Авторы: Третьякова Нина Анатольевна, Говоровских Надежда Федоровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 68"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Содержание и организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Восприятие художественной литературы"
Раздел: дошкольное образование
Содержание и организация образовательной
деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Восприятие художественной литературы
.
Составители: Третьякова Н.А. воспитатель высшей
категории МБДОУ «Детский сад №68»
Говоровских Н.Ф. воспитатель высшей категории МБДОУ
«Детский сад №68»
С. Я. Маршак: «Цель ознакомления дошкольников с художественной
литературой– это формирование будущего большого талантливого читателя,
культурно образованного человека».
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой.
•
Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к
целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение
содержания произведений и эмоциональную отзывчивость.
•
Формировать первоначальные представления об особенностях художественной
литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о
композиции; о простейших элементах образности языка.
•
Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать
настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность,
красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
•
Расширять словарный запас, способствовать формированию грамматически
правильной, осмысленной связной речи.
•
Способствовать развитию сценических навыков.
Восприятие художественной литературы развивает:
Восприятие художественной литературы развивает:
мышление
мышление
память
память
воображение
воображение
внимание
внимание
ощущения
и эмоции
ощущения
и эмоции
Обеспечивает развитие
во всех образовательных областях.
Художественно-
эстетическое
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Речевое
развитие
Речевое
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Познавательное
развитие
Физическое
развитие
Физическое
развитие
Процесс выразительного чтения и обсуждения книг является
определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и
нравственном становлении читающего человека.
•
В народных сказках
раскрываются перед детьми
меткость и выразительность
языка.
•
В рассказах ребята познают
лаконичность и точность слова.
•
В стихах улавливают
напевность, музыкальность и
ритмичность русской речи.
Восприятие
художественной литературы
и фольклора
Восприятие
художественной литературы
и фольклора
Техническая
сторона
Техническая
сторона
Смысловая
сторона
Смысловая
сторона
понимание
текста
понимание
текста
эмоции,
воображение,
логическое
осмысление
эмоции,
воображение,
логическое
осмысление
Творческий процесс
Творческий процесс
рассматривание
книги
рассматривание
книги
чтение текста
чтение текста
обсуждение
прочитанного
обсуждение
прочитанного
Воспроизведение
и осмысление
Воспроизведение
и осмысление
Как воспитатель знакомит ребят с
художественной литературой?
•
Чтение. Воспитатель, сохраняя язык автора,
передает все оттенки мыслей писателя,
воздействует на ум и чувства слушателей.
•
Рассказывание. Это относительно свободная
передача текста. Рассказывание дает большие
возможности для привлечения внимания
детей.
•
Инсценирование. Этот метод можно
рассматривать как средство вторичного
ознакомления с художественным
произведением.
•
Пересказ. Заучивание наизусть.
Чтение художественной литературы:
методика работы
.
Этапы читательской
деятельности
.
Методические приемы.
Рассматривание книги
а) обсуждение названия текста, иллюстраций;
б) беседа;
в) главный результат – желание прочитать книгу.
Чтение книги
а)чтение текста взрослыми: режим медленного чтения;
задача: помочь маленьким читателям «войти» в текст;
важно: характер чтения текста, первичное чтение.
Обсуждение
прочитанного
а) предложить детям коротко рассказать о чем текст;
б) поиграть: «правда - неправда»;
в) предложить выразить свое отношение к прочитанному с помощью
красок , жестов, мимики.
Воспроизведение,
осмысление
прочитанного с
помощью спец. заданий
а) разыграть рассказ в лицах;
б) нарисовать «мультик», комикс;
в) предложить пересказать с использованием иллюстраций,
свободное рассказывание;
г) стихотворный текст: декламация, хоровое чтение;
д) выполнения задания в учебном пособии «Наши книжки»
(О.В.Чиндилова, А.В.Баденова).
Структура читательской деятельности.
Мотивационный этап:
Включение мотивов, формирование целей
.
Ориентировочно-исследовательский
этап:
Прогнозирование и планирование.
Исполнительский этап:
Воздействие на эмоции, включение
воображения, смысловая обработка текста
.
Рефлексивный этап:
Фиксация эмоций, смысла текста,
творчество
.
Художественно – эстетическое развитие.
•
Формируются
элементарные
представления
о
различных
видах
искусства:
•
Музыка:
выражается
отношение
к
герою или сюжету через песню, танец.
•
Изо:
иллюстрируется
сказка
или
рассматриваются
иллюстрации
к
тексту.
•
Театр:
воспитанники
инсценируют
произведение.
•
Приобщает ребенка к восприятию
текста через диалог и комментированное
чтение.
•
Создает условия для развития
предпосылок ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений.
•
Формирует элементарные
представления о различных видах
искусства.
•
Стимулирует
сопереживание
персонажам.
•
Создает
условия
для
становления
эстетического отношения к описанному в
произведении окружающему миру.
ПЕДАГОГ
ПЕДАГОГ
ВОСПИТАННИК
ВОСПИТАННИК
Речевое развитие.
•
Приобщает детей к беседам на
духовно- нравственные темы.
•
Стимулирует речевую активность с
опорой на литературные
произведения и фольклор.
•
Учит детей опираться на личный
опыт (реальные ситуации детского
общения).
•
Знакомит детей с книжной
культурой (рассматривая книгу).
•
Развивается
связная,
грамматически
правильная
диалогическая и монологическая речь.
•
Ребенок овладевает речью, как средством общения.
•
Развивается
звуковая
и
интонационная
культуры
речи,
фонематический слух.
•
Формируется
звуковая
аналитико
–
синтетическая
активность, как предпосылка обучению грамоте.
•
Формируется
элементарное
представление
о
детской
литературе и ее жанрах.
•
Формируется
восприятие
текста
на
слух,
а
на
рефлексивном этапе дети инсценируют произведение.
ПЕДАГОГ
ПЕДАГОГ
ВОСПИТАННИК
ВОСПИТАННИК
Социально-коммуникативное развитие.
•
Обращает
внимание
ребенка
на
значимость
поступков
героев
произведения.
•
Способствует
развитию
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания.
•
Развивает
умение
общения
и
взаимодействия со сверстниками и
взрослыми.
•
Способствует
становлению
саморегуляции,
самостоятельности.
•
Формируется
уважительное
отношение
и
чувство
принадлежности
к
семье,
малой
Родине, Отечеству.
•
Формируются
представления
о
социокультурных
ценностях
народа,
о
традициях,
обрядах,
праздниках,
о
преемственности поколений.
•
Развиваются
коммуникативные
компетенции,
формируется
готовность
к
совместной деятельности.
•
Закрепляются
правила
безопасного
поведения в быту, социуме, на природе.
ПЕДАГОГ
ПЕДАГОГ
ВОСПИТАННИК
ВОСПИТАННИК
Познавательное развитие.
•
Создает условия для восприятия
художественной
литературы
и
фольклора.
•
Знакомит
детей
с
объектами
окружающего мира.
•
Формирует
представления
о
свойствах и отношениях объектов
окружающего мира.
•
Способствует
формированию
представлений
о
планете
Земля,
как
общем
доме
людей,
об
особенностях
ее
природы,
многообразии
стран
и
народов
мира.
•
Формируются познавательные действия и
становление сознания.
•
Формируются первичные представления :
о себе, других людях;
об объектах окружающего мира;
о
свойствах
и
отношениях
объектов
окружающего мира;
о планете земля, как общем доме людей;
об особенностях ее природы;
многообразии стран и народов мира
ПЕДАГОГ
ПЕДАГОГ
ВОСПИТАННИКИ
ВОСПИТАННИКИ
Уголок книги: обязателен в каждой группе!
•
Учит работать с книгой.
•
Дает понять, что это увлекательно, несёт новый опыт и знания.
•
Свободный доступ к книгам.
•
Воспитанник может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу.
Памятка педагогу.
1.
Чтение не должно быть однообразным и неинтересным.
2.
Нужно стараться избегать и пассивного созерцания и слушания.
3.
Необходимо давать ребенку возможность высказаться, проявить свои
эмоции.
4.
Важно
внимательно
относиться
к
проявлению
коммуникативной
инициативы и поддерживать ее.