Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "


Автор: Беседина Надежда Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 4 "Ивушка"
Населённый пункт: г.о. Реутов
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Беседина Надежда Александровна,

старший воспитатель, МАДОУ № 4 «Ивушка»;

Аннотация. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в дошкольных

образовательных

учреждениях

в

рамках

кружка

«Добрый

мир».

Педагоги

нашего

дошкольного учреждения используют на занятиях разнообразные формы работы с детьми,

приобщая их к огромному пласту духовной культуры нашего народа и формируя духовно-

нравственные ориентиры у дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание

детей является одной из первостепенных задач

современного образования и представляет важный компонент дошкольного образования. В

системе образования духовно-нравственное воспитание осуществляется систематически и

последовательно, а в семье спонтанно, тем не менее, и духовно и культурно эти два

института дополняют и обогащают друг друга [1].

В

дошкольном

возрасте

наибольшее

влияние

на

духовно-нравственное

развитие

ребенка оказывает взрослый. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье, в

дошкольном

учреждении,

и

все

же

ведущая

роль

в

данном

процессе

принадлежит

педагогу[3]. В МАДОУ № 4 «Ивушка» уже более 6 лет педагоги реализуют свою работу по

духовно-нравственному

воспитанию

в

рамках

проведения

кружка

для

старших

дошкольников «Добрый мир». В первые занятия в направлении духовно-нравственного

воспитания стал проводить в нашем дошкольном учреждении учитель-логопед - Феникова

Ирина Александровна, которая закончила курсы Шевченко «Добрый мир. Основы духовно-

нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении» в 2014 году, кроме

того она является педагогом воскресной школы Храма Казанской иконы Божией Матери в

городе

Реутов.

Постепенно

ряды

педагогов,

занимающихся

духовно-нравственным

воспитанием

дошкольников,

пополнялись:

в

2016г

эти

же

курсы

закончила

педагог-

психолог - Широченко Елена Викторовна и в 2019г к ним присоединился социальный

педагог - Победа Вера Филипповна, так же прошедший курс повышения квалификации по

духовно-нравственному воспитанию. Таким образом, охват воспитанников, получающих на

базе МАДОУ№ 4 «Ивушка» духовно-нравственное воспитание кружке «Добрый мир», в

настоящее время более 60 человек.

На занятиях, проводимых в дошкольном учреждении, дети приобщаются к истокам

православной

культуры.

Так

введение

тематического

цикла

занятий

по

основам

иконографии позволяет познакомиться ребятам с традициями русской иконописи, а также

ориентироваться в православных храмах, без труда узнавая на иконах Спасителя и Божию

Матерь[2]. В подготовительных группах мы знакомим детей с иконографией святых: Св.

Блг. князя Александра Невского, Свт. Николая Мирликийских чудотворца и других.

Все занятия проводятся в игровой форме в виде бесед, в виде интегрированных

занятий, музыкальных театрализованных постановок. Дети на занятиях закрепляют понятия

о

добре

и

зле,

о

хороших

поступках

и

плохих.

Так,

например,

занятия

о

святых

подвижниках земли русской, строятся по типу беседы с дошкольниками, когда происходит

диалог между взрослым и ребенком. На таких занятиях мы стараемся использовать метод

интервьюирования для формирования связной речи дошкольников, при этом дети учатся

выражать свои мысли, строить правило вопросы. Приведем пример такого занятия: беседа

со старшими дошкольниками по теме «Князь Александр Невский».

Цель занятия состояла в ознакомлении дошкольников с детством и подвигом во имя

Руси Александра Невского, а так же в формировании представления о том, какими были

защитники нашего отечества во времена Александра Невского. Задачами данного занятия

стало развитие интереса к историческим событием, воспитание у мальчиков стремления

быть сильными, смелыми, а у девочек уважение к мальчикам, как будущим защитникам

Родины. На занятиях мы стараемся расширять знания наших воспитанников о воспитании

детей в далёком прошлом.

В начале занятия педагог показывает ребятам картину «Александр Невский» художника

Пантюхина.

При

рассматривании

картины

детям

задавали

наводящие

вопросы:

Кто

изображён на картине? (воин, защитник), Какой это воин современный или старинный?

(старинный), А как вы догадались? (по его одежде и оружию), Во что одет воин? (железные

доспехи, шлем), Чем он вооружён? (мечом), Вы хотите больше узнать об этом человеке?

При этом педагог старался, чтобы в диалоге были задействованы все дети, каждому давали

возможность высказать свое мнение, аргументировать его, и тем самым вызвать интерес к

данному сюжету, чтобы плавно перейти к рассказу о жизни святого.

Дети

садятся

на

ковре

полукругом

и

слушают

рассказ

педагога

об

Александре

Невском. Александр родился в городе Переславле-Залесском очень давно – 7,5 веков назад.

Его отец, Ярослав Всеволодович, князь был кротким, милостивым и человеколюбивым, а

мать Александра звали Феодосия – она была княгиней рязанской и обладала добрым и

тихим нравом. В те времена дома строили из дерева, по рекам плавали на ладьях , а Москва

была небольшим городом на вершине холма. Детей с трех летнего возраста в те времена

обучали верховой езде на лошадях. Княжеские войны обучали маленького Александра

владеть оружием. В те времена мальчиков учили защищать себя и других, воспитывали их

защитниками. Когда Александр подрос, его стали обучать грамоте. А когда Александру

исполнилось 16 лет, отец доверил ему княжить (то есть управлять) в городе Новгороде на

Неве. Чтобы удержать внимание детей и понять что дети запомнили, педагог предлагает

ребятам диалог:

- Каждое имя имеет смысл. Кто знает, что означает имя Александр?

- Имя Александр означает «защитник людей».

- Как вы думаете, князь Александр оправдал своё имя? (ответы детей)

-Хотите узнать о его подвигах?

-Да!

Педагог продолжает рассказ после физкультминутки (ребята имитируют по кругу

езду верхом на лошади).

Россию в то время называли – Русь, и у нее было очень много врагов. На Новгород, в

котором в это время правил Александр, напали шведы. Шведский король собрал большое и

сильное войско, чтобы завоевать русские земли. Шведы приплыли на ладьях, новгородские

жители очень испугались и не надеялись с малым войском выстоять против сильного врага.

Но Александр собрал войско и выступил против шведского короля. Он поднял русских

людей на защиту родной земли. Утром на заре он незаметно с дружиной подошел к

вражескому лагерю на берегу реки. Он напал неожиданно, русские войны самоотверженно

сражались и к вечеру одолели врага. Педагог показывает детям репродукцию картины

«Невский

перед

боем»

художника

Меньшина,

пока

ребята

рассматривают

картину,

воспитатель продолжает рассказ. Когда князь с победой вернулся домой, благодарные люди

прозвали его Александром Невским, ему тогда было всего 20 лет. Александр совершил

много подвигов и добрых дел, он посвятил свою жизнь освобождению Руси от иноземных

захватчиков. Он сохранил Русь. За свои заслуги перед родиной Александр Невский был

причислен церковью к лику святых. Вот такую икону вы можете увидеть в храме нашего

города

(педагог

показывает

ребятам

репродукцию

иконы

св.Блг.

Князя

Александра

Невского).

При рассмотрении репродукции иконы Св. Блг. Князя Александра Невского педагог

старается обратить внимание детей на особенности написания иконографии святых, где

красный цвет на одежде символизирует жизнь, это цвет мучеников за веру; золотой - цвет

вечности, совершенства святого; белый цвет - образ фаворского света, начала бытия.

Далее происходит диалог с дошкольниками о силе единства народа, о сплоченности

против врагов нашей родины:

- Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один? (ответы детей)

- Нет, один в поле не воин. Ему помогали русские воины, а ещё их называли дружина.

Давайте нарисуем дружину Александра Невского. Дети приступают к творчеству, рисунки

выполняют

в

различной

технике,

на

выбор

ребенка:

красками,

карандашами

или

фломастерами. Каждый ребенок старается придумать образ русской дружины на основе

услышанного

и

увиденного

на

занятии.

Когда

рисунки

готовы,

педагог

обязательно

расспрашивает детей о том кого они нарисовали, закрепляя тем самым, полученную на

занятии информацию.

- Какого защитника ты нарисовал? (смелого, сильного, доброго и т. д.)

В конце занятия педагог подводит итог, выражая благодарность деткам за активное участие

в беседе, за замечательные рисунки на заданную тему.

- С такой дружиной Александр Невский мог победить любого врага и защитить нашу

Родину – Россию!

Таким образом, духовно-нравственное воспитание дошкольников представляет собой

сложный педагогический процесс, который направлен на расширение представлений о

нравственных и духовных ценностях, обогащении и развитии эстетических способностей.

На

занятиях

наши

воспитанники

получают

минимальные

и

необходимые

знания

о

православной культуре, этики поведения в храмах.

Список использованных источников

1.Здыбель

Е.К.

Духовно-нравственное

воспитание

детей

дошкольного

возраста

в

семье//Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи// Сборник материалов

международной научно-практической конференции, Москва-2015, с.195.

2.Беседина

Н..А.

Формирование

нравственных

ориентиров

у

дошкольников

в

процессе

ознакомления с основами русской иконописи в византийской традиции//Духовные ценности в

воспитании и образовании детей и молодежи// Сборник материалов международной научно-

практической конференции, Москва-2015, с.132.

3.

Петрова

В.И.,

Стульчик

Т.Д.

Нравственное

воспитание

в

детском

саду.

Программа

и

методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-80с.



В раздел образования