Напоминание

"Целеполагание - как один из способов мотивации на уроках математики."


Автор: Писарева Любовь Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "ЛСОШ № 1"
Населённый пункт: п. Лиман, Астраханской области
Наименование материала: статья
Тема: "Целеполагание - как один из способов мотивации на уроках математики."
Раздел: полное образование





Назад




Писарева Л.А.

учитель математики

МКОУ Лиманская СОШ № 1

Целеполагание - как один из способов мотивации на уроках математики.

«Если путь ведет к цели, то безразлично, какова его длина. »

Марциновский Е. И.

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного

самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к

самостоятельным действиям и принятию решений.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема

самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая

умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных

действий (УУД).

Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: личностные,

регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению

математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в

современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь,

прогнозировать возможные ситуации. А значит, современный ученик должен обладать

регулятивными учебными действиями.

К регулятивным учебным действиям относятся:

• целеполагание

• планирование

• прогнозирование

• контроль

• коррекция

• оценка

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому

усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания.

Целеполагание - это начальная точка в любой человеческой деятельности. Цель вне

деятельности не существует.

Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную

позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания: «Тема-вопрос»,

«Работа над понятием», «Яркое пятно», «Исключение», «Домысливание», «Моделирование

жизненной ситуации», «Группировка», «Собери слово», «Проблема предыдущего урока»,

«Демонстрация множественности смыслов слова». «Проблемная ситуация», «Индуктор».

При выборе приемов целеполагания необходимо использовать следующие условия: учет

уровня знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную

деятельность. Следует отметить, что все приемы строятся на диалоге. Поэтому учителю

необходимо грамотно формировать и выстраивать цепочку вопросов и учить детей отвечать на них.

Приведу примеры использование приемов целеполагания, которые я применяю на уроках

изучения нового материала.

Прием «Расшифруй цель»

Тема и цели урока могут быть зашифрованы в форме кроссворда, загадки или ребуса.

Слайд к уроку « Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" сделан в

виде набора ребусов. Дети знакомы с основным понятием дроби, умеют сокращать и приводить

дроби к общему знаменателю.

Ребусы, по мере решения, заменяются ответами: "Сравнение", "Сложение" и "Вычитание". Эти

слова являются ключевыми. Формулируется тема и цели урока.

Кроссворд к теме: «Угол. Измерение углов». Ключевое слово УГОЛ

Приём ««Собери слово» к теме «Среднее арифметическое»

Прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для

определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает

возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога:

побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает

учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на

цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному

учителем.

Тема: «Положительные и отрицательные числа» 6 класс

Задание: Выполните действия, и укажите, каким числом будет результат.

12 +13; 105 + 11; 17∙3; 5∙18;42:3; 1:2; 104 – 15;14 – 14; 5 – 9; 1 - 7

Побуждающий от проблемы диалог:

Вы смогли выполнить задание?

Нет/частично.

Что не получилось?

5 – 9; 1 - 7

Почему? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Из меньшего числа вычитается большее.

Какой возникает вопрос?

Как выполнить действие, и каким числом будет результат?

Чтобы ответить на поставленные вопросы решим задачу: В ходе игры команда «Старт» забила 5

мячей в ворота соперника и тем самым набрала 5 очков. Но за многократные удаления в ходе игры

арбитр присудил команде «Старт» 9 штрафных очков. Сколько очков имеет на своем счету команда

«Старт» по итогам игры?

4 штрафных очка.

Побуждающий от проблемы диалог:

Штрафное очко – это хорошо или плохо?

Плохо.

Каким математическим символом (или знаком) можно обозначить понятия «хорошо» и

«плохо»?

+ или –

Каким же числом мы можем обозначить «4 штрафных очка»? – 4

4 штрафных очка, – 4Далее предлагается детям ответить на вопрос: «Приходилось ли им встречать

жизни числа со знаком «-«.

Обобщаем:

В математике тоже есть числа со знаком «+» и «–». Числа со знаком «+» называются

положительными (и знак «+» перед числом обычно не пишут), а числа со знаком «–» называют

отрицательными.

Итак, с каким новым понятием мы познакомились? Какова тема нашего урока?

Отрицательные и положительные числа.

Прием «Моделирование жизненной ситуации»

Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией помогает осознать значимость

изучаемого материала.

Урок математики в 5 классе Тема урока: Проценты. Тип урока: урок изучения нового материала.

Учитель предлагает решить задачу «На распродаже в универмаге набор ёлочных игрушек стоит 300

рублей. На него действует предновогодняя скидка 10 %. Хватит ли Маше денег купить этот набор,

если у неё 280 рублей?» Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются при этом с

недостаточностью знаний для ответа на вопрос. Учитель: «Какова тема сегодняшнего урока?» Дети

формулируют тему «Проценты».

Учитель: «Сформулируйте цель урока». Ученики: «Узнать, что такое процент? Научиться

находить проценты».

Прием «Яркое пятно». Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных

предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через

зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно

выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее

формируется тема и цели урока.

Урок по теме «Трапеция» в 8 классе. Учитель предлагает рассмотреть ряд четырехугольников,

среди которых трапеция выделена цветом.

Рис. 1. Четырёхугольники.

Вопрос учителя: «Среди представленных фигур, что вы заметили?»

Ответ учащихся: «Фигура № 4 выделена цветом».

Вопрос учителя: «Что общего у этих фигур?»

Ответ учащихся: «Все фигуры являются четырехугольниками».

Вопрос учителя: «Чем отличается выделенный четырехугольник от других?»

Ответ учащихся: «Не является параллелограммом. У него две стороны параллельные, а две другие

нет».

Вопрос учителя: «А кто знает, как называется этот четырехугольник?» Дети либо ответят, либо нет.

Учитель знакомит с названием объекта.

Вопрос учителя: «Как вы думаете какая тема урока?»

Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и

предлагает сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их

достижению.

Приём «Исключение». Данный прием заключается в том, что нужно найти лишний объект и

обосновать свой выбор через анализ общего и отличного.

Урок математики в 5 классе по теме «Уравнение». Учащимся предлагает рассмотреть ряд

выражений и убрать лишнее : Учитель начинает диалог с вопроса: «Почему эта запись оказалась

лишней?» Ответ учащихся: «Это равенство». Педагог задаёт следующий вопрос классу: «Как

называется данное равенство?» Ученики «Уравнение». Учитель спрашивает класс: «Как вы

думаете какова тема урока?» Ученики формулируют тему урока. Учитель по необходимости

корректирует её и предлагает сформулировать цели урока.

Пример 2:

Прием «Группировка». Суть этого приема заключается в обоснованном разделение на группы

ряда объектов. Основанием классификации будут внешние признаки. А вопрос «Почему имеют

такие признаки?» и будет задачей урока.

Учащимся предлагает рассмотреть ряд выражений и убрать лишнее : Учитель начинает предлагает

разбить выражения на две группы. Вопрос: «Чем отличаются выражения, записанные в первой

группе и во второй?» Ответ учащихся: «В первой группе выражения содержат не только числа, но и

букву». Учитель спрашивает класс: «Как вы думаете какова тема урока?» Ученики формулируют

тему урока. Учитель по необходимости корректирует её и предлагает сформулировать цели урока.

Прием «Тема-вопрос»

Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий,

чтобы ответить на поставленный вопрос к концу урока. Дети предлагают варианты, процессом

руководит либо сам учитель, либо один из учеников. Педагог может лишь высказывать свое мнение

и направлять деятельность обучающихся.

так же можно отнести к такому приему целеполагания : «Проблема предыдущего урока»

Тема урока: Как сложить два отрицательных числа? Учитель: «Прочитаем тему урока». Ученик:

«Как сложить два отрицательных числа?» Учитель: «Знаем ли мы, как сложить два отрицательных

числа?» Ученики: «Да, с помощью координатной прямой». Учитель: «Сложите с помощью

координатной прямой числа — 2 и — 7». Учащиеся дают ответ. Учитель: «Сложите помощью

координатной прямой числа

-1000,005 и -2, 99?» Учитель: Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание

не похоже на предыдущее? На этом этапе осуществляется осознание ситуации с противоречием

между необходимостью и невозможностью выполнить задание и побуждение к формулированию

проблемы. Далее переходят к постановке цели. Далее учитель спрашивает детей: «Какова цель

урока? Что сегодня вы узнаете? Чему научитесь?» Ученики: «Сформулировать правило

сложения отрицательных чисел. Научиться складывать отрицательные числа без

координатной прямой».

В заключении хочется сказать, что важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели

является её принятие. Считаю, что целеполагание у детей не может возникать просто так. Для того,

чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то учебную цель, на уроке должна возникнуть

ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить

его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно.

А. Дистервег

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание!

.



В раздел образования