Автор: Людмила Владимировна Соловьева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Тагайская СШ"
Населённый пункт: Ульяновская область, с.Тагай
Наименование материала: статья
Тема: Портрет как средство погружения в мир чувств и сознания личности
Раздел: среднее образование
Ульяновская область, Майнский район, с.Тагай,
МКОУ «Тагайская СШ»,
учитель русского языка и литературы
Соловьева Людмила Владимировна
Портрет как средство погружения в мир чувств и сознания личности.
Современная школа развивается по пути гуманизации образования,
целью которого должна стать свободная, творчески мыслящая, гармонически
развитая личность.
Каждый человек сам по себе неповторим и исключителен, и школа
должна
способствовать
раскрытию
его
индивидуальных
дарований.
Огромную роль в гуманизации образования играет искусство, а литература в
частности. Литература как искусство слова не только способствует развитию
творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы,
эстетического сознания личности, но и передает глубинные процессы
изменения сознания всего общества.
Проиллюстрируем
это
на
таком
средстве
художественного
изображения
героя
как
портрет.
В
художественной
литературе
на
протяжении многих веков было свойственно изображение персонажей по
определенным канонам. Общее преобладало над индивидуальным, лица не
были индивидуализированы, а изображались условно. Постепенно шел
переход от абстрактного к конкретному, неповторимому. И если в
произведениях вплоть до 19 века присутствует знаковость условного
портрета, один положительный герой был похож на другого, то у писателей
19 века портреты стали более индивидуальны. Пушкин, Лермонтов,
Тургенев, Достоевский, Толстой, используя возможности искусства слова,
смело проникали во внутренний мир героев, подмечая в изображении героев
такие черты, которые делали их индивидуальными. Знаковость условного
портрета превращается у А.С. Пушкина уже в пародию.
Глаза как небо голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенье, голос, легкий стан…
Все в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно
И в итог;
Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Любимая героиня Пушкина любима вот уже почти два столетия, она
неповторима как Джоконда Леонардо до Винчи, и причина тому –
ее
индивидуальность.
Автор использует все средства, чтобы сделать ее таковой; и редкое, не
свойственное поэзии имя – Татьяна, и непохожесть героини на других детей
и отсутствие условной красоты Ольги.
Гениальность Пушкина еще и в том, что ему удалось показать развитие
личности Татьяны. В конце романа сцена описания внешности Татьяны
также неповторима, как и в начале. Два совершенно разных портрета
передают личностную эволюцию Татьяны.
А
изображение
таким
образом
героя
предполагает
развитие
литературы.
И
если»
1
от
античного
и
средневекового
романа
до
просветительского
и
сентиментального
преобладала
условная
форма
портрета с характерными для него статичностью описания, картинностью и
многословием. Изобразив внешность персонажа в начале повествования,
автор, как правило, больше к ней не возвращался. Что бы не пришлось
героям пережить по ходу сюжета, внешне они оставались неизменны…», то
в лучших реалистических произведениях 19 века писатели пытаются найти
такие
приемы
изображения
внешности
героя,
что
читателям
видна
неповторимая личность, способная к дальнейшему росту.
Особенно полно «эволюция души человеческой «через портрет
наблюдаем у Л.Н. Толстого. Его Наташа Ростова то хрупкая, «…черноглазая,
с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…», то «счастливая,
замирающая на первом балу барышня», то «очень тоненькая, странно
тоненькая черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым
носовым платком, из- под которого выбивались пряди расчесавшихся волос»
и т.д.
Героиня Толстого всегда разная и всегда одинаковая. Ее личность дана
в развитии. «Герой «движется не только в сюжете романа, но и в восприятии
читателя. Каждое новое появление героя что-то добавляет к тому, что уже
известно о нем; некоторые черты, сыграв свою роль, отходят на второй
план».
Таким образом, рассматривая на уроках литературы художественные
образы, разбирая портреты, мы, учителя - словесники, способствуем
приобретению жизненного опыта через общение с художественными
персонажами. Движение портрета от абстрактного к конкретному, от
статичного
экспозиционного
к
динамичному
свидетельствует
об
общественном интересе к личности вообще. Задача учителя литературы
поддержать этот интерес и способствовать самостоятельным исследованиям
в определенных художественных средств изображения героя, сколько видеть
его как личность, почувствовать его психологическое состояние, осмыслить
внутренний мир. Постигая эмоциональное состояние героев произведения,
сопоставляя его со своим, учащиеся сами развивают свой творческий
потенциал, приобретают опыт видения людей.
Литература:
«Портрет» Л.А. Юркина. Введение в литературоведение.- М.: Академия,
1999.-с. 301
Соловьева Л.В.