Напоминание

"Коррекционная речевая работа в первом классе как фактор успешной адаптации учащихся к обучению в школе"


Автор: Замера Неметуллаевна Кулиева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ: Потаповская СОШ
Населённый пункт: х.Потапов, Волгодонской район, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционная речевая работа в первом классе как фактор успешной адаптации учащихся к обучению в школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Коррекционная речевая работа в первом классе как фактор успешной

адаптации учащихся к обучению в школе

Современная

школа должна подготовить человека

думающего

и

чувствительного, который не только имеет знания, но и умеет использовать

эти знания в жизни, который умеет общаться, и обладает внутренней

культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том,

чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

Приоритетные средства для достижения этого – культура речи и культура

общения.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и

письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо

каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе

обучения считается развитие речи.

С самого раннего детства жизнь ребенка связана с языком. Ребенку нет

еще года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает

понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием

речи ребенка. К году первые слова, к двум фразы, а в три года малыш

использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством

общения. А впереди серьезная работа по освоению родного языка,

письменной речи.

Нарушение речи в той или иной степени может отразиться на

деятельности и поведении ребёнка. Речь является средством общения людей.

Общение имеет два вида: устное и письменное. Речь формируется

постепенно, вместе с развитием ребёнка.

Формирование речи является одной из основных характеристик общего

развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими

способностями к овладению родным языком. Речь становится важным

средством

связи

между

ребенком

и

окружающим

миром,

наиболее

совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку

речь - особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным

мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены.

Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного

мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный

аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие - полноценное

речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Общение - один из

важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в

контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-

исторического опыта человечества. Однако всё чаще в образовательное

учреждение поступают дети с речевыми нарушениями: алалией, афазией,

дизартрией, дисфонией, брадилалией, тахилалией, заиканием, ринолалией,

дислалией, дисграфией. Их основным симптомом является наличие стойких

специфических ошибок.Дислексия и дисграфия обычно встречаются в

сочетании.

Нарушения

речи

могут

быть

обусловлены

задержкой

в

формировании определенных функциональных систем.

В процессе обучения учащиеся начальной школы с речевыми

нарушениями испытывают трудности, которые проявляются в полном или

частичном отсутствии речи,

вызванном поражением мышц или нервов,

участвующих в произношении.

Речевые нарушения у младших школьников встречаются как в устной,

так и в письменной речи.Так в устной речи учащихся встречаются такие

нарушения:

ухудшаются

произношение,

речевой

слух

и

способность

усваивать грамматические правила родного языка, резко уменьшается

словарный запас полное или частичное отсутствие речи, отсутствие речи,

вызванное поражением мышц или нервов, участвующих в произношении,

резко уменьшается словарный запас ребенок плохо понимает обращенную к

нему речь, в результате нарушается формирование собственной речи,

ухудшается память и умение концентрировать внимание.

Вопросы, связанные с речевыми нарушениями детей младшего

школьного возраста рассматривали Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Л.Ф. Спирова,

М.Е. Хватцева.

Проблему речевого развития младших школьников целесообразно

рассматривать в связи с этапом «вхождения» ребенка в школу в период

обучения грамоте, совпадающий по временным рамкам с процессом

адаптации к школе.

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа

развития. Ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со

взрослым и сверстником, к изменению социальной ситуации развития. Очень

часто

результатом

неуспеваемости,

школьных

неврозов,

повышенной

тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления

чаще, чем нам хотелось бы, сохраняются и надолго закладываются у многих

детей поступивших в школу. Важным этапом развития личности младшего

школьника является его адаптация к школе. Феномен адаптации связывается

овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью,

изменение социального окружения. В концепции А.В.Петровского адаптация

рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от

которой

в

значительной

степени

зависит

характер

его

дальнейшего

личностного

развития.

Успешная

адаптация

позволяет

сочетать

принадлежность,

интегрированность

в

группе

с

индивидуализацией,

личностной неповторимостью и автономностью.

Адаптация в первом классе - особый период в жизни ребенка; он

осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности –

учебную; изменяется социальное окружение - появляются одноклассники,

учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается

ребенок, изменяется уклад его жизни.

Понятие «адаптация ребенка к школе» - комплексное, многогранное и

охватывает все сферы жизни ребенка. Оно стало использоваться в последнее

время для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей

различного возраста в связи с обучением в школе.

Как одну из важнейших проблем и трудностей связанных с адаптацией

к школе можно считать недостаточно развитую речь детей. Отдавая должное

сделанному педагогами

и исследователями в области данной проблемы,

следует отметить ряд противоречий, свидетельствующих о недостаточной

разработанности изучаемой нами проблемы исследования:

между возрастающей потребностью в организации коррекционной

речевой работы с приходящими в школу детьми и недостаточной

разработанностью ее содержания и технологий в контексте задач

адаптации первоклассников к обучению в школе;

между существующими теоретическими описаниями коррекционной

речевой работы на уроках русского языка и недостатком опыта ее

взаимосвязи с процессом адаптации первоклассников к обучению в

школе.

Коррекционная речевая работа в первом классе будет способствовать

адаптации учащихся к обучению, если:

коррекция и развитие речи первоклассников будет осуществляться с

учетом результатов изучения речевой готовности детей на этапе их

поступления в школу;

компоненты

системы

адаптационной

коррекционо-развивающей

речевой работы по русскому языку будут обладать следующей

спецификой:

содержание работы будет близко детям, отражая их

жизненный опыт и интересы; задания будут связаны с анализом и

синтезом звуковой стороны речи, а также расширением словарного

запаса учащихся; технологии работы будут направлены на развитие

фонематического

восприятия

учащихся;

будут

использоваться

нетрадиционные приемы коррекции и

развития связной речи

(поэтапная схема действий произведения, составление рассказа «по

перепутанным картинкам» и др.).



В раздел образования