Напоминание

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО


Автор: Леонова Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка" д/с №112
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

МАРШРУТА ДЛЯ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО

Леонова Ирина Васильевна

г. Сыктывкар, МАДОУ «Центр развития ребенка»

детский сад №112

В

статье

рассматриваются

особенности

детей

с

синдромом

Дауна.

Рассматривается проектирование индивидуального образовательного маршрута для

ребенка с синдромом Дауна в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: синдром Дауна, инклюзивное образование в ДОО, родительские

компетенции, коррекционная педагогика.

Образование

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности

системы образования Российской Федерации.

Поддержка детей с синдромом Дауна — это решение целого комплекса

проблем, связанных с выживанием, лечением, образованием, социальной

адаптацией и интеграцией в общество [1; 2].

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий,

включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный

процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует

социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных

возможностей организма с правильно подобранными программами на

каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в

значительной мере,

а иногда и полностью нейтрализовать действие

первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка [4].

Разрабатываемый нами индивидуальный маршрут сопровождения

ребенка 4 лет с синдромом Дауна рассчитан на один учебный год.

Содержание

материала,

данного

ИОМ

построено

в

соответствии

с

принципом концентричности. В маршруте прослеживаются линейные,

межпредметные связи между разделами программы. В одних случаях это

связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким

образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что, как мы

предполагаем, позволит сформировать у него достаточно прочные знания и

умения.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной

работы является тематический подход (тематический план). Он позволяет

организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет

когнитивным

и

речевым

развитием

ребенка.

Тематический

подход

обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение

материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному

накоплению речевых средств и активному использованию их ребенком в

коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих

задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное

изучение

материала

служит

также

средством

установления более тесных связей между специалистами, так как все

специалисты работают в рамках одной лексической темы.

Маршрут составляется с учетом специфических особенностей моторно-

двигательного,

эмоционального,

сенсорного,

умственного,

речевого,

эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом

Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера

ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации

развития ребенка [3]. Работа по активизации компенсаторных механизмов у

ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития:

относительная сохранность эмоций; сохранность зрительно-двигательного

восприятия; достаточно высокий уровень имитационных способностей;

относительная

сохранность

тактильной

чувствительности;

сочетание

зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень

запоминания; сохранность эмоциональной памяти.

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической

работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве

коррекционно-развивающие

задачи,

к

которым

относится

моторно-

двигательное,

эмоциональное,

сенсорное,

умственное,

социально-

личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка.

Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе

формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих

видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов

деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим,

развития речи, формирования элементарных математических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются

взаимосвязанными

и

взаимопроникающими,

а

задачи

коррекционного

обучения

решаются

комплексно

во

всех

используемых

формах

его

организации.

Маршрут предусматривает решение ряда задач: диагностических,

коррекционных и развивающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация

комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей

развития

ребенка,

а

также

определение

эффективности

реализации

индивидуального маршрута развития ребенка.

Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных

функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и

автономии.

Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения

социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей

действительности;

развитие

компенсаторных

механизмов

становления

психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у

воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы,

поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в

окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная

ориентировка),

которые

служат

средством

для

становления

у

детей

целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических

новообразований [3].

В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с

синдромом Дауна – Р. Лина, ИОМ предполагает ориентацию на следующие

целевые ориентиры:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует

с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими

предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата

своих действий.

ребенок

использует

специфические,

культурно

фиксированные

предметные

действия,

знает

назначение

бытовых

предметов

(ложки,

расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;

ребенок

овладевает

простейшими

навыками

самообслуживания;

стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

ребенок

владеет

первоначальными

навыками

активной

речи,

формируется пассивный словарь; может выразить просьбу, с помощью

односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает

названия окружающих предметов и игрушек;

ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в

движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит

действия взрослого;

ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями

и подражает им;

ребенок

обладает

интересом

к

стихам,

песням

и

сказкам,

рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально

откликается на различные произведения культуры и искусств;

у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной

моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье,

перешагивание и пр.).

Особенностью данной программы является активное привлечение в

работу

родителей,

что

способствует

повышению

их

психолого-

педагогической компетентности. Обучение родителей и взаимодействие с

педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных

мероприятий. Содержание ИОМ предполагает активное использование

следующих форм работы с родителями: консультативно-рекомендательная;

информационно-просветительская; индивидуальные занятия с родителями и

их ребенком и др.

Результативность

проводимой

коррекционно-развивающей

работы

будет

определяться

данными

полученными

в

ходе

углубленных

диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на

ПМПК, по итогам которого, ребенок получает рекомендации о дальнейшем

образовательном маршруте.

Литература:

1.

Синдром Дауна. Факты. / Сост. Поле Е.В. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012.

2.

Киртоки А.Е., Ростова Н.В. Ребенок родился с синдромом Дауна: беседы

психолога. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2013.

3.

Питерси

М.

и

др.

Маленькие

ступеньки:

Программа

ранней

педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с

английского Книга 1. Введение в программу.- М.: Ассоциация Даун

Синдром, 2001.

4.

Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой

интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие. - М.: Издательский

центр «Академия», 2003. - 208 с.



В раздел образования