.

Здесь достаточно интересным является обсуждение смыслов, которые и

«воспитатели», и «родители» вкладывают в те или иные понятия.

2.Практический инструментарий.

2.1. Рекомендации по организации работы с родителями.

Способность к общению – профессиональное кчество педагога.

Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться,

вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и

воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя

психологически грамотно.

Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.

Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в

некоторой

оппозиции.

Стараясь

заранее

предварить

их

возможные

возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя- вы

только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца или

матери воспитанника, более того – найдите в них опору, продумывая,

выстраивая совместные действия.

Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и

семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при

взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг

друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку

это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Людям нравится ощущать собственное значение.

Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству –

подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их

реальную роль в воспитании и развитии ребенка. В каком – то случае

покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную

карьеру. В другом – постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм

родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В – третьем –

укрепить уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он,

безусловно, может быть

и терпеливым, и настойчивым, что он может

наладить жизнь своего сына или дочери.

Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку.

Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только

педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка,

симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога,

что педагог тоже заботится о благополучии ребенка,

психологическая

защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.

Ищите новые формы сотрудничества с родителями.

Например,

вы

можете

предложить

одному

из

родителей

провести

родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в

воспитании ребенка, каким образом пытается их разрешить. Пусть эти

проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также

выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с

собственным ребенком, но который сумел их преодолеть. Дайте возможность

такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или

дочери.

Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную

позицию.

Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы

отстоять свое мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда

педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к

активному участию в воспитании ребенка.

Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.

Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка,

обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте с родителями

возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители

чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

Учитывайте личные интересы родителей.

Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко

активизировали свое участие в воспитании ребенка. Например, он советует,

чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила

себя воспитанию ребенка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои

увлечения и занялся только ребенком. Вряд ли можно всерьез надеяться на

то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами,

после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они

искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не

получится. Гораздо лучше, если педагог признает права родителей на

интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим

занятиям

ребенка.

Вообще

посоветуйте

родителям

вместе

с

детьми

заниматься домашними и хозяйственными делами.

Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пройдет более успешно,

если, во – первых, вам удалось избежать противоречия и конформации. Во –

вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и

обвинений. В – третьих, если вы удачно сформулировали проблему

воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в –

четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.

2.2. Игра «Карамбия».

Задачи:

-

Предоставить участникам возможность понять и почувствовать,

каковы

причины

и

следствия

неэффективного

межличностного

общения;

-

Помочь осознать, что успешное и продуктивное межличностное

взаимодействие

невозможно

без

усвоения

норм

и

правил

межличностных

взаимоотношений,

без

овладения

наукой

и

искусством общения.

3.Рефлексия, подведение итогов работы.



В раздел образования