Автор: Шарипова Зульфия Мухаметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 18
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Салават
Наименование материала: Статья
Тема: Самостоятельная изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Самостоятельная изобразительная деятельность детей старшего
дошкольного возраста
Шарипова Зульфия Мухаментовна, воспитатель МАДОУ № 18 г. Салавата
В основе самостоятельной изобразительной деятельности детей шести-семи
лет лежит их художественный опыт, полученный главным образом на занятиях.
Усвоенные знания, умения, навыки они применяют в новых условиях. У
дошкольников
формируется
устойчивый
интерес
к
некоторым
видам
изобразительной
деятельности:
рисованию,
лепке,
аппликации,
конструированию.
Многие дошкольники переносят тематику занятий в самостоятельную
изобразительную деятельность. Если учесть, что обогащение самостоятельной
изобразительной
деятельности
детей
происходит
в
основном
за
счет
приобретённого
на
занятиях,
то
особую
важность
имеет
устойчивость
получаемых ими навыков и умений. На занятиях я давала такой объём знаний,
навыков, умений по изобразительной деятельности, чтобы дети могли прочно
усвоить их и перенести в самостоятельную деятельность. В результате этого
процесса их рисунки, лепка, аппликация обогащаются новым содержанием,
совершенствуются качество изображения.
В самостоятельной изобразительной деятельности программа действий,
цель, содержание исходят от детей. Поэтому насыщенность деятельности
зависит
от
активности,
инициативности
дошкольников,
от
их
умения
самостоятельно использовать приобретенный опыт.
Планируя изобразительную деятельность, я предусмотрела серию занятий,
в процессе которых главное внимание обращалось на предоставление детям
возможность действовать самостоятельно. В такой ситуации они должны были
уметь не только наметить замысел рисунка, лепки, аппликации, но и найти
способы их воплощения различными художественными материалами. Здесь
дети соприкасались с синтезом различных видов изобразительной деятельности.
При такой организации самостоятельной деятельности детей, сформировался
устойчивый интерес к определенным видам художественной деятельности. У
детей появилась любимая тематика. Кто-то отдавал предпочтение сюжетному
рисованию или предметному, декоративному рисованию (лепки, аппликации).
Наблюдая за самостоятельной изобразительной деятельностью, отметила,
что дети небрежно выполняют рисунки, отчего снижается качество штриховки,
закрашивания. Поэтому предлагала ребенку вместе с ним рассмотреть его
работы, указывая на недостатки. Сравнивая эти рисунки с выполненными
работами на занятиях, подводила к тому, что рисовать нужно аккуратно не
только на занятиях. Такие наглядные беседы повышали самоконтроль детей,
вызывала у них желание рисовать лучше.
Социальная среда, в том числе предметный мир, несомненно, влияет на
художественное развитие детей. Я имею в виду пространство, на котором
происходит
самостоятельная
художественная
деятельность,
и
материалы,
пособия,
материалы:
керамическую
плитку,
пластилин,
глину,
глазурь,
пастельные мелки, темперные краски, витражные краски, краски по керамике.
Мои наблюдения показали, что внесение новых видов материалов и
оборудования повысило самостоятельную творческую активность детей.
Обеспечивая дошкольников необходимым материалом, готовила бумагу
разных цветов и размеров, кисти, палитру красок. Дети самостоятельно в
соответствии с замыслом рисунка выбирали нужный размер листа и материал
для рисования. Такая форма организации самостоятельной художественной
деятельности способствовало совершенствованию изобразительных навыков у
ребят и свободным владением изобразительными материалами.
Самостоятельная
художественная
деятельность
детей
дошкольного
возраста, как фактор активного освоения и преобразования окружающей их
среды, развивается тем успешнее, чем лучше организована предметно-
развивающая среда.