Автор: Леонова Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка" д/с №112
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
МАРШРУТА ДЛЯ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО
Леонова Ирина Васильевна
г. Сыктывкар, МАДОУ «Центр развития ребенка»
детский сад №112
В
статье
рассматриваются
особенности
детей
с
синдромом
Дауна.
Рассматривается проектирование индивидуального образовательного маршрута для
ребенка с синдромом Дауна в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: синдром Дауна, инклюзивное образование в ДОО, родительские
компетенции, коррекционная педагогика.
Образование
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности
системы образования Российской Федерации.
Поддержка детей с синдромом Дауна — это решение целого комплекса
проблем, связанных с выживанием, лечением, образованием, социальной
адаптацией и интеграцией в общество [1; 2].
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий,
включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный
процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует
социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных
возможностей организма с правильно подобранными программами на
каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в
значительной мере,
а иногда и полностью нейтрализовать действие
первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка [4].
Разрабатываемый нами индивидуальный маршрут сопровождения
ребенка 4 лет с синдромом Дауна рассчитан на один учебный год.
Содержание
материала,
данного
ИОМ
построено
в
соответствии
с
принципом концентричности. В маршруте прослеживаются линейные,
межпредметные связи между разделами программы. В одних случаях это
связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким
образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что, как мы
предполагаем, позволит сформировать у него достаточно прочные знания и
умения.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной
работы является тематический подход (тематический план). Он позволяет
организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет
когнитивным
и
речевым
развитием
ребенка.
Тематический
подход
обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение
материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному
накоплению речевых средств и активному использованию их ребенком в
коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих
задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Концентрированное
изучение
материала
служит
также
средством
установления более тесных связей между специалистами, так как все
специалисты работают в рамках одной лексической темы.
Маршрут составляется с учетом специфических особенностей моторно-
двигательного,
эмоционального,
сенсорного,
умственного,
речевого,
эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом
Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера
ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации
развития ребенка [3]. Работа по активизации компенсаторных механизмов у
ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития:
относительная сохранность эмоций; сохранность зрительно-двигательного
восприятия; достаточно высокий уровень имитационных способностей;
относительная
сохранность
тактильной
чувствительности;
сочетание
зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень
запоминания; сохранность эмоциональной памяти.
Предлагаемое содержание основных направлений педагогической
работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве
коррекционно-развивающие
задачи,
к
которым
относится
моторно-
двигательное,
эмоциональное,
сенсорное,
умственное,
социально-
личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка.
Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе
формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих
видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов
деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим,
развития речи, формирования элементарных математических представлений.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются
взаимосвязанными
и
взаимопроникающими,
а
задачи
коррекционного
обучения
решаются
комплексно
во
всех
используемых
формах
его
организации.
Маршрут предусматривает решение ряда задач: диагностических,
коррекционных и развивающих.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация
комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей
развития
ребенка,
а
также
определение
эффективности
реализации
индивидуального маршрута развития ребенка.
Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных
функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и
автономии.
Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения
социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей
действительности;
развитие
компенсаторных
механизмов
становления
психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у
воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы,
поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в
окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная
ориентировка),
которые
служат
средством
для
становления
у
детей
целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических
новообразований [3].
В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с
синдромом Дауна – Р. Лина, ИОМ предполагает ориентацию на следующие
целевые ориентиры:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует
с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий.
ребенок
использует
специфические,
культурно
фиксированные
предметные
действия,
знает
назначение
бытовых
предметов
(ложки,
расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;
ребенок
овладевает
простейшими
навыками
самообслуживания;
стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок
владеет
первоначальными
навыками
активной
речи,
формируется пассивный словарь; может выразить просьбу, с помощью
односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает
названия окружающих предметов и игрушек;
ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в
движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит
действия взрослого;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями
и подражает им;
ребенок
обладает
интересом
к
стихам,
песням
и
сказкам,
рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально
откликается на различные произведения культуры и искусств;
у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной
моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье,
перешагивание и пр.).
Особенностью данной программы является активное привлечение в
работу
родителей,
что
способствует
повышению
их
психолого-
педагогической компетентности. Обучение родителей и взаимодействие с
педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных
мероприятий. Содержание ИОМ предполагает активное использование
следующих форм работы с родителями: консультативно-рекомендательная;
информационно-просветительская; индивидуальные занятия с родителями и
их ребенком и др.
Результативность
проводимой
коррекционно-развивающей
работы
будет
определяться
данными
полученными
в
ходе
углубленных
диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на
ПМПК, по итогам которого, ребенок получает рекомендации о дальнейшем
образовательном маршруте.
Литература:
1.
Синдром Дауна. Факты. / Сост. Поле Е.В. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012.
2.
Киртоки А.Е., Ростова Н.В. Ребенок родился с синдромом Дауна: беседы
психолога. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2013.
3.
Питерси
М.
и
др.
Маленькие
ступеньки:
Программа
ранней
педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с
английского Книга 1. Введение в программу.- М.: Ассоциация Даун
Синдром, 2001.
4.
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие. - М.: Издательский
центр «Академия», 2003. - 208 с.