Автор: Коснырева Нина Михайловна
Должность: мбоу "сош" пст.вухтым
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" пст.Вухтым
Населённый пункт: вухтым
Наименование материала: статья
Тема: Эссе "Я - учитель"
Раздел: начальное образование
Эссе.
Я – Учитель.
Им вручена превосходная должность, выше которой
ничего не может быть под этим солнцем.
Вечным законом да будет: учить и учиться всему
через примеры, наставления и применение на деле.
Ян Амос Коменский
Учитель.… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение.
Вроде бы ничего особенного и нет в нём. Самое обычное название профессии человека. Но
когда произносишь его, перед глазами встаёт не абстрактный, а конкретный человек этой
профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый он или не очень, чуткий или равнодушный,
любящий свою профессию, детей или нет.… Вот почему и охватывает трепет всякий раз,
когда речь заходит об учителе. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету,
он врачует след в душу каждого человека; именно он помогает сформироваться этой
личности.
Школьные годы оставляют неизгладимый след в жизни каждого человека. Давно
покинут класс, много воды утекло, человек вырос, возмужал, но все помнят своего
школьного учителя, те добрые семена, которые он посеял.
Таким человеком в моей жизни была Лобанова Альбина Артемьевна, учитель
начальных классов Черёмуховской школы. Альбина Артемьевна была моей первой
учительницей, которая и заронила зёрна будущей профессии в мою душу. Она всегда
требовала от меня больше, чем от других, и видела во мне будущего учителя. С ней мы
открывали дорогу в мир знаний, учились трудолюбию.
А потом были Косолапова Галина Васильевна, учитель математики, Ичеткина Майя
Юрьевна, учитель информатики Черёмуховской школы – мои кумиры в старших классах.
Они, как и моя первая учительница, были очень добрыми, но в то же время строгими и
требовательными. Именно с ними я познавала мир во всех его проявлениях.
Так, восхищаясь своими учителями, я выбрала для себя этот трудный учительский
путь. Я теперь тоже для кого-то первый учитель. И в какой - то степени от меня зависит, как
сложится жизнь маленького человека, доверенного мне родителями, какое место он займет в
этой жизни.
Работая одиннадцать лет учителем начальных классов, я продолжаю учиться,
нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Сколько было учеников! Сколько еще
будет! Но какие они разные, не похожие друг на друга. Моя работа хоть и сложная, но
необыкновенно интересная. Я – первая учительница маленького человека, который приходит
в школу. Очень многое зависит от меня, чему я его научу, таким он и вырастет в будущем.
Я ни разу не пожалела о том, что выбрала профессию учителя. Я чувствую, что это моё
призвание. Всякая профессия начинается с призвания. Каждый ученик для меня – солнце.
Солнце – это личность. Каждому ученику необходимо дать свет, тепло…Учитель, прежде
всего, должен любить детей. А что это значит? Это значит, что общение с ними должно быть
интересным для тебя, что их мысли не покажутся тебе глупыми и скучными, что их дела
будут тебя искренне волновать, а совместная игра будет доставлять удовольствие им и тебе.
Это значит видеть в детях маленьких людей, наделенных определенными характерами, с
которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с учителем, гораздо меньшими
знаниями и жизненным опытом. И только это - малые знания и малый жизненный опыт дают
право педагогу быть впереди детей и вести их за собой.
Наука идет вперед, а вместе с ней и мы должны идти дальше, не стоять на месте. Если
недавно в школе учили читать, писать, считать, то теперь, кроме этого, в соответствии с
основными требованиями стандартов я должна научить ребят учиться: самостоятельно
добывать знания, оценивать свою работу и работу своих одноклассников. Поэтому в своей
деятельности я внедряю новые формы и средства обучения, использую новые методы
организации учебного процесса. Вызовы времени, стоящие передо мной, дают осознание
тому, что привычная со школьных лет формула «Учитель – источник информации»
нуждается в модернизации. Поэтому использование информационных технологий на
предметах ФГОС обосновано сегодняшним временем. На различных этапах обучения я
применяю проектную деятельность. Во внеурочное время вместе с детьми учимся составлять
план проекта, собираем материал для новых проектов, готовимся к их защите. И это тоже
требование к новой школе и тем стандартам, которые предъявляются учителю, ученикам.
Современный учитель - это не профессия, это - образ жизни. Внешне работа учителя
кажется будничной. Бесконечные журналы, проверка тетрадей, составление программ,
уроки… А по сути, она радостна и дает большую отдачу, потому что мы растим людей и
должны сделать их счастливыми, а значит, и себя тоже. Учитель должен жить своей
работой и делать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на его уроки. А
удовольствие детей от радости открытия во многом зависит от учителя. Это и стиль общения
с учениками, и применяемые современные технологии, и организация работы на уроке, где к
каждому ребенку нужно найти свой подход, подобрать свой ключик. Самая большая награда
для меня за мой труд – это горящие, понимающие глаза учеников на уроке. Как справедливо
считал Константин Кушнер: « Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум
знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить
добывать знания и пользоваться ими».
Новые стандарты, по которым живет школа, заставляют на многое взглянуть по-
новому.
При подготовке каждого урока приходится перерабатывать гору литературы,
переосмысливать многое ранее известное. Это еще более добавляет
интереса к моей
профессии. Я всегда нахожусь в поиске: ищу индивидуальный поход к каждому ребенку,
интересный материал к уроку, новые формы работы с учениками и их родителями.
Мне очень повезло с родителями моих учеников! Они во всем мне помогают,
поддерживают. Родители гордятся победами детей. Родители моих учеников всегда
встречают меня доброжелательно, тепло. Они активно посещают родительские собрания и
принимают участие в классных и школьных мероприятиях. Каждую четверть мы
организовываем чаепитие, ходим в походы. Родители для меня стали соратниками и
единомышленниками.
Мои ученики участвуют в акциях
по линии РДШ (Российское движение
школьников): участвуют в благоустройстве поселковой территории, следят за чистотой и
порядком вокруг обелиска памяти. Это их гражданская позиция – сделать мир вокруг чище.
Наряду со старшеклассниками принимают участие в волонтерской деятельности. При этом
надо видеть, как светятся их глаза, когда они помогают тем, кто нуждается в их помощи. Им
строить нашу будущую жизнь, и этому я должна их научить сейчас. Два ученика моего
класса входят в состав юнармейского отряда «Патриот». А также мой класс в 2019 году
вступили в отряд ЮИД (юных инспекторов дорожного движения).
Учитель – особая миссия на Земле. Многое в жизни ученика зависит от того, каким
был его первый учитель, является ли он для маленького человека тем ориентиром, за
которым хочется идти. И очень хотелось бы, чтобы в жизни моих учеников я была тем
маяком, который светит и указывает дорогу. Эта мысль заставляет меня двигаться вперед, не
давая успокаиваться на достигнутом.
Для меня школа – это второй дом, куда я спешу каждое утро. Я люблю своих
учеников, уважаю их мнение, хочу быть им другом. Мой класс – моя гордость, моя семья!
Многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не
боится перемен, то он будет делать уверенные шаги в
условиях реализации
новых
профессиональных стандартов. Очень точно и метко об учителе сказал известный писатель
С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он -
скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за
лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного
вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Могу ли я считать себя счастливым человеком?.. У каждого своё понятие «счастья» .
Одним из его составляющих для меня является дело, которое я люблю, моя профессия. Я
счастливый человек. Я дарю своё тепло, веру и талант. Я счастлива, потому что мне
представилась возможность вновь и вновь познавать чудесный мир детства.
Профессия учителя – это и труд, и призвание. Я считаю, что не каждый человек может
быть учителем, так как эта профессия требует колоссального труда, огромного терпения,
любви к детям.
Я уверена, что у меня всё получится. Я буду искать пути решения проблем и те
заветные тропинки, которые приведут к успеху моих учеников, а вместе с ними и меня.