Автор: Пушкарев Александр Анатольевич
Должность: преподователь специальных дисциплин, мастер п/о
Учебное заведение: КОГПОБУ ВПМТ
Населённый пункт: Кировская область, г. Вятские Поляны
Наименование материала: Методическая публикация
Тема: Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату Wldskills Russia WSR
Раздел: среднее профессиональное
Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату
Worldskills Russia (WSR)
ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрим
традиционный
подход
(основные
этапы)
в
подготовке
участников к Чемпионату «Молодые профессионалы» («Worldskills Russia»)
в рамках образовательной организации. 1. Первичный отбор участников. На
данном
этапе
в
образовательном
учреждении
формируются
списки
кандидатов для подготовки к конкурсу. Как правило, отбор идет на основе
данных
академической
успеваемости
студентов
и
рекомендаций
педагогического персонала (кураторов учебных групп, преподавателей
специальных
дисциплин,
мастеров
производственного
обучения).
2.
Знакомство со стандартами WSR и технической документацией. Тренер
(лицо, ответственное за подготовку студентов к конкурсу) знакомит
студентов со стандартами WSR, в которых расписано, что участник должен
знать, понимать и быть в состоянии делать, а также с технической
документацией, которая состоит из технического описания, конкурсного
задания, критериев оценки и инфраструктурного листа. 3. Тренировочный
этап участников чемпионата, как правило, разделяется на несколько
ступеней: – входное тестирование, определение уровня подготовки; –
составление плана подготовки кандидатов; – тренировочные мероприятия; –
контроль результатов; – отбор кандидата для участия в предстоящем
чемпионате
более
высокого
уровня.
4.
Этап
отработки
выполнения
конкурсного задания. На данном этапе тренер отрабатывает со студентом все
составляющие
конкурсного
задания
в
соответствии
с
технической
документацией и аспектами критериев оценки. Заметим, что олимпиады,
конкурсы, чемпионаты — это мероприятия соревновательного характера. По
своей сущности они схожи со спортивными состязаниями и имеют цель —
выявление лучших среди некоторого множества соревнующихся людей —
претендентов на звание Победителя. Группа конкурсантов — это люди,
обладающие определенными качествами, которые можно оценить на основе
заданных критериев и затем, сравнив значение показателей, выбрать
конкурсанта-победителя.
Идея
состязательности,
заложенная в
основу
Чемпионата, наводит на мысль о целесообразности использования в процессе
подготовки студентов к конкурсу «Молодые профессионалы» («Worldskills
Russia») коучинговых технологий, которые берут свое начало в области
спорта. Истоками коучинга принято считать открытие Тимоти Гэлвея
(профессора Гарвардского университета, спортсмена), который определил
коучинг как технологию раскрытия потенциала человека с целью повышения
его эффективности. Т. Гэлвей предположил, а затем практически подтвердил,
что значительным фактором успеха спортсмена является его душевное
состояние. То есть то, на что человек направляет свое внимание и что он
считает для себя возможным, а что — нет. В настоящее время коучинг
применяют не только в спорте, но и в развитии личностных качеств человека,
бизнесе, экономике, политике и других сферах деятельности. В 2010 году
коучинг
появился
в
некоторых
отечественных
образовательных
учреждениях.
Большой
вклад
в
развитие
коучингового
подхода
в
образовании, в подготовку педагогов-коучей вносит бизнес-тренер Наталья
Гульчевская, сертифицированный коуч ACC ICF, основатель портала
«Коучинг в Образовании РФ». В настоящее время сфера образования
рассматривается как отдельная сфера применения коучинга. Педагогикоучи
помогают обучающимся активно развиваться: раскрывать и использовать
свой
потенциал,
сознательно
приобретать
знания,
осваивать
навыки,
достигать желаемых результатов. Определения коучинга. Ниже приводятся
характеристики коучинга, которые наиболее близки и функциональны для
работы с учащимися и студентами: – Коучинг — это система развития
личности, когда при сотрудничестве, в партнерстве человек достигает целей
в своей жизни быстрее и качественнее (ICF). – Коучинг — это современный
метод обучения, который учит эффективно мыслить и достигать целей в
разных ситуациях. – Коучинг — это движение чемпиона к своей цели через
собственное развитие при поддержке коуча. – Коучинг — это про то, как из
ситуации «сегодня», точки А, попасть в точку Б, где чемпион хочет оказаться
завтра, исследуя различные пути движения к этой цели и выбирая с помощью
коуча наиболее экономичный, ресурсосберегающий и экологичный путь. –
Коучинг — это про достижение целей. В коучинговых отношениях «Коуч
(наставник, тренер, педагог) — Чемпион (студент, спортсмен, клиент)»
определяющими являются состояния «доверия» и «партнерства». Коуч
рассматривает
Чемпиона,
как
зрелую,
осознанную,
самодостаточную
личность, которая берет на себя ответственность за свои решения и
результаты своей деятельности. Коучинговые отношения базируются на
принципах Милтона Эриксона: 1. Принцип все «OK»: с людьми все в
порядке! 2. Люди уже обладают всеми внутренними ресурсами, которые им
нужны. 3. Люди всегда делают наилучший выбор, который могут в данный
момент. 4. Каждое поведение имеет положительное намерение. 5. Изменение
неизбежно. Базовый инструмент работы коуча — коучинговые вопросы.
Работа
может
быть
организована
в
форме
специальной
беседы
—
индивидуальной или групповой коуч-сессии. Далее будем рассматривать, как
можно
использовать
коучинг
для
подготовки
студентов-чемпионов
конкурсов профессионального мастерства WSR. Коучинговые вопросы.
Подготовка к конкурсу будет эффективной только в том случае, если с
помощью тренеракоуча студент определяет свою цель и принимает на себя
ответственность за свои результаты. Поэтому на этапе постановки цели и
разработки плана ее достижения студент должен ответить на вопросы: 1.
Чего я хочу достигнуть? 2. Насколько сильно это желание? 3. Зачем мне это
нужно? 4. Как я узнаю, что достиг желаемого? Отвечая на вопросы, студент
показывает свою приверженность цели и ценность достижения этой цели
именно для него. (Могут быть ситуации, когда цель «навязана» влиянием
внешней среды.) Ответы на эти вопросы повышают мотивацию студента к
достижению цели, у студента открывается дополнительный ресурс энергии и
желания работать над ее достижением. Следующий блок вопросов служит
для разработки плана достижения цели. Тренер-коуч помогает студенту
проверить реалистичность и экологичность поставленной цели, выявить
возможные препятствия и пути их преодоления. 1. Когда я готов начать этот
процесс? 2. Когда этот процесс завершится? 3. Какие ресурсы мне
потребуются? 4. Кто может помочь мне в достижении цели? 5. Какие
препятствия возможны на моем пути? Как их преодолеть? 6. Что будет меня
мотивировать, если я почувствую усталость, разочарование? 7. Не будет ли
моя цель вредить моему окружению? 8. И др. Работа над созданием плана,
как
правило,
происходит
в
рамках
коуч-сессий
с
коучем-тренером.
Визуализация. Еще один мощный коучинговый инструмент повышения
мотивации и воли к победе на Чемпионате — визуализация успешной
профессиональной
деятельности.
Коуч-тренер
предлагает
студенту
представлять себя выполняющим профессиональную деятельность успешно
и безошибочно. Студент, используя силу воображения, представляет себе,
что он мысленно переместился во времени в день соревнования. Студент
мысленным взором «видит», как он успешно и безошибочно выполняет
конкурсное задание, при этом добивается максимальной эффективности.
Через все репрезентативные каналы он воспринимает то, что происходит на
конкурсной площадке: то, что видит, слышит, чувствует. Основные
внутренние качества успеха. Джон Уитмор в своей книге «Человек
выигрывающий» (The Winning Man; 1987) приводит список так называемых
«основных
внутренних
качеств»:
ответственность
(приятие
личной
ответственности за успехи и неудачи), понимание (фокусирование внимания
на том, что происходит вокруг), концентрация (концентрация на задаче),
расслабление (сведение к минимуму внутреннего диалога), отстраненность
(умение
абстрагироваться
от
деятельности
и
наблюдать
за
своими
действиями), обязательность (воля к победе). Эти качества также могут быть
отработаны
на
коуч-сессиях.
Кроме
этого,
Джон
Уитмор
советует
конкурсанту искать свои личные стимулы, которые создают позитивный
настрой перед выполнением деятельности. Например, это может быть
прослушивание музыки или посещение спортивного зала. Качественная
обратная связь. Еще одно, очень важное направление работы коуча-тренера
—
обеспечение
чемпиону-студенту
качественной
обратной
связи.
Качественная обратная связь должна быть честной и справедливой. Хвалить
можно только за реальные достижения, слабые стороны также должны быть
отмечены. Однако важно сбалансировать количество сильных и слабых
сторон. Затем необходимо проработать слабые стороны таким образом,
чтобы извлечь из них новый ресурс для развития. В процессе коучингового
сопровождения студентов во время подготовки к Чемпионату WSR может
использоваться ряд других моделей и техник, не затронутых в данной
короткой статье. Это модель GROW, SMART, техника шкалирования, линия
времени, колесо компетенций, техника декартовых координат и другие
полезные инструменты. Использование коучинга и коучингового подхода в
процессе подготовки студентов к конкурсам профессионального мастерства
выводит всех участников процесса на новый уровень осознания сущности
образовательной
деятельности.
Образовательный
процесс
становится
процессом творческого всестороннего развития личностей как студентов, так
и
педагогического
персонала.
При
этом
традиционный
подход
к
планированию и организации процесса подготовки студентов к конкурсу
трансформируется в коучингово-целевой подход, раскрывающий потенциал
студента и работающий на осознанное движение к цели. Приведем сравнение
основных моментов традиционного и коучиногового подхода (таблица 1).