Напоминание

"Развитие творческой индивидуальности у детей в хореографическом коллективе"


Автор: Хлобыстина Юлия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СПб ГБУ "Дом молодежи Приморского района"
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческой индивидуальности у детей в хореографическом коллективе"
Раздел: дополнительное образование





Назад





РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Хлобыстина Юлия Николаевна,
педагог дополнительного образования, руководитель студии современной и эстрадной хореографии "Зодиак", г. Санкт-Петербург.
Аннотация:
в статье рассматривается творческая активность и индивидуальность ребенка (воспитанника детского хореографического коллектива) на примере самостоятельной работы над созданием танцевального номера. Описан опыт систематичного проведения конкурса постановочных работ в детском хореографическом коллективе, доказано его благоприятное воздействие на раскрытие творческого потенциала ребенка.
Ключевые

слова:
творческая активность, самостоятельность, индивидуальность ребенка; детский хореографический коллектив, конкурс детских постановочных работ. Развитие у детей творческой индивидуальности является важной составляющей процесса обучения, а проблема формирования у ребенка самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение этого п он я т и я : «Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами..., не является врожденной чертой и формируется по мере взросления ребенка» [4; 309]. В то время как способность к творчеству и творческая активность формируются у детей постепенно, искусство танца предоставляет огромные возможности для раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Задатки творческих способностей присущи любому нормальному ребенку. Найти и развить эти способности – задача любого хорошего педагога. Предпосылками творческой самостоятельности являются гибкость мышления, критичность, цельность восприятия. Для формирования этих качеств у ребенка, необходимо ставить перед ним специальные задачи, требующие и создающие условия для творческого решения [2]. В этом хорошо помогает проведение на уроках по хореографии творческих мастерских и лабораторий, применение метода "мозгового штурма", или "метода коллективного поиска оригинальных идей". В итоге, самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества. М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер одним из основных средств развития самостоятельности в педагогической науке рассматривали организацию творческой деятельности учащихся посредством активных методов обучения, организации исследовательской деятельности ученика [5]. Согласно этой теории на базе нашего хореографического коллектива была разработана методика проведения конкурса детских постановочных работ, в основе которой лежит личностно ориентированная технология обучения ребенка искусству балетмейстера с ранних лет.
Подготовка детей к созданию хореографического номера начинается с творческих заданий и лабораторий, бесед о композиции и постановке танца, объяснения основных требований к самостоятельным работам и этапов подготовки к конкурсу. В процессе создания танцевального номера каждому участнику необходимо проделать ряд действий: проработать идею, образ, сюжет, подобрать музыку, придумать движения, подготовить костюмы и реквизит, отрепетировать номер и представить на суд жюри готовую законченную работу. На протяжении этого пути педагог сопровождает воспитанников советами и рекомендациями, оказывают информационную поддержку, помогает подобрать подходящий лексический материал и разобраться с основами драматургии. Далее дети в оговоренные сроки показывают промежуточные итоги, заготовки номеров, танцевальные связки и комбинации. Педагог консультирует воспитанников, обосновывает положительные и отрицательные стороны того или иного действия, движения и других составляющих. Для подготовки к конкурсу мы применяем следующий график: • Сентябрь - отбор, анализ и обработка материала. • Октябрь - ноябрь – репетиции, показы, корректировки. • Декабрь – отборочные туры и финал. Для оценки конкурсных выступлений детей желательно привлекать компетентных специалистов, а не делать это самостоятельно. Таким образом, мы избегаем предвзятого отношения к некоторым детям, исключаем влияние предыстории создания номера на его оценку. Для проведения мероприятия подходит любая сценическая площадка или даже танцевальный зал. Где бы ни проходил конкурс, это всегда большой и красочный праздник с неповторимой творческой и дружеской атмосферой. Проделанная ребенком работа, результатом которой становится презентация собственного хореографического номера, стимулирует его к получению новых знаний, умений и навыков, и, несомненно, повышает уровень творческой активности и индивидуальности. При условии повторяющегося участия в подобном проекте дети раз за разом проходят этот путь и стремительно совершенствуются под чутким руководством педагога. Именно через активную деятельность, самостоятельные пробы и ошибки ребенок приобретает навыки постановочной работы и трудовой опыт. А ведь именно в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. Таким образом, наше исследование показало, что систематичная самостоятельная работа ребенка над созданием танцевального номера значительно влияет на раскрытие его творческого потенциала и развитие индивидуальности, а, следовательно, и на формирование его личности. Благодаря внедрению конкурса постановочных работ в процесс танцевального обучения детей, можно выявить склонность и способность ребенка к занятию хореографическим искусством, добиться роста его творческой самостоятельности и помочь с профессиональным самоопределением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. – 236 с. 2. Григорьева, Л. Г. Воспитательные возможности игровых технологий в развитии творческой самостоятельности младших школьников / Л. Г. Григорьева // Вектор науки ТГУ. — 2011. — № 2(5).— С. 61–63. 3. Кулешова, Е. И. Воспитание творческой самостоятельности младшего школьника / Е. И. Кулешова // Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 11.— С. 40–44. 4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 5. Скаткин М. Н., Лернер И. Я. О методах обучения // Советская педагогика. – № 1. – 1965. 6. Тряпицына А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Учеб. пособие. – Ленинград: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. – 91 с.


В раздел образования