Напоминание

"Дисциплина без насилия"


Автор: Маркелова Светлана Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад №113
Населённый пункт: г.Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: тренинг
Тема: "Дисциплина без насилия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тренинг для педагогов «Дисциплина без насилия»

Задачи:

Содействовать повышение психолого-педагогических знаний педагогов и родителей по теме

«дисциплина».

Способствовать формированию представления о рациональности и необходимости правил,

транслируемых детям, позициях взрослых в отношении соблюдения ребёнком правил

Способствовать созданию списка правил педагогами и родителями.

Создание условия для развития рефлексивной позиции у педагогов и родителей.

Ход:

Приветствие, знакомство, представление, символ «я-родитель» («я-мама»)

Традиционно правила и ограничения связывают с воспитанием дисциплины.(Чем более послушный

ребёнок, тем более он дисциплинированный). Однако, послушание означает в первую очередь

повиновение, покорность (словарь Ожегова) , т.е. покорное послушание. Дисциплина подразумевает

не просто подчинение. Дисциплинированность бывает внутренняя и внешняя. Следование к-т

правилу по-своему внутреннему побуждению. Послушание же требует постоянной внешней

мотивации в виде «кнута» или «пряника». Так чему же учат детей в д/с и дома-

дисциплинированности или послушанию?

Как показывает опыт, большинство правил и запретов, большинство правил и запретов,

устанавливаемых для детей, ими не присваивается.

Причины этого:

1.Огромное количество бессмысленных советов

2.От детей требуется механическое послушание в выполнении правил (им не объясняется смысл

предъявляемых требований и не даётся время на их усвоение и присвоение)

Формула воспитания: Любовь + дисциплина

Дети должны знать, что они нарушили - система требований- (единая, отражённая в виде рисунков

или символов)

2. Упражнение «Общее дело»

Участникам предлагается выполнить общее задание (например, нарисовать на листе ватмана общий

рисунок). Но прежде чем приступить к заданию, каждый участник вытягивает карточку с правилом.

Не открывая друг другу свои правила, участники должны обязательно соблюдать их при

выполнении задания.

Правила:

Не кричать

Не вставать с места

Не перебивать

Внимательно слушать друг друга

Не драться

Не обзываться

Не разговаривать

Не проводить прямые линии

Не вынимать сразу все цветные карандаши из коробки

Не думать о деньгах

Не ломать карандаши

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, кто из участников соблюдал какое правило?

Какие правила очень хотелось нарушить?

Какие правила было особенно трудно соблюдать?

Какие правила показались бессмысленными?

Какие правила помогали выполнению задания, а какие препятствовали?

Что вы чувствовали, оказавшись перед необходимостью соблюдать то или иное правило?

Как выдумаете, что чувствуют дети, когда взрослые требуют от них соблюдать некоторые правила

поведения?

Легко ли детям соблюдать правила поведения, которые устанавливают для них взрослые?

Вывод: многие из правил, устанавливаемых взрослыми, являются бессмысленными,

нецелесообразными и ограничивающими здоровую активность детей

Пример с цветными карандашами.

3. Информирование

«Позиции взрослых в отношении соблюдения ребёнком правил» (дисциплинарные модели)

Американский психолог Х. Жинот (1977) сравнивает дисциплину с хирургией. Любое правило или

запрет должны быть конкретным и обоснованным.

Основные характеристики правил - рациональность и настойчивость(схема). В зависимости от

степени их «использования» можно выделить такие позиции воспитателя (родителя).

«Диктатор»

«Манипулятор»

«Проситель»

«Хранитель»

Описание позиций.

Участникам предлагается рассказать ситуацию из собственного опыта, когда они решали проблему с

одной из этих позиций.

Определение степени рациональности и необходимости правил, которых они придерживались

при выполнении предыдущего упражнения (например по шкале от 1 до 10)

«Метод цветовых зон» (Гиппенрейтер Ю.Б.)

Зелёный – то, что разрешается делать ребёнку по его собственному усмотрению или желанию.

Жёлтый - относительная свобода. Ребёнку разрешается действовать по собственному выбору. Но в

пределах определённых границ.

Эта зона очень важна, поскольку именно здесь ре приучается к внутренней дисциплине.

Оранжевая - такие действия ребёнка нами не приветствуются, но в виду особых обстоятельств

сейчас допускаются

Красная зона - действия ребёнка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах.

4. Упражнение «Список правил»

Участники объединяются в группы и составляют список правил поведения для детей в детском саду

или семье. Таких правил должно быть немного и все они должны быть действительно необходимы,

целесообразны и обоснованны. Можно оформить графически в форме «Зонтика правил»

5. Дискуссия «Что делать, если ребёнок нарушил правило?» (в результате приходим к выводу о

необходимости след. занятий + таблица «Учимся соблюдать правила»)

6. Рефлексивный круг по окончании занятия.

-полезно/бесполезно

- какие есть мысли, чувства, может быть, какие выводы сделали

- комфортно /не комфортно

Домашнее задание: оформление схемы «Правила поведения»

Следующие занятия – «Наказывать или нет. Если наказывать, то как?»

«Как оценивать деятельность и поведение ребёнка»



В раздел образования