Автор: Каратунова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 8 "Сказка"
Населённый пункт: г. Гуково Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
«Инновационные формы работы с семьей в условиях
реализации ФГОС»
В наше время, когда большинство семей озабоченно решением проблем
экономического, а порой физического воспитания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личности
развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных
индивидуальных особенностей развития ребенка, которой осуществляют
воспитание вслепую, по старинке, интуитивно. Все это, как правило, не
приносит позитивных результатов.
В статье 18 РФ говориться:
- «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить первые
основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности
ребенка в раннем возрасте.
Семья и Детский Сад - два общественных института, которые стоят у
источников нашего будущего, но зачастую. Не всегда хватает взаимопонимания
и терпения между родителями и педагогами, хотеться, чтоб родители услышали
воспитателя и поняли друг друга.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка,
считают, что д/с - место, где просто присматривают за их детьми. И от этого мы
педагоги испытываем большие трудности в общении с родителями. Как сложно
порой бывает достучаться до Мам и Пап.
Бывает нелегко объяснить родителям, что ребенка нужно не только накормить
и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять,
сопереживать.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Набирая группу нужно сразу продумать работу с родителями по новому, по
современному, используя инновационные методы.
В далеком 1989 году я писала дипломную работу на тему «Взаимодействия
детского сада с семьей».
Думала это интересно и актуально, вот прошло больше 25 лет, но и сегодня
актуальность не только не уменьшилась, но даже стала еще острее.
По вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я веду по четырем
направлениям:
- информационно-аналитическое
- познавательное
- наглядно - информационное или мастер класс
- досуговая или по-современному «семейная ассамблея»
Коротко о каждом направлении:
1. Информационно-аналитическое: Работу с родителями я начала с
анкетирования. Родительский курс - на основе этих анкет я получила реальную
картину семей и развития каждого ребенка, выработала тактику своего общения
с каждым из родителей. Анкета «Наш детский сад» - которая лучше помогла мне
ориентироваться в педагогических потребностях семьи их возможных
предложениях по улучшению работы д/с, следующим шагом в знакомстве с
родителями было посещение им д/с и «Будьте, как дома», так как взрослые часто
проявляют робость, неуверенность, осторожность - стремилась к тому, чтобы
родителями раскрылись и доверились мне, для создания новой большой семьи -
под названием «Второй Дом наших детей».
Позднее я выделила для себя качественные показатели определённых семей их
инициативность, ответственность, отношение мам и пап к совместной, новой для
них деятельности.
Анкетирование и общение с родителями позволили мне выделить следующие
группы родителей:
- Родители - лидеры: идут на любой контакт, с удовольствием участвуют в
воспитательном - образовательном процессе, они видят ценность любой работы
детского учреждения.
- Родителя - исполнители: они принимают участие при условии значимой
мотивации, выслушав, задавая вопросы.
- Родители наблюдатели (к счастью таких мало) мягко говоря равнодушные к
работе д/с, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
2. Познавательное - обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания
детей дошкольного возраста.
В детском саду созданы условия для тренинга, в этом помогают методист, муз.
руководитель. Тренинги в наше время приобретают все большую популярность.
Для скоординированной работы ДОУ и родителей поставила перед собой
следующие задачи:
- установление доверительных отношений с родителями.
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- работа в тесном контакте с семьями воспитанников.
- поощрение родителей
Для этого использую следующие формы и методы работы:
- общие и групповые собрания,
- занятия с привлечением родителей,
- дни посещения,
- работа с родительским комитетом,
- совместное создание предметно-развивающей среды,
- совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок «Наша дружная
семья»
- утро, вечер - открытых дверей,
- телефон доверия
Продолжая налаживать тесный контакт с родителями, первое собрание на тему
«Будем знакомы» я повела в нетрадиционной форме вместе сдетьми, под музыку
с играми. Втрое собрание было в деловой форме, но главной линией звучала
тема «благодарим родителей за содружество с д/с»:
- «Папы, мамы - молодцы!
Во всем помогают, белят, красят и поют
В классики играют!»
Родители активизировались, научились взаимодействовать друг с другом.
3. Наглядно - информационное или мастер класс:
- родительские уголки,
- я папки передвижки,
- семейно - групповой альбом «жили-были»,
- фотовыставка к праздникам,
- эмоциональный уголок
Форма работы через «Родительские уголки» традиционна, для того чтобы она
стала действенной я предложила родителям самим вести две рубрики: - «Что
говорят малыш дома», и «Носики - курносики» - где родителя делятся друг с
другом событиями и полезными советами.
4. Досуговая или по современному «семейная ассамблея»: - развитие
культуры взаимопониманий.
- активно велась подготовка к утренникам, готовились костюмы. различные
атрибуты.
Я убеждена, что праздник в д/с - это радость, веселье, торжество не только для
детей, но я для их родителей.
В современных условиях д/с трудно обойтись без поддержки родителей, а
именно поэтому у нас в группе многое сделано руками мам и пап наших
воспитанников, это и пособия для занятий, и одежда для кукол, вязанные
коврики и дорожки, много игрушек соответствующих возрасту.
На сегодняшний день могу смело сказать, что у нас родилась большая дружная
семья, а у меня сложилась определенная система в работе с родителями
используя все выше сказанное, мои родители от наблюдателей с тали
участникам и созидателями!
Стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать
восхищение результатами своей и детской деятельности.
В заключении хочу повториться:
Семья и Детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по
своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они
создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в
большой мир.
Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это длительный
процесс, долгий и кровопролитный. Хочется верить, что мне это удастся, я не
останавливаюсь на достигнутом ищу новые пути и сохраняю наработанное.
Ведь у нас одна цель - воспитание будущих созидателей жизни.