Напоминание

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями технологической направленности


Автор: Ольга Сергеевна Дубинина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка-детский сад№ 142"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями технологической направленности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ольга Сергеевна Дубинина

педагог-психолог МДОУ «Ц.Р.Р.- д/с №142»

Нина Александровна Нагимова

воспитатель МДОУ «Ц.Р.Р.- д/с №142»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

Образовательный проект ТЕМП в первую очередь «направлен на

профориентацию

и

повышение

мотивации

к

выбору

инженерных

специальностей, что поможет в решении главной задачи – подготовки

кадров для региональной экономики». Поэтому, работу по воспитанию

мотивации необходимо начинать уже с дошкольной ступени. Южный

Урал

регион

с

развитой

промышленностью,

металлургией,

приборостроением. И развитие региона должно быть направлено именно

на эти области.

С темпом развития общества в современных условиях, невозможно

выполнить

«заказ»

экономики

на

специалистов,

который

будут

востребованы через 15 лет – срок обучения ребенка. Поэтому, начиная с

дошкольного возраста, мы должны воспитывать и формировать интерес к

труду.

Вопрос трудового воспитания и образования детей становится

актуальным

в

настоящее

время.

Формирование

у

дошкольников

первичных трудовых навыков, воспитание уважения к людям труда,

интерес к природному и рукотворному миру, в котором предстоит ребенку

жить,

-

единственная

возможность

формирования

сознательного

отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.

Город Магнитогорск расположен на Южном Урале, славится своими

богатствами, одно из которых, железная руда. Наш детский сад

расположен в одном из жилых районов города Магнитогорска. Родители

воспитанников

работают

на

Магнитогорском

металлургическом

комбинате и на предприятиях города Магнитогорска, но представления о

профессиях взрослых у детей ограничены небогатым жизненным опытом,

о знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма

поверхностно.

В учреждении определены основные направления в работе с

дошкольниками

приобщения

детей

к

труду.

Нами

разработан

долгосрочный проект «Все профессии нужны, все профессии важны» в

рамках реализации образовательного проекта ТЕМП, основной целью

которого стало ознакомление детей дошкольного возраста с трудовыми

профессиями города Магнитогорска. Если дети с детства узнают, что

нелегко вырастить хлеб, добыть руду, сшить, изготовить любую вещь, что

в каждую из них вложен труд человека, они более глубоко осознают их

цену. Это помогает расширять у них представления о мире взрослых,

пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать

уважение к труду и бережное отношение к вещам. В будущем, когда дети

подрастут, детские впечатления смогут повлиять на выбор его профессии.

Для реализации данного проекта используем программу Е.С.

Бабуновой, отражающую региональную специфику образования - «Наш

дом – Южный Урал», программное содержание которой раскрывает

познавательные сведения из истории о появлении первой металлургии,

добыче железной, медной руды, о мастеровых и рабочих железо и

медеплавильных заводов, и шахт Южного Урала.

Индикативными показателями реализации данного проекта явились:

1. Расширение представлений у детей о профессиях людей,

работающих в нашем городе.

2. Раскрылись индивидуальные творческие способности.

3. Прослеживается положительная динамика развития трудовых

навыков и умений у детей.

4. Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей

с профессиями родного города.

5.

Изготовлены

альбомы

«Трудовые

профессии

города

Магнитогорска», «Кто работает для нас», «Мои родители на работе»,

«Работы всякие нужны, работы всякие важны»

6. Создана картотека дидактических игр по ознакомлению детей с

профессиями.

7.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

пополнена

атрибутами для сюжетно-ролевых по ознакомлению детей с профессиями.

В качестве примера работы по решению задач приобщения детей

старшего

дошкольного

возраста

к

трудовой

деятельности

нами

представлен

конспект

образовательного

мероприятия

на

тему

«Труженики комбината»

Образовательные задачи:

Познакомить

детей

с

профессиями

металлургов:

сталевар,

прокатчик.

Формировать представления детей

о доменной печи, стали,

прокатном цехе.

Закреплять представления детей о людях разных профессий.

Развивающие задачи:

Развивать умение соотносить орудия труда, выполнение трудового

процесса с названием профессии.

Развивать воображение, связную речь, мышление, память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать

уважение

к

профессиям

металлургов,

доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь другим.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций

о

ММК,

беседы о профессиях

родителей детей, реализация проекта «Все профессии нужны, все

профессии важны».

Словарная работа: сталевар, прокатчик, доменная печь.

Оборудование:

мультимедийная установка, экран, презентации,

иллюстрации «Жизнь и труд людей на Южном Урале», фотографии,

слайды (ММК, доменная печь, работа сталевара и др.)

Ход деятельности:

(Дети рассматривают альбомы о профессии металлурга, наборы

фотографий о ММК, предметы спецодежды металлурга и др.)

В.: В каком городе мы живем? Назовите предприятия нашего города

и что на них производят?

Д.:

Гормолзавод, где делают сметану, творог, сырки и другие

молочные продукты. Магнитогорский металлургический комбинат, на

нем производят различные трубы и варят сталь.

В.: Наш металлургический комбинат - самое главное и серьезное

предприятие. (Показ иллюстраций комбината: общий план, главная

проходная)

Там работает большое количество людей разных профессий. Мы

познакомимся с профессиями металлурга: сталевара и прокатчика. Это

очень почетные и важные профессии. Ребята, а где трудятся металлурги

нашего города? (Ответы детей)

Я

предлагаю

вам

посмотреть

фильм

о

Магнитогорском

металлургическом комбинате (слайды).

В.: Что же рабочие делают на металлургическом комбинате?

Д.: плавят металл: сталь, чугун и т.д.

В.: Рабочие на комбинате работают дружно и делают одно общее

дело – из железной руды плавят металл, который нужен не только нашей

стране, но и другим странам. Ребята, попробуйте догадаться, как называют

профессию человека, который плавит сталь

Д.: Сталевар

В.: Из каких двух слов состоит это слово?

Д.: Сталь, варить.

В.: Так значит, что делает сталевар?

Д.: Сталевар варит сталь.

В.: Ребята, печь, в которой плавят сталь называется доменная печь.

(рассматривание слайдов о работе сталевара и текст за

кадром )

День и ночь в моей печи

Полыхает пламя,

Обжигает кирпичи

Вьется, словно знамя

Из большой печи моей

В круглое оконце

Знай, бежит стальной ручей

Он светлее солнца.

В.: Как вы думаете, почему сталевар одет в специальную одежду:

плащ, рукавицы. Каску? Для чего на лице защитная маска? (ответы

детей)

В.: Назовите, что делают из стали?

Д.: машины, трактора, самолеты, пароходы и др.

д/и

«Назови

лишнее»

-

на

слайде

(назвать

предметы,

изготовленные не из металла, напр. игла, ножницы, матрешка, замок)

Физминутка

«Где мы были, мы не скажем, а что видели,

покажем» (демонстрируют действия людей различных профессий)

В.: Ребята, представьте себе такую ситуацию, что бы было, если бы

не было металла? (рассуждения детей)

В.: У кого из вас

родители работают на ММК и кем? (дети

называют профессии своих родителей, работающих на ММК)

В.: На комбинате очень много цехов, среди них есть прокатный цех.

Скажите, что же люди делают в этом цехе? (ответы детей)

В.: Как же называется профессия людей, которые прокатывают

сталь?

Д.: прокатчики.

В.:Помимо

людей

многие

работы

на

Магнитогорском

металлургическом

комбинате

выполняют

роботы-компьютеры

и

машины-автоматы, а люди управляют ими. Эти машины созданы для того,

чтобы облегчить труд людей. А вот в одном волшебном городе жили

люди разных профессий, и не было у них ни роботов-автоматов, ни

компьютеров-помощников и делали они свою работу сами с помощью

различных инструментов. Однажды пришли они утром на работу и

увидели, что на их рабочих местах лежат не те инструменты и орудия

труда, которыми они привыкли работать. Жители волшебного города

очень огорчились и просят вас помочь им, найти свои инструменты.

д/и «Назови профессию и подбери пару (предмет для работы)»

В.: Вам понравилось путешествие по калейдоскопу профессий

нашего города? Ребята, а кем вы хотите стать в будущем, когда вырастите

большими? (Ответы детей).

В.: Ребята, вы все молодцы и у меня для вас сюрприз – игра «Пазлы»

с изображением металлургического комбината.

Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу:

правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая

работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить.

Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно

работать, уважают люди.

Список литературы

1. Бабунова Е.С. Наш дом - Южный Урал: Программа воспитания и

развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики.-

Челябинск, АБРИС, 2014.

2.

Ефанова

З.А.

Знакомство

дошкольников

с

профессиями.

Подготовительная группа.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

3. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях.

/учеб.пособие / Т. В. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.



В раздел образования