Автор: Куделина Ольга Брониславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: САФУ, Детский сад № 19 "Зоренька"
Населённый пункт: г. Архангельск, Архангельская облоасть
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательной деятельности детей младшего дошкольного
возраста.
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он
все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного
малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать
Познавательное развитие по ФГОС ДО предполагает вовлечение
малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и
любознательности. В детских учреждениях создаются условия для того,
чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство.
Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим
вариантом считается организация и проведение действий, направленных на
познание.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей
для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает
окружающее
его
пространство,
приобретает
опыт
взаимодействия
с
различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и
овладевает конкретными навыками.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по
ФГОС в ДОУ, относятся:
-личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
-применение различных дидактических заданий и игр;
-использование приемов в обучении, которые помогают в становлении
у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи,
пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность
направлена на предметы живой и неживой природы через использование
опытов и экспериментов. В процессе практико-познавательной деятельности
ребенок
исследует
окружающую
среду.
Важный
результат
данной
деятельности - знания.
В ходе опытов дети высказывают свои предположения о причинах
наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
В своей работе использую элементарные опыты и эксперименты. Их
элементарность заключается:
•
в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
•
в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а
формируются элементарные понятия и умозаключения;
•
они практически безопасны;
•
в такой работе используется бытовое, игровое и нестандартное
оборудование.
ФГОС
ДО
выдвигает
определенные
требования
к
предметно-
пространственной среде центров по экспериментальной деятельности:
-насыщенность
среды
должна
соответствовать
возрастным
возможностям детей и содержанию Программы;
-образовательное пространство должно быть оснащено средствами
обучения и воспитания (в том числе и техническими);
-организация
образовательного
пространства
и
разнообразие
материалов, оборудования должны обеспечивать: игровую, познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность
всех
воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой).
-безопасность для жизни и здоровья детей;
К эффективным методам познавательного развития дошкольников
относится проектная деятельность.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации
познавательного
и
творческого
развития
ребенка
и
одновременно
формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в
ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Суть
метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам,
предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную
деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем,
показать практическое применение полученных знаний.
В практике используются следующие типы проектов:
Исследовательские
проекты (они
требуют
хорошо
продуманной
структуры,
полностью
подчинены
логике
исследования,
предполагают
выдвижение
предположения
решения
обозначенной
проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных,
опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные
результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования);
Творческие проекты (как правило, данные типы проектов не
имеют
детально
проработанной
структуры
совместной
деятельности
участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру
конечного результата, который может быть оформлен как сценарий
видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление
же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма,
драматизации, спортивной игры, развлечения);
Игровые (ролевые) проекты (структура данных проектов также
только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети
принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и
содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или
выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения,
осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети
Информационно – практико - ориентированные проекты (они
изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении;
предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее
анализ и обобщение фактов. Причем результат проекта обязательно
ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают
информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные
интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей).
Использование в работе с детьми данной технологии позволяет
обеспечить взаимосвязь в работе воспитателей, родителей, специалистов
ДОУ,
детей.
Усвоить
с
высокой
прочностью
материал
программы,
приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.
В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов
деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.
Главные
виды
игр
–
сюжетно-ролевые,
режиссёрские,
театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление
ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра
для дошкольника помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и
развивающие игры с правилами в том числе, удовлетворяют не насыщаемую
потребность в познании окружающего.
ФГОС ДО перечислены конкретные требования к развивающей
предметно-пространственной
среде
ДОУ.
Развивающая
предметно-
пространственная
среда
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
и
безопасной.
Одним из важных условий при создании развивающей предметно –
пространственной
среды
является
соответствие
материала
возрасту
дошкольников. Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже
перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды
возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с
закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь
должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и
связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей. Таким
образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды
деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой
деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи
развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий,
предметный.
Результат
познавательной
деятельности,
общем
виде,
-
это
интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребёнком
опыта
творческой
деятельности
и
ценностного
отношения
к
миру,
формирование потребности в знаниях и познании.