Автор: Татьяна Борисовна Демина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №64 "Искорка"
Населённый пункт: Московская область,Дмитровский го,Некрасовский
Наименование материала: статья
Тема: "Наглядно-информационные формы взаимодействия как один из компонентов работы педагога-психолога с родителями ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Наглядно-информационные формы взаимодействия
как один из компонентов работы педагога-психолога
с родителями ДОУ»
МАДОУ №64 «Искорка»
Педагог-психолог-Демина Т.Б.
Московская область,Некрасовский
В практике взаимодействия с родителями чаще всего педагоги продолжают использовать
традиционные формы работы, большую роль, среди которых имеют наглядно-информационные
формы. Т.Н. Доронова считает, что ключевое назначение наглядно-информационных форм
взаимодействия с родителями состоит в решении задач ознакомления родителей с условиями,
содержанием и методами воспитания и обучения детей в дошкольной организации, а также
повышение педагогической компетентности родителей [2].
Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую
информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и
ответственности.
Цель применения наглядно-информационных методов - создание условий для установления
доверительных, партнерских отношений с родителями через использование доступных, простых,
но эффективных приемов и методов взаимодействия с родителями, способствующих повышению
активности
родителей
в
жизни
группы
и
детского
сада.
Наглядно-информационные формы (НИФ) взаимодействия с родителями, еще их называют -
информационное просвещение, мобильны и эффективны.
Данные формы
сотрудничества
педагога-психолога и родителей решают первостепенные задачи:
-ознакомление
родителей
с
условиями,
содержанием
и
методами
воспитания
детей
и
психологической безопасности, в условиях дошкольного учреждения;
-дают
возможность
пересмотреть
методы
и
приемы
домашнего
воспитания;
-оказание
практической и психологической
помощи семье, посредством невербальных
источников;
-дают возможность родителям невербально, на основе наглядной информации, включиться в
процесс проводимого мероприятия и объективнее увидеть деятельность всех участников
образовательного
процесса;
-повысить уровень сотрудничества, взаимодействия с родителями и педагогами.
НИФ условно разделены на две подгруппы:
1.
Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление
родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами,
занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе педагога-
психолога и дошкольного учреждения в целом.
2.
Задачи
другой
группы-информационно-просветительской-близки
к
задачам
познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и
воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов
с родителями здесь не прямое, а опосредованное-через газеты, информационные стенды и др.,
поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными
формами. В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип
систематичности и доступности.
Внедрение данных форм способствуют направления по
вовлечению родителей в совместную деятельность:
Информационно-аналитическое ( анкетирование, тестирование, опрос)
Наглядно-информационное:
Стенгазеты различной тематики;
Уголок психолога,
содержание которого, должно быть кратким, ясным, разборчивым,
чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию, он должен быть
красочным и привлекающим внимание;
Памятки и буклеты для родителей подаются в краткой, доступной форме, выборка главных
мыслей, должна быть актуальной для данной группы, без нравоучений;
Мини-библиотекапсихолога;
Информационные стенды-содержание стендовой информации должно быть конкретным,
доступным, кратким, эстетичным, актуальными и безопасным.
Познавательное
(нетрадиционные родительские собрания, мероприятия с использованием
мультимедийных
презентаций
и
видероликов
познавательного
содержания).
Досуговое направление (праздники, мероприятия, акции).
В своей практике применяю все вышеперечисленные направления и их составляющие.
Местом для оформления наглядной информации в ДОУ, в данном случае, служит рекреация, где
почти ежедневно бывают все родители, музыкальный зал, в котором обычно проводятся
родительские собрания, уголок психолога (в кабинете психолога и рекреации) образовательного
учреждения, информационный стенд на территории ДОУ, мини-библиотека в кабинете педагога-
психолога, информация на официальном сайте МАДОУ и на личном сайте педагога-психолога.
Мы рассмотрели теоретические основы данных форм работы, безусловно, их практическое
применение вносит яркость в палитру разнообразных мероприятий, органично вплетающихся в
план работы психолога.
С целью психолого-педагогического просвещения вниманию родителей в течение года
представляются материалы различных направлений НИФ. В психолого-педагогической практике
использую разнообразные материалы:
- памятки для родителей различной тематики.
В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей
использую анкетирование, тестирование, опрос, включая их в процесс родительского собрания и
проведения акций («День семьи, любви и верности»-опрос, Родительское собрание «тест
незаконченных предложений Родители…» и прочие.
Информационные стенды
помогают оповестить родителей о том, какой круг вопросов
освещает педагог-психолог, какие акции и мероприятия проводятся в детском саду. Содержание
стендовой информации должно быть конкретным, доступным, кратким, эстетичным, актуальным
и безопасным.
Практически все стенгазеты располагаются на информационном стенде на территории ДОУ, это
позволяет привлечь к освещаемому событию, не только родителей но всех участников
образовательного
пространства:
«День
психолога»,
«День
спонтанного
проявления
доброты»,«Всемирный день комплиментов», «Фиолетовый
день», «День семьи, любви и
верности» и др.
Уголоки психолога (их два- в кабинете психолога и рекреации ОУ),
оформлены в едином стиле-в спокойном цветовом разрешении, в виде лесной, цветочной полянки,
с разноцветной радугой и сказочными персонажами.
Тематика наглядности разнообразна, при подборе ориентируюсь на проблемы, которые
рассматривались в процессе психологического консультирование и вопросы, заданные на
родительских собраниях:
-Правила общения с гиперактивным ребенком
-Если ребенок часто устраивает истерики
-Утомленный, истощаемый ребенок
-Рецепт хорошего дня
-Взаимоотношения с ребенком в семье
-Ребенок грызет ногти, как поступить родителям
-Что делать, если ребенок кусается
-Детская ложь
В рекреации информация представлена в более краткой форме, в стиле «Советы психолога»:
-Заповеди для родителей
-Советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе
-Как корректировать поведение ребенка
-Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?
-Тревожный ребенок
-Ребенок со страхами
-Что значит быть хорошим отцом
-Простые советы психолога
-Если ребенок злится
-10 заповедей для родителей
-Ребенок не кушает в детском саду
-10 причин детского воровства и др.
-Мини-библиотека психолога (располагается в кабинете психолога)
-Выставки рисунков «Цветок доброты», «Наши эмоции» и др.
В родительских собраниях использую нетрадиционные элементы: опросы, игры с
использаванием иллюстративного материала («картинки-половинки, составляем композицию и
камушков МАРБЛС, «Колобок-Солнышко» и др.Дополняю мультимедийными презентациями и
видероликами познавательного содержания, видео мастер-классы:
Мастер-класс «Как встряхнуться и активизироваться в замкнутом пространстве»,
Самоизоляция или #СИДИМДОМА: Коллажи «Мы любим ждем вас», «Мы соскучились по
вам», «#БУДУЩЕЕ без АЭС», «Огоньки победы»-эти методы как незримая связь с
родителями и детьми в период пандемии.
Акция – это яркое комплексное мероприятие, вовлекающее большое количество людей, как
правило, имеющее большую социальную значимость-в этой форме работы также очень
важную роль играет Наглядно-информационная направленность-это объявление, стенгазета,
раздаточный материал, памятки, возможен опрос, анкетирование. Безусловно я использую это
в работе, и добавила бы, что это интерактивная форма: «Мама-главное слово в каждой
судьбе», «Фиолетовый день (Рurple
Day)», «День семьи, любви и верности», «День
спонтанного проявления доброты» и др.
При проведении мероприятия использую различные средства наглядности: раздаточный
материал, непременно газета на информационном стенде, взаимодействие с родителями на
информационной площадке ДОУ, чтобы, уже утром создать атмосферу праздника, в процессе
проведения
мероприятия
использую
мультимедийные
презентации,
мультфильмы,
видеоролики: День матери «Дорогая мамочка, спасибо тебе за все» (мультимедийная
презентация), Всемирный день комплиментов ( использую видеоролик) и др.элементы.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что наглядно-информационные формы,
несмотря на постоянное использование в дошкольных образовательных организациях, часто
применяются в работе педагога-психолога. Это обусловлено
многообразием приемов и
возможностей,
мобильностью
смены
представляемого
материала.
Красочное
оформление
акцентирует и делает информацию более притягательной и эффективной. Это очень важно при
взаимодействии с родителями в условиях дошкольной образовательной организации.
Литература
1.
Веретенникова Т.С. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в
контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 833–835.
2.
Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития:
методическое пособие. – М.: «Линка-пресс», 2011. – 100 с.
3.
Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей
дошкольников: монография. – Москва: НИИ школьных технологий. 2011. – 81 с.
4.
Интернет-ресурсы