Автор: Коснырева Нина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" пст.Вухтым
Населённый пункт: пст. Вухтым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Речевой и неречевой этикет. Особенности русского этикета.
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока родного (русского) языка
Тема урока: Речевой и неречевой этикет. Особенности русского этикета.
Класс: 4 класс
Автор: Коснырева Нина Михайловна учителя начальных классов МБОУ «СОШ» пст. Вухтым
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: формирование знаний о речевом и неречевом этикете.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;
- продолжить формирование представлений об этике, как науке, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков;
- сформировать понятие о правилах эффективного общения;
- познакомить обучающихся с основными формулами знакомства, просьбы, приглашения
- учить анализировать собственную речь и речь собеседника
Воспитательные:
- развитие у детей ценностного отношения к родному русскому языку;
- развитие коммуникативных умений, развитие умения «добывать» знания;
- учить работать в учебном диалоге, в парах и группах;
- учить анализировать и оценивать свою работу.
Развивающие:
- создавать условия для развития у учащихся умения строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;
- развитие интеллекта;
- оценивать свою деятельность на уроке.
1
Планируемые образовательные результаты
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия (содержание)
1. Организационный
момент. Мотивация
учебной деятельности.
Проверяет готовность
обучающихся к уроку.
Приветствует
обучающихся, создаёт
эмоциональный настрой
на урок, мотивирует их к
уроку.
Приветствуют учителя,
настраиваются на урок.
Личностные:
- самоопределение;
- ориентация на успешную учебную деятельность.
Познавательные:
отбор необходимой информации, моделирование содержания
2. Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности
Выявляет
уровень
знаний.
Организует
фронтальную работу.
Выполняют задания,
тренирующее отдельные
способности к учебной
деятельности,
мыслительные операции и
учебные навыки.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: анализировать,
делать умозаключение;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
форме;
Коммуникативные:
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
3. Постановка учебной
проблемы.
Актуальность темы
урока.
Активизирует знания
учащихся. Создает
проблемную ситуацию.
Ставят цели, формулируют
(уточняют) тему урока.
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
постановка вопросов;
Познавательные:
формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.
4. Поиск решения.
Открытие нового знания.
Вовлекает учащихся в
работу. Организует
Работают с информацией.
Участвуют в обсуждении.
Высказывают собственное
Регулятивные:
планирование, прогнозирование;
Познавательные: моделирование;
2
работу в парах, в группах.
мнение.
решение проблемы;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе
информации.
5. Первичное применение
знаний.
Обеспечивает контроль за
выполнением заданий.
Самоконтроль при
выполнении заданий.
Регулятивные:
контроль, оценка, коррекция;
Познавательные:
общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и
строить речевое высказывание
6. Закрепление и
совершенствование
умений. Самостоятельная
работа.
Организует деятельность
по прослушиванию
произведения
Слушают мелодию.
Отвечают на вопросы
Регулятивные:
осознание качества и уровня усвоения;
Личностные:
Самоопределение.
7. Подведение итогов
урока. Рефлексия.
Организует деятельность
по применению новых
знаний, рефлексию.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят
цель и результаты, степень
их соответствия.
Регулятивные:
осознание качества и уровня усвоения;
Личностные:
Самоопределение.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
рефлексия.
3
Этапы урока
Цели этапа
Планируемые
результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
I.
Органи
зационный
момент.
Мотивация
учебной
деятельности
Включение
учащихся в
учебную
деятельность.
Повторение
понятия «этикет»
Развитие у детей
ценностного отношения к
родному (русскому)
языку и соблюдение
«этикета».
Коррекция внимания.
- Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут
Нина Михайловна. Я приехала с Вухтымской
школы. У нас сегодня необычная тема, а чтобы
узнать, что эта за тема, я предлагаю вам
разгадать ребус
- Молодцы! Действительно, сегодня мы будем
говорить об этикете.
- Что вы знаете уже про этикет?
- Молодцы!
Приветствуют учителя.
Класс настраивается на
активную работу на уроке
Дети
раскрывают
понятие
«этикет»
через
фронтальную
беседу.
II.
Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений в
деятельности
Подготовка
мышления
учащихся и
осознание их
потребности к
построению
нового способа
действий.
Запомнить
слово,
от
которого
произошло
слово «этикет».
- Предлагаю вам посмотреть видеоролик, в
котором вы должны услышать от какого слова
произошло слово «ЭТИКЕТ».
- Вы узнали, от какого слова произошло слово
«этикет»?
Теперь
вы
запомните
это
определение.
- Какие виды правил поведения существуют?
-
Молодцы,
а
их
оказывается
так
много
(праздничный, школьный и т.д.).
Воспроизводят знания, умения,
навыки, достаточные для
построения нового способа
действий.
Просмотр видеоролика
«ЭТИКЕТ».
III.
Постановка
учебной
проблемы.
Выявление места
затруднения, его
причины,
формулировка
темы урока и
постановка цели и
задачи урока
Отличать виды этикета
речевой и неречевой по
ситуациям.
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, вспомните, как я с вами
познакомилась? (Здравствуйте, меня зовут Нина
Михайловна, я приехала к вам с Вухтымской
школы).
- Это какой вид этикета? (речевой)
- А еще я могу поприветствовать вас по-
другому.
- Вам понятна та информация, которую я
подала?
- Это какой вид этикета? (неречевой)
- И так, мы сегодня будем говорить о речевом и
Обращают внимание на виды
этикета – речевой и неречевой.
Высказывают и аргументируют
свою точку зрения,
выслушивают мнение других.
Делают вывод, что этикет имеет
разные формы, предполагают
на какие группы их можно
разделить. Пробуют
сформулировать основной
4
неречевом этикете.
- Какую цель мы поставим на уроке?
(узнать, познакомиться с речевым и неречевым
этикетом)
Задачи:
Повторить…..
Познакомиться…..
Научиться…
Узнать…..
- Давайте прочитаем пословицу: По одежке
встречают, по уму провожают.
- О чём эта пословица? Как вы ее понимаете?
- Правильно ребята, этикет это и одежда и ум,
это внешний вид человека. То есть - Одежда,
жесты, мимика, речь – все это формы этикета.
вопрос урока
Знакомятся с темой урока,
обсуждают цели урока и
пытаются самостоятельно их
сформулировать.
IV.
Поиск
решения.
Открытие
нового знания.
Первичное
применение
знаний.
Открытие нового
знания.
Формирование
понятий речевой
и неречевой
этикет.
Отличать речевой и
неречевой этикет по
существенным
признакам.
Знакомство с понятием -
«слег» («слова-сорняки»).
- Давайте знакомится с речевым этикетом.
- Предлагаю вам посмотреть отрывок из хорошо
знакомого журнала «Ералаш» «Почему мы так
говорим?»
- Все ли вам было понятно в речи мальчика?
- Что вам показалось смешным?
- А почему эти два человека не понимают друг
друга?
- Как вы думаете, а почему мальчик так рассказывал
произошедший случай?
- Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”,
“фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к
молодежному жаргону – сленгу, по другому их
называют слова - сорняки.
- Итак, о нашей воспитанности можно судить по
нашей речи, и огромное значение в этом отведено
речевому этикету.
Речевой этикет – общение с
помощью слов.
Учатся решать проблему,
аргументировать ответы,
сравнивать, анализировать,
слушать, наблюдать, делать
выводы
- Взрослый человек не
понимает подростковый сленг.
- Потому что мальчик привык
так разговаривать в
повседневной жизни
5
Формирование
умения находить
«слова-сорняки» и
«вежливые
слова»,
классифицировать
их.
Применение
правил
речевого
этикета
в
речи.
- Следует твердо помнить, ребята, что человек своим
поведением, внешним видом не должен доставлять
неудобства окружающим.
- И так, в речи людей встречается много слов –
сорняков. В желтом конверте лежат слова-сорняки и
вежливые слова. Они перепутаны. Разделите их на
две группы. Ну, что ж, открывайте конверт и
приступайте к заданию.
- А теперь выберите каждый слова – сорняки,
которые вы используете в своей речи или слышали
от своих друзей. Прочитайте их.
- Для того, чтобы избавиться от этих слов в вашей
речи, давайте их сожжем. На доске костер. Вы
сейчас подойдете и сожжете слова – сорняки.
- Ну, что ж, ребята, мы сожгли слова – сорняки. И я,
надеюсь, что вы не будете их употреблять в своей
речи.
- Итак, ребята, мы с вами выработали первое
правило речевого этикета. Избегать в речи слов-
сорняков.
- Одним из главных пунктов этикета в России
является
проявление
уважительного
отношения
уважение к старшему поколению. Кого мы относим
к старшему поколению?
- А как можно уважительно обратиться к взрослому
человеку, который старше вас? (на Вы)
- А к кому можно обратиться на «ты»?
- Русское «вы» - означает признание возраста,
должности, индивидуальности человека.
- При знакомстве обычно говорят: «Разрешите
(позвольте)
с
вам
познакомиться
(вам
представиться)»
- Если вы кого-то нечаянно толкнули, наступили на
ногу, то следует что сделать по правилам этикета?
Деление слов на группы –
«слова-сорняки» и «вежливые
слова».
Выходят к
импровизированному костру и
в кармашек складывают слова-
сорняки (физкультминутка).
- Мама, папа, дедушка,
бабушка, учитель и т.д.
- На «Вы»
- Друзьям, одноклассникам
- Извиниться
6
Построение
модели выхода из
ситуации.
Применение
неречевого
этикета
в
жизни.
- А сейчас мы попробуем обыграть ситуации. У вас
на столе лежит зеленый конверт. В нем лежит одна
ситуация. Вы обсудите в группе, как можно выйти
из этой ситуации и представите нам.
1.Представь,
что
одноклассник
(одноклассница)
пригласил (пригласила) тебя в гости на день
рождения, а ты по уважительной причине не
можешь
прийти.
Постарайся
отказаться
от
приглашения так, чтобы не обидеть пригласившего
(пригласившую).
2.Представь, что ты пропустил (пропустила) урок
математики и тебе нужно узнать домашнее задание.
С какими словами ты вежливо обратишься за
помощью к однокласснику, который был на уроке?
-
Молодцы,
вы
справились
с
заданием.
Вы
научились, как можно попросить домашнее задание
у друга и вежливо отказаться от приглашения. Вот
еще одно правило речевого этикета.
- В начале урока мы вышли на два вида этикета.
Давайте вспомним.
- Мы уже познакомились с правилами речевого
этикета, а теперь поговорим о неречевом этикете.
И так, неречевой этикет – это общение с помощью
слов и жестов.
- В неречевом этикете с помощью чего общаются?
- Когда уместно пользоваться жестами?
- Жесты отражают национальные традиции. Один и
тот же жест у разных народов может иметь
противоположные значения.
- Например, что обозначает у нас кивок головой?
(«да») А у болгар этот жест обозначает – «нет». Не
забудьте об этом, когда будете в Болгарии.
По-разному
приветствуют
друг
друга
разные
Работают в группах,
анализируют и проигрывают
ситуацию.
Неречевой этикет – это
общение при помощи слов и
жестов.
- Жестов и мимики
7
народы:
Китаец в прежние времена, встречая друга,
пожимал руку самому себе.
Лапландцы трутся носами.
Молодой американец приветствует приятеля,
хлопая его по спине.
Французы целуют друг друга в щёку.
Латиноамериканцы обнимаются.
- Я предлагаю всем встать. Поприветствуем друг
друга
как
китайцы,
как
лапландцы
и
латиноамериканцы.
- А какой жест приветствия используем мы, русские?
(Русские в качестве приветствия пожимают друг
другу руки.)
- Давайте пожмем соседу руки.
- А как еще приветствуют россияне друг друга?
- Посмотрите ребята, как много форм приветствия
вы знаете. Присаживаемся.
- Рассказывать об истории жестов можно очень
долго. Если кто-то заинтересуется, может найти в
дополнительных источниках.
- А вас ждет следующее интересное задание. В
синем конверте лежат карточки с заданиями. Работая
в паре, вы проигрываете ситуацию и показываете
нам. Открывайте синий конверт и приступайте к
заданию.
Задания на карточках:
1 группа: «На улице». Прохожий спрашивает вас,
как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом,
напротив. Какой жест вы используете, отвечая
прохожему?
А как еще можно показать, с помощью, каких
жестов? (развернуть)
2 группа: «На уроке». Вы решаете задачу на уроке,
усиленно думаете. Какие жесты вы при этом
используете?
3 группа: «Прощание». Вы в поезде, на перроне –
провожающие. Напутственных слов вы уже не
слышите, но видите, что с вами прощаются. Какой
Дети встают в круг и
приветствуют друг друга с
помощью жестов и мимики,
использую традиции разных
народов (физкультминутка).
Работа в парах – обыгрывание
ситуаций при помощи жестов и
мимики.
8
жест используется? А еще с помощью каких жестов
можно попрощаться? (воздушный поцелуй)
4 группа: «На уроке». На уроке разговаривать
нельзя, а вам не терпится узнать, сколько осталось
до конца. Как вы спросите об этом своего друга, не
произнеся ни слова?
Молодцы! Все верно справились с заданием. Мы
сейчас научились использовать жесты в различных
ситуациях. И это правило неречевого этикета.
- Посмотрите эпизод из мультфильма «Крошка
Енот»
- Почему крошка Енот испугался своего отражения?
- А теперь посмотрите второй сюжет.
- Что помогло ему подружиться с тем, кто сидит в
пруду?
-
Конечно,
это
улыбка
и
доброжелательное
отношение друг к другу. Итак, ребята, мы узнали,
что если мы будем улыбаться друг другу, то вам
будет хорошо, радостно и легко». Улыбнитесь и вы
друг другу, чтобы каждый почувствовал теплоту
вашей души. А теперь улыбнитесь нашим гостям!
Просматривают видеосюжет из
мультфильма «Крошка Енот»
Соблюдение правил
взаимоотношений и
сотрудничества.
VI.
Закрепление и
совершен
ствование
умений.
Выявление границ
применимости
нового знания.
Научиться применять
полученные знания для
определения названной
категории.
Мне очень хочется узнать, что вы нового узнали
на сегодняшнем уроке. Для этого я предлагаю
выполнить тест.
В тесте 6 вопросов и 3 варианта ответа. Вы
должны выбрать правильный ответ.
Какую оценку вы получили?
Молодцы!
Я
очень
рада,
что
смогла
познакомить
вас
с
речевым
и
неречевым
этикетом.
- Ребята, в начале урока мы с вами поставили
Самостоятельная работа.
Решение тестов на компьютере.
Самоконтроль по вопросам в
процессе подготовки к заданию
для предупреждения ошибок.
9
задачи:
Мы повторили понятие этикета?
Мы познакомились с понятиями речевого и
неречевого этикета?
Мы научились использовать жесты в разных
ситуациях?
Мы узнали правила поведения этикета?
- Мы достигли цели? ДА!!!!!
VII.
Подведение
итога урока.
Рефлексия.
Фиксирование
нового
содержания,
изученного на
уроке, и
самооценка
деятельности.
Отвечают на итоговые
вопросы урока.
Проведение анализа
материала, с которым
работали на уроке.
- Действительно, вы теперь знаете, как быть
культурным и вежливым человеком. Как нужно
вести себя в обществе. А другие ребята – ещё
нет. Давайте мы для них составим памятку
«Правила речевого этикета». Откройте конверт
оранжевого цвета и составьте правила.
- Давайте прочитаем, что у вас получилось?
Ну, что ж, ребята, эти правила вы можете
подарить своим друзьям, чтобы они запомнили
эти правила.
И так, ребята, мы с вами познакомились с
правилами речевого и неречевого этикета.
Оказывается, чтобы показать доброе отношение
к другим людям, можно использовать слова и
мимику, и жесты.
- Наш урок заканчивается, и я предлагаю вам
попрощаться с гостями с помощью речевого
Анализируют и оценивают
свою деятельность на уроке.
Составляют памятку «Правила
речевого этикета»
10
этикета. А теперь с помощью жестов и улыбки.
Спасибо вам большое за плодотворную работу.
До свидания! (воздушный поцелуй)
11