Автор: Баринова Татьяна Павловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ РЦДО
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя-дефектолога
Раздел: дополнительное образование
Современные образовательные технологии в
коррекционной работе учителя-дефектолога
Автор: Баринова Татьяна Павловна
Место работы: ГБОУ РЦДО
Должность: учитель-дефектолог
Введение
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением
информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку
необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И нам, учителям-
дефектологам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные
образовательные технологии.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором
входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают
достижения прогнозируемого результата.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема школьного
образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число
школьников, не желающих учиться; снизилась положительная мотивация к занятиям,
успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое
пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике
школьных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам
учусь, а не меня учат», поэтому современному специалисту необходимо владеть целым
арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную
активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на
возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих
и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость овладеть спектром инновационных
образовательных технологий и применять их в своей практической профессиональной
деятельности.
1.Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога.
Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья – вот главная, коммуникативная, задача современного учителя-
дефектолога. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные
действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело,
и, учитель - дефектолог, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор
воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и
свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Для
каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а
также, знаниевая компетентность. В настоящее время дети могут получить практически
любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и
расширять свои знания. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время.
Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то
сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо
выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Данные
технологии, описанные ниже, способствуют развитию ключевых компетенций детей:
исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–
адаптивных, информационных и ключевых компетентностей: способность работать без
постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной
инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение
анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и
обобщения.
2. В своей профессиональной деятельности я использую и владею следующими видами
образовательных технологий: технология проектов, дифференцированного подхода,
информационно-коммуникативными технологиями, здоровьесберегающими технологиями.
2.1.Технология проектов
Особенностью проектной деятельности в школьной системе образования является то, что
ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать
проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе
проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети
и педагоги, а также вовлекаются родители. Внедряя в педагогическую практику технологию
проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности
воспитанника и преследую следующие цели:
-активизация познавательных процессов;
-формирование у учеников интереса к творческому решению задачи:
-развитие и обогащение сенсорного опыта детей.
2.2.Технология дифференцированного подхода. У многих детей с нарушениями зрения
неустойчивое внимание, недостаточно развита память, испытывают трудности в выполнении
традиционных заданий- в этом случае требуется особая форма предъявления материала, т.е.
дифференцированный подход к обучению. Реализация данного подхода в воспитательно-
образовательном процессе позволяет мне в результате всестороннего изучения своих
воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях. При
применении данной технологии воспитанников делю на условные группы с учетом
зрительных нарушений и типологических особенностей. При формировании групп мною
учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности,
степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала.
Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по
содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для
диагностики результатов развития.
2.3.Информационно-коммуникативные технологии
В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание
воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь
активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в
профессиональной деятельности
Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области
применения информационных технологий. Моя цель использования информационных
технологий в работе с школьниками:
-повысить наглядность материала;
-разнообразить содержание материала;
-разнообразить формы подачи материала.
Использование информационно - коммуникационных технологий формирую собственные
средства обучения, составляя свои презентации , позволяет мне размещать конспекты
занятий и другие методические разработки на страницах интернет –порталов («Педсовет» и
пр.).
Свои достижения в области информационно – компьютерных технологий демонстрирую при
проведении открытых занятий, методобъединениях, итоговых отчетах о своей деятельности
за учебный год.
Создала свои мини-сайты в социальной сети работников образования, где разместила свое
электронное портфолио, авторские материалы.
Новые компьютерные технологии позволяют ускорить процесс обучения и развития
школьников.
2.4.Здоровьесберегающие технологии. Думаю, что наша задача сегодня-научить ребенка
различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем,
перейдя в школу и далее ребята могли уже самостоятельно их применять Свою
коррекционную непосредственно образовательную деятельность я стараюсь строить, ставя
перед собой именно эту цель: как сделать их здоровьесберегающими?
В своей практике здоровьесберегающее обучение включаю: проведение тематических
физминуток на каждом занятии, динамических пауз, кинезиологических упражнений (для
межполушарного взаимодействия), пальчиковой гимнастики. Поскольку на ладони находится
множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является
массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки
рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив
крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и
чувствительности конечностей ребенка. В проведение дыхательной гимнастики включаю
звуковое дыхание М.Лазарева. Комплекс звукового дыхания направлен на стимуляцию
обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация
позволяет улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует
деятельность диафрагмы, улучшает дренаж мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов,
повышает эмоциональный тонус. Упражнения этого комплекса выполняются на занятии,
подходят для физминуток, динамических пауз. Нагрузка на глаза у ребенка с нарушениями
зрения огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Поэтому выполнение гимнастики для
глаз необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения. В своей
работе использую игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей
В.Ф.Базарным, Э.С.Аветисовым и Г.А.Шичко. Они проводятся в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки во время занятий. Известно, что у школьников с
нарушениями зрения вялое проявление эмоций. Поэтому для их развития включаю в занятия
элементы психогимнастика по методике М. Чистяковой. Такие игры и упражнения помогают
снятию психоэмоционального напряжения у школьников с амблиопией и косоглазием,
развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют
различные эмоции (радость, удивление и т.д.). Для удобства использования
здоровьесберегающих технологий мною составлены оздоровительные комплексы:
дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз,физминутки,
психогимнастики, игры для развития эмоциональной сферы школьников с нарушениями
зрения в соответствии с иллюстративным сопровождением.
Я считаю, что применяя в моей коррекционной работе с школьниками с нарушениями зрения
здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-
образовательного процесса, поможет сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый
образ жизни, полноценное развитие, сохранит и укрепит здоровье воспитанников.
Заключение
Педагог, умело и эффективно владеющий современными образовательными технологиями и
информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к
оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Наряду с этим, появились реальные возможности для качественной индивидуализации
обучения детей, значительно возросла эмоциональная заинтересованность учеников в
занятиях.
Такое построение обучения с использованием конкретных современных образовательных
технологий в моей педагогической практике не только намного облегчает труд учителя-
дефектолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в
работе с учениками с нарушениями в развитии.