Напоминание

"Наглядно-информационные формы взаимодействия как один из компонентов работы педагога-психолога с родителями ДОУ"


Автор: Татьяна Борисовна Демина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №64 "Искорка"
Населённый пункт: Московская область,Дмитровский го,Некрасовский
Наименование материала: статья
Тема: "Наглядно-информационные формы взаимодействия как один из компонентов работы педагога-психолога с родителями ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Наглядно-информационные формы взаимодействия

как один из компонентов работы педагога-психолога

с родителями ДОУ»

МАДОУ №64 «Искорка»

Педагог-психолог-Демина Т.Б.

Московская область,Некрасовский

В практике взаимодействия с родителями чаще всего педагоги продолжают использовать

традиционные формы работы, большую роль, среди которых имеют наглядно-информационные

формы. Т.Н. Доронова считает, что ключевое назначение наглядно-информационных форм

взаимодействия с родителями состоит в решении задач ознакомления родителей с условиями,

содержанием и методами воспитания и обучения детей в дошкольной организации, а также

повышение педагогической компетентности родителей [2].

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую

информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и

ответственности.

Цель применения наглядно-информационных методов - создание условий для установления

доверительных, партнерских отношений с родителями через использование доступных, простых,

но эффективных приемов и методов взаимодействия с родителями, способствующих повышению

активности

родителей

в

жизни

группы

и

детского

сада.

Наглядно-информационные формы (НИФ) взаимодействия с родителями, еще их называют -

информационное просвещение, мобильны и эффективны.

Данные формы

сотрудничества

педагога-психолога и родителей решают первостепенные задачи:

-ознакомление

родителей

с

условиями,

содержанием

и

методами

воспитания

детей

и

психологической безопасности, в условиях дошкольного учреждения;

-дают

возможность

пересмотреть

методы

и

приемы

домашнего

воспитания;

-оказание

практической и психологической

помощи семье, посредством невербальных

источников;

-дают возможность родителям невербально, на основе наглядной информации, включиться в

процесс проводимого мероприятия и объективнее увидеть деятельность всех участников

образовательного

процесса;

-повысить уровень сотрудничества, взаимодействия с родителями и педагогами.

НИФ условно разделены на две подгруппы:

1.

Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление

родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами,

занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе педагога-

психолога и дошкольного учреждения в целом.

2.

Задачи

другой

группы-информационно-просветительской-близки

к

задачам

познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и

воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов

с родителями здесь не прямое, а опосредованное-через газеты, информационные стенды и др.,

поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными

формами. В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип

систематичности и доступности.

Внедрение данных форм способствуют направления по

вовлечению родителей в совместную деятельность:

Информационно-аналитическое ( анкетирование, тестирование, опрос)

Наглядно-информационное:

Стенгазеты различной тематики;

Уголок психолога,

содержание которого, должно быть кратким, ясным, разборчивым,

чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию, он должен быть

красочным и привлекающим внимание;

Памятки и буклеты для родителей подаются в краткой, доступной форме, выборка главных

мыслей, должна быть актуальной для данной группы, без нравоучений;

Мини-библиотекапсихолога;

Информационные стенды-содержание стендовой информации должно быть конкретным,

доступным, кратким, эстетичным, актуальными и безопасным.

Познавательное

(нетрадиционные родительские собрания, мероприятия с использованием

мультимедийных

презентаций

и

видероликов

познавательного

содержания).

Досуговое направление (праздники, мероприятия, акции).

В своей практике применяю все вышеперечисленные направления и их составляющие.

Местом для оформления наглядной информации в ДОУ, в данном случае, служит рекреация, где

почти ежедневно бывают все родители, музыкальный зал, в котором обычно проводятся

родительские собрания, уголок психолога (в кабинете психолога и рекреации) образовательного

учреждения, информационный стенд на территории ДОУ, мини-библиотека в кабинете педагога-

психолога, информация на официальном сайте МАДОУ и на личном сайте педагога-психолога.

Мы рассмотрели теоретические основы данных форм работы, безусловно, их практическое

применение вносит яркость в палитру разнообразных мероприятий, органично вплетающихся в

план работы психолога.

С целью психолого-педагогического просвещения вниманию родителей в течение года

представляются материалы различных направлений НИФ. В психолого-педагогической практике

использую разнообразные материалы:

- памятки для родителей различной тематики.

В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей

использую анкетирование, тестирование, опрос, включая их в процесс родительского собрания и

проведения акций («День семьи, любви и верности»-опрос, Родительское собрание «тест

незаконченных предложений Родители…» и прочие.

Информационные стенды

помогают оповестить родителей о том, какой круг вопросов

освещает педагог-психолог, какие акции и мероприятия проводятся в детском саду. Содержание

стендовой информации должно быть конкретным, доступным, кратким, эстетичным, актуальным

и безопасным.

Практически все стенгазеты располагаются на информационном стенде на территории ДОУ, это

позволяет привлечь к освещаемому событию, не только родителей но всех участников

образовательного

пространства:

«День

психолога»,

«День

спонтанного

проявления

доброты»,«Всемирный день комплиментов», «Фиолетовый

день», «День семьи, любви и

верности» и др.

Уголоки психолога (их два- в кабинете психолога и рекреации ОУ),

оформлены в едином стиле-в спокойном цветовом разрешении, в виде лесной, цветочной полянки,

с разноцветной радугой и сказочными персонажами.

Тематика наглядности разнообразна, при подборе ориентируюсь на проблемы, которые

рассматривались в процессе психологического консультирование и вопросы, заданные на

родительских собраниях:

-Правила общения с гиперактивным ребенком

-Если ребенок часто устраивает истерики

-Утомленный, истощаемый ребенок

-Рецепт хорошего дня

-Взаимоотношения с ребенком в семье

-Ребенок грызет ногти, как поступить родителям

-Что делать, если ребенок кусается

-Детская ложь

В рекреации информация представлена в более краткой форме, в стиле «Советы психолога»:

-Заповеди для родителей

-Советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе

-Как корректировать поведение ребенка

-Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?

-Тревожный ребенок

-Ребенок со страхами

-Что значит быть хорошим отцом

-Простые советы психолога

-Если ребенок злится

-10 заповедей для родителей

-Ребенок не кушает в детском саду

-10 причин детского воровства и др.

-Мини-библиотека психолога (располагается в кабинете психолога)

-Выставки рисунков «Цветок доброты», «Наши эмоции» и др.

В родительских собраниях использую нетрадиционные элементы: опросы, игры с

использаванием иллюстративного материала («картинки-половинки, составляем композицию и

камушков МАРБЛС, «Колобок-Солнышко» и др.Дополняю мультимедийными презентациями и

видероликами познавательного содержания, видео мастер-классы:

Мастер-класс «Как встряхнуться и активизироваться в замкнутом пространстве»,

Самоизоляция или #СИДИМДОМА: Коллажи «Мы любим ждем вас», «Мы соскучились по

вам», «#БУДУЩЕЕ без АЭС», «Огоньки победы»-эти методы как незримая связь с

родителями и детьми в период пандемии.

Акция – это яркое комплексное мероприятие, вовлекающее большое количество людей, как

правило, имеющее большую социальную значимость-в этой форме работы также очень

важную роль играет Наглядно-информационная направленность-это объявление, стенгазета,

раздаточный материал, памятки, возможен опрос, анкетирование. Безусловно я использую это

в работе, и добавила бы, что это интерактивная форма: «Мама-главное слово в каждой

судьбе», «Фиолетовый день (Рurple

Day)», «День семьи, любви и верности», «День

спонтанного проявления доброты» и др.

При проведении мероприятия использую различные средства наглядности: раздаточный

материал, непременно газета на информационном стенде, взаимодействие с родителями на

информационной площадке ДОУ, чтобы, уже утром создать атмосферу праздника, в процессе

проведения

мероприятия

использую

мультимедийные

презентации,

мультфильмы,

видеоролики: День матери «Дорогая мамочка, спасибо тебе за все» (мультимедийная

презентация), Всемирный день комплиментов ( использую видеоролик) и др.элементы.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что наглядно-информационные формы,

несмотря на постоянное использование в дошкольных образовательных организациях, часто

применяются в работе педагога-психолога. Это обусловлено

многообразием приемов и

возможностей,

мобильностью

смены

представляемого

материала.

Красочное

оформление

акцентирует и делает информацию более притягательной и эффективной. Это очень важно при

взаимодействии с родителями в условиях дошкольной образовательной организации.

Литература

1.

Веретенникова Т.С. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в

контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 833–835.

2.

Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития:

методическое пособие. – М.: «Линка-пресс», 2011. – 100 с.

3.

Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей

дошкольников: монография. – Москва: НИИ школьных технологий. 2011. – 81 с.

4.

Интернет-ресурсы



В раздел образования