Напоминание

"Три солнца на сурбане"


Автор: Абрукова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27"Рябинка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: план-конспект занятия
Тема: "Три солнца на сурбане"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по декоративной аппликации

в старшей группе «Полянка»

«Три солнца на сурбане»

Программное содержание:

1.

Образовательные

задачи:

формировать

умения

вырезать

элементы

для

составления узора из бумаги прямоугольной формы; учить преобразовывать

прямоугольник

в

маленькие

прямоугольники;

создавать образ - символ чувашского узора, изображающего солнце; раскладывать

детали узора на заготовленной полоске бумаги, приклеивая их к основе.

2.

Развивающие задачи: совершенствовать умение составлять несложный узор из

геометрических фигур; развивать у детей композиционные

умения с элементами чувашского орнамента;

развивать творческие действия и способности детей при выборе материала и

составлении

элементов

чувашского

узора;

развивать эстетическое восприятие, эстетический вкус.

3.

Речевые задачи: упражнять в правильном произношении чувашских слов: хĕвел,

тĕрĕ, сурбан;

активизировать словарь существительными: лучики, солнышко,

узор, орнамент.

4.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на

средство художественной выразительности произведений чувашского прикладного

искусства;

развивать умение действовать в парах, умение договариваться с партнером.

Методы и приемы:

Демонстрация наглядных пособий.

Вопросы к детям.

Рассказ воспитателя.

Показ способов действия.

Индивидуальные указания, пояснения, показ.

Анализ детских работ.

Материалы и оборудование: иллюстрации сурбанов с узорами, сурбаны; полоски

бумаги красного и белого цвета размером 15х25 см, полоски бумаги разных цветов

размером 6х10 см; готовые узоры солнца; тарелки, ножницы, клей, кисточки для

клея, подставка для кисточки, салфетки, клеенки; телевизор, магнитофон.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением элементов чувашского костюма.

Настольные игры «Составь узор».

Подвижные игры «Солнце», «Расходитесь», «Луна и солнце».

Чтение чувашских народных сказок, легенд.

Разучивание стихотворений, песен, считалок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы говорили, что сурбаны бывают разные. А

теперь посмотрите иллюстрации разноцветных частей сурбана. Какие знакомые узоры

вы здесь видите?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Кто скажет, как по-чувашски будет солнце? (Ответы детей).

Дети: Хĕвел.

Воспитатель: На какой полосе располагаются узоры солнца?

Дети: На широкой полосе.

Воспитатель: Как располагаются узоры на широкой полосе?

Дети: Друг за другом. В один ряд.

Воспитатель: Чем отличаются узоры на каждой полосе?

Дети: Цветом.

Воспитатель: Верно ребята, узоры повторяются, а меняется лишь только цвет. На

каждом из рассмотренных сурбанов

изображено много солнц. По представлениям

древних чуваш, как мы говорили с вами на прошлом занятии, существовало не одно

солнце, а три разных. Чуваши, как и другие народы, считали, что от сияния солнца

зависит жизнь на земле. Кто знает, в чем заключается сила солнца? (Ответы детей). Да,

сила солнца заключается в его ярких лучах. Сегодня мы с вами приготовим одну часть

сурбана, где расположены три солнца. Для этого на широкой полосе бумаги разместим

три солнца. (Показ иллюстраций с узорами солнца). Теперь посмотрите и сравните, чем

отличается одно солнце от другого? (Ответы детей).

Молодцы, ребята. Это солнце с треугольными лучиками. А это – другой узор солнца.

(Показ узора солнца

в виде двух крестиков, положенных друг на друга). Из каких фигур

состоит этот узор? (Из прямоугольников). Берем полоску бумаги и складываем вдвое.

Складываем еще раз, разворачиваем и по линии сгиба вырезаем прямоугольники.

(Воспитатель во время выполнения работ детьми дает индивидуальные указания и

пояснения, задаёт вопросы по технике наклеивания).

Воспитатель: А какую сторону мы намазываем клеем – цветную или белую? (ответы

детей - белую).

Воспитатель: Вот намазали, а клея много, куда вы денете лишний клей? (ответы детей

- салфеткой или тряпочкой убираем).

Воспитатель: Узоры получатся красиво, если мы их приклеим ровно. (Воспитатель

обращает внимание на осанку детей).

Дети выполняют аппликацию, воспитатель помогает детям индивидуально. Узоры

солнца мы приготовили. А теперь немножко разомнемся.

Игра «Выполни задание» (Физкультминутка)

Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Выполни задание». Вспомним

движения. Я буду говорить слова на чувашском языке, а вы выполнять действия по

значению того или иного слова:

Алӑ ҫупӑр – хлопают в ладоши;

Алӑ ҫӗклӗр – поднимают руки вверх;

Вӗҫӗр – движения определяющие полет птиц;

Ишӗр – плавательные движения;

Ларӑр – приседания;

Тӑрӑр – встают;

Сикӗр – прыжки на двух ногах;

Чупӑр – бег на месте.

Продолжаем нашу работу. Теперь нам остается только собрать орнамент. Давайте

начнем. Берем полоску бумаги красного или белого цвета и расположим на ней узоры

солнца друг за другом. (Работа детей).

Посмотрите, ребята, какие красивые части сурбана у нас получились! Это и есть

чувашский орнамент. Молодцы!

Анализ детских работ. Подвести детей к анализу работ друг друга и обратить внимание

на правильность расположения элементов и чередования цветов.

Воспитатель: Ребята. В узоре солнца мы видим добрый знак. И если люди дарили

вещь, на которой был узор солнца, значит, они желали добра и счастья. Давайте и мы

сделаем нашим гостям подарок с пожеланиями добра и благополучия.

Список литературы:

1.

Примерная

общеобразовательная

программа

дошкольного

образования

«От

рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,

издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

2.

Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к

созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-

методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г. 88с.

3.

Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента.

Учебно-методическое

пособие.

Чебоксары:

издательство

Чувашского

республиканского института образования, 2002г.,144с.

4.

Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О.В. Драгуновой.

Чувашское книжное издательство, 1995г.

5.

Трофимов А. А. «Орнамент чувашской народной вышивки». Комплект открыток.

Аврора, 1977г.

6.

Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 1988г.

7.

«Азбука чувашских орнаментов и эмблем», Ф.В. Искандеров, И.Ф. Искандеров,

Е.Ф. Костина, Ульяновск. 2008.



В раздел образования