Автор: Абрукова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27"Рябинка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: план-конспект занятия
Тема: "Три солнца на сурбане"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по декоративной аппликации
в старшей группе «Полянка»
«Три солнца на сурбане»
Программное содержание:
1.
Образовательные
задачи:
формировать
умения
вырезать
элементы
для
составления узора из бумаги прямоугольной формы; учить преобразовывать
прямоугольник
в
маленькие
прямоугольники;
создавать образ - символ чувашского узора, изображающего солнце; раскладывать
детали узора на заготовленной полоске бумаги, приклеивая их к основе.
2.
Развивающие задачи: совершенствовать умение составлять несложный узор из
геометрических фигур; развивать у детей композиционные
умения с элементами чувашского орнамента;
развивать творческие действия и способности детей при выборе материала и
составлении
элементов
чувашского
узора;
развивать эстетическое восприятие, эстетический вкус.
3.
Речевые задачи: упражнять в правильном произношении чувашских слов: хĕвел,
тĕрĕ, сурбан;
активизировать словарь существительными: лучики, солнышко,
узор, орнамент.
4.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на
средство художественной выразительности произведений чувашского прикладного
искусства;
развивать умение действовать в парах, умение договариваться с партнером.
Методы и приемы:
Демонстрация наглядных пособий.
Вопросы к детям.
Рассказ воспитателя.
Показ способов действия.
Индивидуальные указания, пояснения, показ.
Анализ детских работ.
Материалы и оборудование: иллюстрации сурбанов с узорами, сурбаны; полоски
бумаги красного и белого цвета размером 15х25 см, полоски бумаги разных цветов
размером 6х10 см; готовые узоры солнца; тарелки, ножницы, клей, кисточки для
клея, подставка для кисточки, салфетки, клеенки; телевизор, магнитофон.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением элементов чувашского костюма.
Настольные игры «Составь узор».
Подвижные игры «Солнце», «Расходитесь», «Луна и солнце».
Чтение чувашских народных сказок, легенд.
Разучивание стихотворений, песен, считалок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы говорили, что сурбаны бывают разные. А
теперь посмотрите иллюстрации разноцветных частей сурбана. Какие знакомые узоры
вы здесь видите?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Кто скажет, как по-чувашски будет солнце? (Ответы детей).
Дети: Хĕвел.
Воспитатель: На какой полосе располагаются узоры солнца?
Дети: На широкой полосе.
Воспитатель: Как располагаются узоры на широкой полосе?
Дети: Друг за другом. В один ряд.
Воспитатель: Чем отличаются узоры на каждой полосе?
Дети: Цветом.
Воспитатель: Верно ребята, узоры повторяются, а меняется лишь только цвет. На
каждом из рассмотренных сурбанов
изображено много солнц. По представлениям
древних чуваш, как мы говорили с вами на прошлом занятии, существовало не одно
солнце, а три разных. Чуваши, как и другие народы, считали, что от сияния солнца
зависит жизнь на земле. Кто знает, в чем заключается сила солнца? (Ответы детей). Да,
сила солнца заключается в его ярких лучах. Сегодня мы с вами приготовим одну часть
сурбана, где расположены три солнца. Для этого на широкой полосе бумаги разместим
три солнца. (Показ иллюстраций с узорами солнца). Теперь посмотрите и сравните, чем
отличается одно солнце от другого? (Ответы детей).
Молодцы, ребята. Это солнце с треугольными лучиками. А это – другой узор солнца.
(Показ узора солнца
в виде двух крестиков, положенных друг на друга). Из каких фигур
состоит этот узор? (Из прямоугольников). Берем полоску бумаги и складываем вдвое.
Складываем еще раз, разворачиваем и по линии сгиба вырезаем прямоугольники.
(Воспитатель во время выполнения работ детьми дает индивидуальные указания и
пояснения, задаёт вопросы по технике наклеивания).
Воспитатель: А какую сторону мы намазываем клеем – цветную или белую? (ответы
детей - белую).
Воспитатель: Вот намазали, а клея много, куда вы денете лишний клей? (ответы детей
- салфеткой или тряпочкой убираем).
Воспитатель: Узоры получатся красиво, если мы их приклеим ровно. (Воспитатель
обращает внимание на осанку детей).
Дети выполняют аппликацию, воспитатель помогает детям индивидуально. Узоры
солнца мы приготовили. А теперь немножко разомнемся.
Игра «Выполни задание» (Физкультминутка)
Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Выполни задание». Вспомним
движения. Я буду говорить слова на чувашском языке, а вы выполнять действия по
значению того или иного слова:
Алӑ ҫупӑр – хлопают в ладоши;
Алӑ ҫӗклӗр – поднимают руки вверх;
Вӗҫӗр – движения определяющие полет птиц;
Ишӗр – плавательные движения;
Ларӑр – приседания;
Тӑрӑр – встают;
Сикӗр – прыжки на двух ногах;
Чупӑр – бег на месте.
Продолжаем нашу работу. Теперь нам остается только собрать орнамент. Давайте
начнем. Берем полоску бумаги красного или белого цвета и расположим на ней узоры
солнца друг за другом. (Работа детей).
Посмотрите, ребята, какие красивые части сурбана у нас получились! Это и есть
чувашский орнамент. Молодцы!
Анализ детских работ. Подвести детей к анализу работ друг друга и обратить внимание
на правильность расположения элементов и чередования цветов.
Воспитатель: Ребята. В узоре солнца мы видим добрый знак. И если люди дарили
вещь, на которой был узор солнца, значит, они желали добра и счастья. Давайте и мы
сделаем нашим гостям подарок с пожеланиями добра и благополучия.
Список литературы:
1.
Примерная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
«От
рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
2.
Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к
созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-
методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г. 88с.
3.
Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента.
Учебно-методическое
пособие.
Чебоксары:
издательство
Чувашского
республиканского института образования, 2002г.,144с.
4.
Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О.В. Драгуновой.
Чувашское книжное издательство, 1995г.
5.
Трофимов А. А. «Орнамент чувашской народной вышивки». Комплект открыток.
Аврора, 1977г.
6.
Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 1988г.
7.
«Азбука чувашских орнаментов и эмблем», Ф.В. Искандеров, И.Ф. Искандеров,
Е.Ф. Костина, Ульяновск. 2008.