Автор: Токмакова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №37"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Информатика в играх и задачах"
Раздел: начальное образование
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
Рассмотрено:
Руководитель МО:
________ / Е.Б.Молчанова/
протокол № _1_
от « » __ 2019 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР:
________ /Л.Н.Буяева/
протокол № _1_
от « » __ 2019г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ОУ:
__________ / М.В. Хамеруева/
приказ № _
от « » __ 2019 г.
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ»
1 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __
от _ _ 2019г.
Составила:
Ф.И.О. ___________
Должность: учитель
начальных классов
Улан-Удэ
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса
четырёхлетней начальной школы
составлена на основе авторской программы А.В.
Горячева « Информатика».
Изучение
программы проходит в 1-4 общеобразовательных классах в рамках
внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление), в основе реализации
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного
мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных
фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые
вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных
средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-
технологического потенциала общества
Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших
школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с
ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики
в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного
компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального
общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором
целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть
одним из ведущих предметов в формировании УУД (общеучебных умений и навыков).
В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования нового поколения, в целях обеспечения эффективного
введения обучения на начальной ступени в соответствии ФГОС НОО эта проблема
приобретает особое значение , становится в ряд главнейших и требуют ее решения на
высоком профессиональном уровне.
Содержание курса информатики позволяет осуществлять его связь с другими
предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир,
математика, технология).
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с
наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для
успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой
стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном
образовании
является
важным
элементом
формирования
универсальных
учебных
действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его
результативность.
В курсе информатики для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать
основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников
и на освоении ими практики работы на компьютере.
Уроки развития логического и алгоритмического мышления школьников:
-не требуют обязательного наличия компьютеров, проводятся по учебникам - тетрадям;
-проводятся преимущественно учителем начальной школы или учителем информатики,
что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение
других предметов, а в последующем помогает реализации принципа преемственности и
последовательности изучения курса.
Логико-алгоритмический компонент
в начальной школе предназначен для развития
логического,
алгоритмического
и
системного
мышления,
создания
предпосылок
успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в
областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и
изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в
формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цель и задачи курса
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к
решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности,
традиционно относящихся к информатике:
-применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём
применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или»,
«не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
-алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность
действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для
которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности
действий;
-системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более
простых
составных
частей,
каждая
из
которых
выполняет
свою
роль
для
функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной
части на поведение всей системы;
-объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий,
умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие
признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами;
умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним
делать)»;
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство
с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией
(«начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный
подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается
обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е.
акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими
приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с
ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей,
рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого
воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, предполагается, что
умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий,
представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и
схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что
формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для
повышении ясности мышления в своей предметной области.
В курсе выделяются следующие разделы:
-описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
-описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
-описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
-применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода
задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что
объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Кружок по информатике ориентирован на учащихся 1 класса.
Формы
и
методы
организациидеятельности
воспитанников
ориентированы
на
ихиндивидуальные и возрастные особенности. Реализация данной программы происходит
через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид
групповой внеклассной работы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная
образовательная
программа
«Информатика»
рассчитана
на
один
годобучения, 33 учебных часа.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:1 занятие в неделю по 35 минут.
Формы проведения занятий:
Основными формами образовательного процесса являются:беседы, интегрированные
уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые
игры. Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического
обеспечения учебного процесса: разноуровневые тесты, задания.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
−
индивидуальная
(воспитаннику
дается
самостоятельное
задание
с
учетом
еговозможностей);
−
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или
отработке определенной темы);
−
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
−
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
1 – чтение текста
2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)
3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)
4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)
5 – работа со словарём
6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа
7 – итоговое тестирование
8 – эвристическая беседа
9 – разбор домашнего задания
10 – физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Оценка УУД учащихся проводится через:
− олимпиады;
− смотр знаний для родителей.
Планируемые результаты.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• находить лишний предмет в группе однородных;
• предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
• выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим
группам;
• находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число
элементов и т.д.);
• разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по
значениям разных признаков;
• находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
• называть последовательность простых знакомых действий;
• приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
• находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
• точно выполнять действия под диктовку учителя;
• отличать заведомо ложные фразы;
• называть противоположные по смыслу слова;
• отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний,
определять истинные и ложные высказывания.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий
как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
-критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
-осмысление
мотивов
своих
действий
при
выполнении
заданий
с
жизненными
ситуациями;
-начало
профессионального
самоопределения,
ознакомление
с
миром
профессий,
связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
-моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-
символическая);
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятие;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении
признаков, сравнении и классификации объектов;
-выслушивание собеседника и ведение диалога;
-признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою.
Предметные результаты:
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
-находить лишний предмет в группе однородных;
-давать название группе однородных предметов;
-находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество
элементов и т. д.);
-находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
-называть последовательность простых знакомых действий;
-находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
-отличать заведомо ложные фразы;
-называть противоположные по смыслу слова.
Содержание курса
Содержание занятий.
План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение
последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в
последовательности действий.
Отличительные признаки предметов
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам.
Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с
указанными признаками.
Логические модели
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей
на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение
отрицания простых высказываний.
Приемы построения и описание моделей
Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.
Календарно - тематическое планирование курса «Информатика»
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
План.
Факт.
1
Раздел «Свойства предметов».
8
1
Цвет предметов
1
2
Форма предметов
1
3
Размер предметов
1
4
Названия предметов
1
5
Признаки предметов
1
6
Состав предметов
1
7
Закрепление темы «Свойства предметов»
1
8
Повторение.
1
2
Раздел «Действия предметов».
7
9
Понятия «равно», «не равно»
1
10
Отношения «больше», «меньше»
1
11
Понятия «вверх, вниз, вправо, влево»
1
12
Действия предметов
1
13
Последовательность событий
1
14
Порядок действий
1
15
Закрепление темы«Действия предметов»
1
3
Раздел «Множества»
10
16
Цифры
1
17
Возрастание, убывание
1
18
Множество и его элементы
1
19
Способы задания множеств
1
20
Сравнения множеств
1
21
Отображение множеств
1
22
Кодирование
1
23
Симметрия фигур
1
24
Закрепление темы«Множества»
1
25
Повторение
1
4
Раздел « Понятия «истина и ложь»»
8
26
Отрицание
1
27
Понятия «истина» и «ложь»
1
28
Понятие «дерево»
1
29
Графы
1
30
Комбинаторика
1
31
Закрепление темы«Понятия «истина» и
«ложь»
1
32
Повторение.
1
33
Логические задачи
1
Итого:
33