Напоминание

Развитие познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.


Автор: Куделина Ольга Брониславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: САФУ, Детский сад № 19 "Зоренька"
Населённый пункт: г. Архангельск, Архангельская облоасть
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательной деятельности детей младшего дошкольного

возраста.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он

все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного

малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать

Познавательное развитие по ФГОС ДО предполагает вовлечение

малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и

любознательности. В детских учреждениях создаются условия для того,

чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство.

Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим

вариантом считается организация и проведение действий, направленных на

познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей

для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает

окружающее

его

пространство,

приобретает

опыт

взаимодействия

с

различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и

овладевает конкретными навыками.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по

ФГОС в ДОУ, относятся:

-личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

-применение различных дидактических заданий и игр;

-использование приемов в обучении, которые помогают в становлении

у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи,

пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность

направлена на предметы живой и неживой природы через использование

опытов и экспериментов. В процессе практико-познавательной деятельности

ребенок

исследует

окружающую

среду.

Важный

результат

данной

деятельности - знания.

В ходе опытов дети высказывают свои предположения о причинах

наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

В своей работе использую элементарные опыты и эксперименты. Их

элементарность заключается:

в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а

формируются элементарные понятия и умозаключения;

они практически безопасны;

в такой работе используется бытовое, игровое и нестандартное

оборудование.

ФГОС

ДО

выдвигает

определенные

требования

к

предметно-

пространственной среде центров по экспериментальной деятельности:

-насыщенность

среды

должна

соответствовать

возрастным

возможностям детей и содержанию Программы;

-образовательное пространство должно быть оснащено средствами

обучения и воспитания (в том числе и техническими);

-организация

образовательного

пространства

и

разнообразие

материалов, оборудования должны обеспечивать: игровую, познавательную,

исследовательскую

и

творческую

активность

всех

воспитанников,

экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с

песком и водой).

-безопасность для жизни и здоровья детей;

К эффективным методам познавательного развития дошкольников

относится проектная деятельность.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации

познавательного

и

творческого

развития

ребенка

и

одновременно

формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в

ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Суть

метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам,

предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную

деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем,

показать практическое применение полученных знаний.

В практике используются следующие типы проектов:

Исследовательские

проекты (они

требуют

хорошо

продуманной

структуры,

полностью

подчинены

логике

исследования,

предполагают

выдвижение

предположения

решения

обозначенной

проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных,

опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные

результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования);

Творческие проекты (как правило, данные типы проектов не

имеют

детально

проработанной

структуры

совместной

деятельности

участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру

конечного результата, который может быть оформлен как сценарий

видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление

же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма,

драматизации, спортивной игры, развлечения);

Игровые (ролевые) проекты (структура данных проектов также

только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети

принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и

содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или

выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения,

осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети

Информационно – практико - ориентированные проекты (они

изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении;

предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее

анализ и обобщение фактов. Причем результат проекта обязательно

ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают

информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные

интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей).

Использование в работе с детьми данной технологии позволяет

обеспечить взаимосвязь в работе воспитателей, родителей, специалистов

ДОУ,

детей.

Усвоить

с

высокой

прочностью

материал

программы,

приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов

деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Главные

виды

игр

сюжетно-ролевые,

режиссёрские,

театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление

ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра

для дошкольника помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и

развивающие игры с правилами в том числе, удовлетворяют не насыщаемую

потребность в познании окружающего.

ФГОС ДО перечислены конкретные требования к развивающей

предметно-пространственной

среде

ДОУ.

Развивающая

предметно-

пространственная

среда

должна

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной

и

безопасной.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно –

пространственной

среды

является

соответствие

материала

возрасту

дошкольников. Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже

перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды

возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с

закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь

должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и

связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей. Таким

образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды

деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой

деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи

развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий,

предметный.

Результат

познавательной

деятельности,

общем

виде,

-

это

интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребёнком

опыта

творческой

деятельности

и

ценностного

отношения

к

миру,

формирование потребности в знаниях и познании.



В раздел образования