Автор: Замера Неметуллаевна Кулиева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ: Потаповская СОШ
Населённый пункт: х.Потапов, Волгодонской район, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционная речевая работа в первом классе как фактор успешной адаптации учащихся к обучению в школе"
Раздел: начальное образование
Коррекционная речевая работа в первом классе как фактор успешной
адаптации учащихся к обучению в школе
Современная
школа должна подготовить человека
думающего
и
чувствительного, который не только имеет знания, но и умеет использовать
эти знания в жизни, который умеет общаться, и обладает внутренней
культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том,
чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Приоритетные средства для достижения этого – культура речи и культура
общения.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и
письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо
каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе
обучения считается развитие речи.
С самого раннего детства жизнь ребенка связана с языком. Ребенку нет
еще года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает
понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием
речи ребенка. К году первые слова, к двум фразы, а в три года малыш
использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством
общения. А впереди серьезная работа по освоению родного языка,
письменной речи.
Нарушение речи в той или иной степени может отразиться на
деятельности и поведении ребёнка. Речь является средством общения людей.
Общение имеет два вида: устное и письменное. Речь формируется
постепенно, вместе с развитием ребёнка.
Формирование речи является одной из основных характеристик общего
развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими
способностями к овладению родным языком. Речь становится важным
средством
связи
между
ребенком
и
окружающим
миром,
наиболее
совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку
речь - особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным
мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены.
Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного
мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный
аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие - полноценное
речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Общение - один из
важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в
контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-
исторического опыта человечества. Однако всё чаще в образовательное
учреждение поступают дети с речевыми нарушениями: алалией, афазией,
дизартрией, дисфонией, брадилалией, тахилалией, заиканием, ринолалией,
дислалией, дисграфией. Их основным симптомом является наличие стойких
специфических ошибок.Дислексия и дисграфия обычно встречаются в
сочетании.
Нарушения
речи
могут
быть
обусловлены
задержкой
в
формировании определенных функциональных систем.
В процессе обучения учащиеся начальной школы с речевыми
нарушениями испытывают трудности, которые проявляются в полном или
частичном отсутствии речи,
вызванном поражением мышц или нервов,
участвующих в произношении.
Речевые нарушения у младших школьников встречаются как в устной,
так и в письменной речи.Так в устной речи учащихся встречаются такие
нарушения:
ухудшаются
произношение,
речевой
слух
и
способность
усваивать грамматические правила родного языка, резко уменьшается
словарный запас полное или частичное отсутствие речи, отсутствие речи,
вызванное поражением мышц или нервов, участвующих в произношении,
резко уменьшается словарный запас ребенок плохо понимает обращенную к
нему речь, в результате нарушается формирование собственной речи,
ухудшается память и умение концентрировать внимание.
Вопросы, связанные с речевыми нарушениями детей младшего
школьного возраста рассматривали Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Л.Ф. Спирова,
М.Е. Хватцева.
Проблему речевого развития младших школьников целесообразно
рассматривать в связи с этапом «вхождения» ребенка в школу в период
обучения грамоте, совпадающий по временным рамкам с процессом
адаптации к школе.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа
развития. Ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со
взрослым и сверстником, к изменению социальной ситуации развития. Очень
часто
результатом
неуспеваемости,
школьных
неврозов,
повышенной
тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления
чаще, чем нам хотелось бы, сохраняются и надолго закладываются у многих
детей поступивших в школу. Важным этапом развития личности младшего
школьника является его адаптация к школе. Феномен адаптации связывается
овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью,
изменение социального окружения. В концепции А.В.Петровского адаптация
рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от
которой
в
значительной
степени
зависит
характер
его
дальнейшего
личностного
развития.
Успешная
адаптация
позволяет
сочетать
принадлежность,
интегрированность
в
группе
с
индивидуализацией,
личностной неповторимостью и автономностью.
Адаптация в первом классе - особый период в жизни ребенка; он
осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности –
учебную; изменяется социальное окружение - появляются одноклассники,
учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается
ребенок, изменяется уклад его жизни.
Понятие «адаптация ребенка к школе» - комплексное, многогранное и
охватывает все сферы жизни ребенка. Оно стало использоваться в последнее
время для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей
различного возраста в связи с обучением в школе.
Как одну из важнейших проблем и трудностей связанных с адаптацией
к школе можно считать недостаточно развитую речь детей. Отдавая должное
сделанному педагогами
и исследователями в области данной проблемы,
следует отметить ряд противоречий, свидетельствующих о недостаточной
разработанности изучаемой нами проблемы исследования:
между возрастающей потребностью в организации коррекционной
речевой работы с приходящими в школу детьми и недостаточной
разработанностью ее содержания и технологий в контексте задач
адаптации первоклассников к обучению в школе;
между существующими теоретическими описаниями коррекционной
речевой работы на уроках русского языка и недостатком опыта ее
взаимосвязи с процессом адаптации первоклассников к обучению в
школе.
Коррекционная речевая работа в первом классе будет способствовать
адаптации учащихся к обучению, если:
коррекция и развитие речи первоклассников будет осуществляться с
учетом результатов изучения речевой готовности детей на этапе их
поступления в школу;
компоненты
системы
адаптационной
коррекционо-развивающей
речевой работы по русскому языку будут обладать следующей
спецификой:
содержание работы будет близко детям, отражая их
жизненный опыт и интересы; задания будут связаны с анализом и
синтезом звуковой стороны речи, а также расширением словарного
запаса учащихся; технологии работы будут направлены на развитие
фонематического
восприятия
учащихся;
будут
использоваться
нетрадиционные приемы коррекции и
развития связной речи
(поэтапная схема действий произведения, составление рассказа «по
перепутанным картинкам» и др.).