Напоминание

"Информатика в играх и задачах"


Автор: Токмакова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №37"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Информатика в играх и задачах"
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования и науки РБ

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ

Рассмотрено:

Руководитель МО:

________ / Е.Б.Молчанова/

протокол № _1_

от « » __ 2019 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР:

________ /Л.Н.Буяева/

протокол № _1_

от « » __ 2019г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОУ:

__________ / М.В. Хамеруева/

приказ № _

от « » __ 2019 г.

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ»

1 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __

от _ _ 2019г.

Составила:

Ф.И.О. ___________

Должность: учитель

начальных классов

Улан-Удэ

2019

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса

четырёхлетней начальной школы

составлена на основе авторской программы А.В.

Горячева « Информатика».

Изучение

программы проходит в 1-4 общеобразовательных классах в рамках

внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление), в основе реализации

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования.

Общая характеристика учебного курса

Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного

мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных

фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые

вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных

средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-

технологического потенциала общества

Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших

школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с

ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики

в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного

компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального

общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором

целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть

одним из ведущих предметов в формировании УУД (общеучебных умений и навыков).

В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования нового поколения, в целях обеспечения эффективного

введения обучения на начальной ступени в соответствии ФГОС НОО эта проблема

приобретает особое значение , становится в ряд главнейших и требуют ее решения на

высоком профессиональном уровне.

Содержание курса информатики позволяет осуществлять его связь с другими

предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир,

математика, технология).

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с

наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для

успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой

стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном

образовании

является

важным

элементом

формирования

универсальных

учебных

действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его

результативность.

В курсе информатики для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать

основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников

и на освоении ими практики работы на компьютере.

Уроки развития логического и алгоритмического мышления школьников:

-не требуют обязательного наличия компьютеров, проводятся по учебникам - тетрадям;

-проводятся преимущественно учителем начальной школы или учителем информатики,

что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение

других предметов, а в последующем помогает реализации принципа преемственности и

последовательности изучения курса.

Логико-алгоритмический компонент

в начальной школе предназначен для развития

логического,

алгоритмического

и

системного

мышления,

создания

предпосылок

успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в

областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и

изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в

формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цель и задачи курса

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к

решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности,

традиционно относящихся к информатике:

-применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём

применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или»,

«не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

-алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность

действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для

которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности

действий;

-системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более

простых

составных

частей,

каждая

из

которых

выполняет

свою

роль

для

функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной

части на поведение всей системы;

-объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий,

умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие

признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами;

умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним

делать)»;

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство

с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией

(«начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный

подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается

обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е.

акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими

приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с

ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей,

рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого

воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, предполагается, что

умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий,

представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и

схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что

формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для

повышении ясности мышления в своей предметной области.

В курсе выделяются следующие разделы:

-описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

-описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

-описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

-применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода

задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что

объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Кружок по информатике ориентирован на учащихся 1 класса.

Формы

и

методы

организациидеятельности

воспитанников

ориентированы

на

ихиндивидуальные и возрастные особенности. Реализация данной программы происходит

через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид

групповой внеклассной работы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная

образовательная

программа

«Информатика»

рассчитана

на

один

годобучения, 33 учебных часа.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:1 занятие в неделю по 35 минут.

Формы проведения занятий:

Основными формами образовательного процесса являются:беседы, интегрированные

уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые

игры. Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического

обеспечения учебного процесса: разноуровневые тесты, задания.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной

деятельности:

индивидуальная

(воспитаннику

дается

самостоятельное

задание

с

учетом

еговозможностей);

фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или

отработке определенной темы);

групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

1 – чтение текста

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

5 – работа со словарём

6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа

7 – итоговое тестирование

8 – эвристическая беседа

9 – разбор домашнего задания

10 – физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Оценка УУД учащихся проводится через:

− олимпиады;

− смотр знаний для родителей.

Планируемые результаты.

В результате обучения учащиеся будут уметь:

• находить лишний предмет в группе однородных;

• предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

• выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим

группам;

• находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число

элементов и т.д.);

• разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по

значениям разных признаков;

• находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

• называть последовательность простых знакомых действий;

• приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;

• находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

• точно выполнять действия под диктовку учителя;

• отличать заведомо ложные фразы;

• называть противоположные по смыслу слова;

• отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний,

определять истинные и ложные высказывания.

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

Личностные результаты:

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий

как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

-критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

-осмысление

мотивов

своих

действий

при

выполнении

заданий

с

жизненными

ситуациями;

-начало

профессионального

самоопределения,

ознакомление

с

миром

профессий,

связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательныеуниверсальные учебные действия:

-моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены

существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-

символическая);

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с

восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении

признаков, сравнении и классификации объектов;

-выслушивание собеседника и ведение диалога;

-признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою.

Предметные результаты:

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

-находить лишний предмет в группе однородных;

-давать название группе однородных предметов;

-находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество

элементов и т. д.);

-находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;

-называть последовательность простых знакомых действий;

-находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

-отличать заведомо ложные фразы;

-называть противоположные по смыслу слова.

Содержание курса

Содержание занятий.

План действий и его описание

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение

последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в

последовательности действий.

Отличительные признаки предметов

Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам.

Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с

указанными признаками.

Логические модели

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей

на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение

отрицания простых высказываний.

Приемы построения и описание моделей

Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.

Календарно - тематическое планирование курса «Информатика»

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

План.

Факт.

1

Раздел «Свойства предметов».

8

1

Цвет предметов

1

2

Форма предметов

1

3

Размер предметов

1

4

Названия предметов

1

5

Признаки предметов

1

6

Состав предметов

1

7

Закрепление темы «Свойства предметов»

1

8

Повторение.

1

2

Раздел «Действия предметов».

7

9

Понятия «равно», «не равно»

1

10

Отношения «больше», «меньше»

1

11

Понятия «вверх, вниз, вправо, влево»

1

12

Действия предметов

1

13

Последовательность событий

1

14

Порядок действий

1

15

Закрепление темы«Действия предметов»

1

3

Раздел «Множества»

10

16

Цифры

1

17

Возрастание, убывание

1

18

Множество и его элементы

1

19

Способы задания множеств

1

20

Сравнения множеств

1

21

Отображение множеств

1

22

Кодирование

1

23

Симметрия фигур

1

24

Закрепление темы«Множества»

1

25

Повторение

1

4

Раздел « Понятия «истина и ложь»»

8

26

Отрицание

1

27

Понятия «истина» и «ложь»

1

28

Понятие «дерево»

1

29

Графы

1

30

Комбинаторика

1

31

Закрепление темы«Понятия «истина» и

«ложь»

1

32

Повторение.

1

33

Логические задачи

1

Итого:

33



В раздел образования