Напоминание

"Формирование творчества в процессе проблемного обучения


Автор: Выходцева Алеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №151
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: публикация
Тема: "Формирование творчества в процессе проблемного обучения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья: «Формирование творчества в процессе проблемного обучения».

Автор: Выходцева Алеся Александровна

Учреждение: МБДОУ детский сад №151

Населенный пункт: город Иркутск

Должность: воспитатель

Психика в исследованиях ученых выступает в своем непрерывном движении,

изменении и развитии, противоречиях и катаклизмах. Психологи исходят из

того, что внутренний мир ребенка – это не только мир ясных, отчетливых

знаний, представлений. Это мир изменяющихся, развивающихся,

причудливых образов, невероятных аналогий, фантастических

представлений. Основная линия педагогической работы с детьми –

формирование творческого отношения к явлениям творческой

действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в

плане их практического преобразования. Ведь творчество – одна из наиболее

содержательных форм психической активности детей, которую следует

рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное

выполнение самой разнообразной детской деятельности. Если мы хотим,

чтобы ребенок успешно осваивал ту или иную деятельность, необходимо,

чтобы это освоение он решал творчески. Важнейшей формой такого

усвоения выступает процесс обучения в самых разных формах. Исследования

установили, что дошкольники достаточно часто выходят за пределы

предлагаемых им знаний, умений, норм т.е. за пределы усваиваемого ими

общественного опыта; самостоятельно познают кинематические

зависимости; самостоятельно в процессе решения проблемных задач

открывают для себя путь последовательных приближений. Ребенок не просто

усваивает общественный опыт. Он может далеко выходить за пределы,

проявляя при этом незаурядное творчество: самостоятельно добывает новые

знания, открывает для себя новые способы умственной деятельности и т.д.

Это закономерность детей дошкольного возраста. Ее актуальная задача –

работать на полную мощность в процессе воспитания и обучения

дошкольников. С этой целью был сформулирован новый принцип обучения

дошкольников: стимулировать и развивать творчество детей на всех этапах

обучения, даже на этапе усвоения так называемых готовых знаний.

Выделенный основной принцип обучения привлек внимание к двум

моментам. Во - первых, даже готовые знания человек должен усваивать

творчески. Во – вторых, процесс обучения – это процесс двусторонний.

Следовательно, чтобы развивать творчество детей в процессе обучения,

взрослый должен преподавать творчески, а именно так, чтобы ребенок

творчески усваивал общественный опыт, который представлен в содержании

обучения.

Был выделен основной механизм творческого освоения знаний

дошкольниками. Его суть: у некоторых детей в процессе обучения

направление трансформации существенно различается от ее степени. Именно

эти особенности трансформации ребенком усваиваемого общественно лежат

в основе получения неожиданных, незапрограммированных знаний. Данный

процесс можно рассматривать в определенном аспекте как процесс

саморазвития, самодвижений детских знаний, способов умственной

деятельности. Дело в том, что ребенок не просто усваивает даваемые ему

взрослым знания, он активно привносит в этот процесс такое содержание

собственного опыта, которое взаимодействуя с полученными знаниями,

обуславливает порождение неожиданных, выступающих в виде догадок,

предположений… Эти знания у ребенка не всегда правильны и отчетливы,

однако они дают тот материал, который является основой его активной

мыслительной деятельности, на определенном этапе достаточно ясной и

отчетливой, удивляющей взрослых своей новизной и оригинальностью.

Дети проявляют творчество не только при усвоении новых знаний.

Аналогичную картину можно наблюдать в области художественного и

нравственного развития. В области художественного развития идет процесс

усвоения и накопления выработанных человечеством знаний об искусстве,

формирование эталонных представлений о прекрасном, художественных

умений. Одновременно ребенок осуществляет противоположный процесс

изменения и даже разрушения стабильных норм, выход за их пределы в

новые неведомые области, создание новых норм и эталонов прекрасного.

Следовательно, у него формируется взгляд на нормы не как на что – то

неизменное, а как на то, что может изменено и преодолено.

Таким образом, процесс усвоения ребенком знаний, умений, процесс

усвоения художественных и нравственных норм как процесс творческий,

ведущий к порождению новых знаний, умений, норм и т.д.

Потребность детей в преодолении неопределенности, проблемности

стимулирует высокую творческую активность. При определенных

обстоятельствах они самостоятельно могут повышать проблемность своих

знаний, мысленно экспериментируя с ними. Неопределенность,

проблемность как внутреннее свойство психики ребенка – важнейший

стимулятор его психической активности, творческий потенциал.

Важно подчеркнуть, что в тех случаях, когда неопределенность

выражена слабо она может оказывать на ребенка мощное стимулирующее

воздействие, если его внутренний мир, его когнитивная сфера носят

эврический характер. В этом случае ребенок чрезвычайно чувствителен к

любым формам неопределенности. Именно такие дети самостоятельно ищут,

создают проблемные ситуации, проблемные задачи. Эксперименты показали,

что обычная сказка или рассказ вызывает у них множество самых

неожиданных вопросов, догадок, предположений.

Если мы хотим, чтобы активность детей в процессе не ослабевала,

необходимо строить процесс таким образом, чтобы одновременно с

формированием ясных отчетливых знаний оставалась зона неопределенных;

чтобы удовлетворение полученными знаниями в конце очередного занятия

сочетались с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, чтобы

дети не ждали объяснения взрослого, а сами уточняли то, что им неясно,

прогнозировали, строили догадки, предположения. Путем проб и ошибок они

приобретут умение самостоятельно добывать новые знания.

Была разработана единая система знаний, состоящая из двух подсистем,

находящихся в противоречивых отношениях. Усвоение подобной системы

знаний стимулировало детей на постановку разнообразных вопросов. Причем

в процессе активной поисковой деятельности они сами искали ответы на эти

вопросы, пробовали экспериментировали, ошибались, однако в результате

получали новые неожиданные знания.

Объективные представления дают детям возможность более сложную и

более полную картину.



В раздел образования