Напоминание

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с книгой"


Автор: Доценко Евгения Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБОУ "Липовская ООШ" структурное подразделение детский сад
Населённый пункт: г.Балахна Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с книгой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с книгой.

1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях

профессиональной деятельности.

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как

процессу сегодня актуальна как никогда. В современных условиях само

понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение,

компьютер активно выступают ее конкурентами. Изменились сами книги.

Появились новые носители информации. Читать можно и на электронных

носителях, и это во многом помогает получать информацию. В то же время,

крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками,

истории о природе, культуре, науке.

Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать

компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и

остается тем видом искусства, который оперирует словом. Книга является

учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект,

творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и

духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир.

Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней

как праздник.

Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры,

выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в

привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного

интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными

усилиями педагогов и родителей.

В начале старшего возраста происходит спад интереса детей к книге. В

разговорах между собой дети обсуждают компьютерные игры, а не

прочитанные книги. Много детей на НОД по ознакомлению с

художественной литературой и во время чтения не могут удержать внимание

на сюжете литературного произведения.

1

С целью изучения данной проблемы в семье можно провести анкетирование

для родителей, задав один вопрос: часто ли они читают своим детям?В ход

анкетирования можно понять, что поддержка интереса к книге со стороны

родителей бессистемна, от случая к случаю.

Следовательно, только детский сад является стабильным источником знаний.

Приобщение детей к книжной культуре, формирование интереса детей к

книге и потребности в чтении возможно через решение следующих задач:

.

развитие познавательной активности и любознательности;

формирование целостной картины мира;

развитие грамотной литературной речи;

развитие эстетического вкуса и художественного восприятия.

2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного

анализа.

Проанализировав литературу, можно выделить ряд противоречий:

противоречие

между

достаточной

теоретической

и

методической

разработанностью проблемы приобщения детей к книжной культуре и

чтению и недостаточной эффективностью этого процесса, выражающейся

в снижении у детей интереса к чтению, определяет необходимость

дальнейшей разработки методических аспектов проблемы, создание

психолого-педагогических

условий

привития

интереса

и

любви

дошкольников к книге и чтению;

современная образовательная ситуация характеризуется, с одной стороны

наличием большого числа вариативных технологий обучения чтению

дошкольников, активно применяемых в педагогической практике, с

другой стороны, ростом числа детей, испытывающих трудности в

освоении чтения и снижением у детей интереса к книге;

с одной стороны наличие у старших дошкольников интереса книге,

желания читать, с другой - тенденции снижения времени домашнего

2

чтения в семье, а также «качества» чтения, нерегулярность, отсутствие

общения родителей с детьми.

Проблемы,

препятствующие

успешной

реализации

программы

в

дошкольном образовании по приобщению детей к книжной культуре:

недостаточно четкое формулирование целей и задач в образовательной

деятельности в развитии и приобщении дошкольников к книжной

культуре;

недостаточно развитое профессиональное мастерство и низкий уровень

самообразования педагога по данному направлению;

недостаточно развитая система в работе специалистов ДОУ и родителей;

недостаточное

оснащение

материально-технической

базы

учебно-

методическими

материалами,

современной

книжной

продукцией,

техническими

средствами

обучения,

дидактическими

играми

и

пособиями;

загруженность детей организованной деятельностью в режиме дня;

низкий уровень активности родителей, как участников образовательного

процесса, нежелание и неумение строить партнерские отношения с

педагогами и детьми.

В результате анализа практики работы в дошкольной организации, можно

сделать вывод о том, что ребенок старшего дошкольного возраста

демонстрирует недостатки в результатах:

• не развит интерес к художественной и познавательной литературе;

• не привит интерес к чтению больших произведений;

• недостаточный уровень знаний детей о произведениях зарубежных

писателей;

• не может задавать вопросы по содержанию прочитанного произведения,

высказывать свои суждения о поступках героев, строить умозаключения;

3

От нас педагогов зависит, как сложатся у дошкольника первые «отношения»

с книгой. Чтобы воспитать читателя в ребенке, мы должны сами проявлять

интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, уметь

интересно беседовать с ребенком и помогать осмысливать произведение.

Мы не только воплощаем задачу приобщения детей к книге, рождение в них

интереса к процессу чтения, но и глубокого понимания содержания

произведения. Перед нами стоит важная задача — каждое произведение

нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел,

заразить слушателя эмоциональным отношением к чувствам, поступкам и

переживаниям героев.

3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у

обучающихся.

Согласно ФГОС, образовательная программа дошкольного образования

образовательной области «Речевое развитие» включает:

владение речью как средством общения и культуры,

развитие речевого творчества,

знакомство с книжной культурой, детской литературой,

понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи.

Целевые ориентиры достижений ребенка по ознакомлению с книжной

культурой можно определить так:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности:

бережно относиться к книгам, не рвет их, при необходимости

подклеивает.

4

ребёнок, способен сопереживать неудачам и радуется успехам героев

прочитанных произведений (например, переживает за зайку в сказке

«Заюшкина избушка».)

ребёнок обладает воображением, которое реализуется в сюжетно-

ролевой игре по прочитанным произведениям(например, с/р игра

«Путешественники»

по

рассказу

М.Зощенко

«Великие

путешественники»).

ребёнок

интересуется

причинно-следственными

связями,

самостоятельно придумывает небольшие стихи, загадки;

ребенок знаком с творчеством

программных писателей и поэтов,

узнает героев в литературной викторине по произведениям.

достаточно хорошее владение устной речью;

четкое выражение своих мыслей, чувств и желаний;

умение выделения звуков в словах;

сформированность у ребенка предпосылок грамотности.

Существенное значение имеет определение задач формирования интереса и

потребности в чтении:

- развивать интерес к художественной литературе;

- прививать интерес к чтению больших произведений;

- формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям

4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание,

средства обучения и воспитания, контроля).

Для успешной реализации программы по приобщению детей к книжной

культуре необходимо создание системы работы по всем направлениям

(образовательным

областям)

с

использованием

вариативных

дополнительных

программ,

современных

методик,

прогрессивных

технических средств обучения, с равноправным участием всех участников

5

образовательного процесса: воспитателя,

ребенка,

специалистов

ДОУ,

родителей.

Основные методы ознакомления с художественной литературой:

1. Чтение по книге или наизусть.

2. Рассказывание.

3. Инсценирование.

Средства по ознакомлению с книжной культурой:

а) Книжная полка прочитанных книг

б) Пола с книжными новинками

в) Умные книги

г) Кроссворды, ребусы

д) Журналы

е) Читаем сами

ж) Книги своими руками

з) Альбом произведений детей

и) Для родителей «Чтение на дом»

к) Поделок из природного бросового материала

л) Рисунки по прочитанным произведениям

в) Аппликационные работы

г) Творчество с родителями

д) Посещение библиотеки

6

е)Театрализация и драматизация произведений

ж) Вечер чтецов

з) С/р «Библиотека», С/р «Читальный зал»

Ведущим видом деятельности при работе с книгой становится беседа, так как

она способствует развитию интереса детей к художественному

произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или

отдельному жанру. Успех беседы зависит от точности формулировки

вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать

работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Можно

и должно научить дошкольника старшего отвечать правильно на него.

Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его

суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не

расширяя и не сужая его смысл. Заучивание стихов способствует развитию

эмоциональности и выразительности речи, памяти, интереса к чтению. Надо

помнить, какие стихи надо выбирать для заучивания наизусть. Первым

требованием при выборе стихов это отчетливость и ясность смысла и

каждого слова в стихе. Содержание стихотворения должно быть интересно

старшему дошкольнику по тематике, по мироощущению. Знакомство детей с

биографией писателя играет воспитательную роль: это пример творческого

служения искусству. Для того чтобы настроить ребенка на длительное и

внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к

произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии

писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием

произведения, а может быть просто воспоминанием о детстве, о

формировании личности писателя.

Книжный уголок - особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему

вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает".

Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у нас в

7

руках, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено

рассматривает

иллюстрации,

вспоминает

содержание,

многократно

возвращается к взволновавшим его эпизодам.

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые,

красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не

парадным, а рабочим. Его цель - удовлетворить читательские интересы

детей. Для детей старшего дошкольного возраста книга становится важной

частью духовной жизни, уже в этом возрасте появляются литературные

пристрастия.

С помощью родителей можно и нужно собрать нужное количество книг для

библиотеки. Целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в

ближайшее время покажет результат работы: у детей возникнет интерес к

книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству

с

новыми

произведениями.

Дети

будут

стремиться

поделиться

с

окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказывать о

переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с

книгой активно разовьет и творческие способности детей.

Чтобы

еще

больше

заинтересовать

детей,

необходимо

посоветовать

родителям совместное посещение детской библиотеки.

5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение

новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические,

материально-технические,

нормативно-правовые,

информационные,

организационные).

Система работы с детьми по приобщению к книжной культуре строится

следующим образом:

Создание предметно – развивающей среды:

книжный уголок, выставки различных видов книг,

8

уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр,

теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и

т.п.);

уголок изодеятельности, в котором находятся книжки – раскраски по

темам

художественных

произведений,

иллюстрации

к

любимым

произведениям,

репродукции

известных

картин

художников,

иллюстраторов к произведениям художественной литературы; портреты

писателей, поэтов;

выставка книжек – самоделок, касса букв, плакаты по развитию звукового

анализа и синтеза слов и т.д.

Регламентированная деятельность:

по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи - идет

ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами,

рассказами

и

сказками,

ежедневное

чтение

с

продолжением

(способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к

чтению, детям открывается мир словесного искусства, формируются

интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально

откликаться на описываемые события, сопереживать героям);

для успешного овладения чтения в будущем, ребенок должен научиться

слышать, из каких звуков состоят слова, овладеть навыками звукового

анализа и синтеза слов, основами первоначальной грамоты («Доскажи

словечко», «Где живет звук?», «Собери слово», «Длинные - короткие

слова», «Подружи слова в предложении», «Цепочка слов»и т.д.),

послоговым и слитным способами чтения. Однако, чтение - не самоцель,

здесь закладывается фундамент будущей грамотности человека;

деятельность

по

развитию

экологических

представлений,

изобразительному

искусству,

художественному

конструированию,

музыкальному воспитанию и развитию выразительности движений

также помогают приобщать детей к чтению (в книгах дети с помощью

педагогов подыскивают необходимую информацию, «иллюстрируют»

9

персонажей известных художественных произведений на музыкальных

занятиях и занятиях хореографией);

мастерская по ремонту книг «Книжкин доктор» (развитие эстетического

восприятия, воображения);

При планировании нерегламентированной деятельности обязательно

проведение мероприятий:

«погружение» в детскую литературу в течение дня. Это чтение,

рассказывание,

воспроизведение

текстов

детской

литературы

воспитателем в течение дня, по любому поводу, в каждый режимный

момент жизни группы и отдельного ребенка, при проявлении внимания к

какому-либо событию;

театрализованные игры (кукольный, настольный, пальчиковый театр и

др.);

режиссерские игры - драматизации сказок; игры – путешествия

(развитие словарного запаса, связной речи);

сюжетно

ролевые

игры («Библиотека»,

«Книжный

магазин»,

«Книжная больница», «Книжная фабрика»);

просмотр диафильмов (развитие внимания, интереса к чтению);

конкурсы чтецов, литературная викторина «Узнай сказку» (развитие

навыков выразительного чтения, чувства ритма, темпа т.д.);

проектная деятельность (развитие эстетического восприятия, активного

взаимодействия, познавательной активности и т.д.);

акции

(«Книга

детскому

саду»,

«Вылечим

книжку»,

«Книга

малышам»);

самостоятельное чтение в книжном уголке.

Важным

аспектом

является

ознакомление

детей

с

технологией

создания книги (беседа с детьми «Откуда книжка к нам пришла», проектная

деятельность «Моя любимая книжка»). Особое внимание нужно уделять

бережному отношению к книге, тому, сколько труда вложено в её создание,

сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали

10

свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Вся работа

сопровождается наглядностью, примерами из реальной жизни.

Без тесного сотрудничества педагогов, детей с родителями не стоит

ожидать высоких результатов в деле приобщения детей к книжной культуре,

чтению. Родители должны стать полноправными партнерами в системе

работы:

организация совместного семейного чтения, с обязательной беседой о

прочитанном (развитие памяти, внимания, связной речи);

активное участие вместе с детьми в литературных викторинах, досугах

по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах

чтецов, знатоков детской художественной литературы, выразительности

чтения и домашних театрализациях, конкурсах рукописной семейной

книги, в совместной проектной деятельности

совместные посещения библиотек.

Система

работы по

приобщению

детей

к

книжной

культуре

предполагает тесную взаимосвязь в работе всех специалистов дошкольного

воспитания:

учитель-логопед, педагог-психолог осуществляют коррекцию нарушений

в развитии речи детей, которые мешают успешному приобщению детей к

чтению

(развитие

фонематического

слуха,

артикуляционная

и

пальчиковая гимнастика,

логоритмические, дыхательные упражнения,

игры на координацию речи и движения, проговаривание чистоговорок,

скороговорок, считалок; развитие грамматического строя речи, связной

диалогической и монологической речи, развитие высших психических

функций.);

музыкальный руководитель (распевки, темпо – ритмические упражнения,

логоритмика, дыхательная гимнастика и т.д.), хореограф, инструктор по

физической культуре (речедвигательные упражнения, упражнения на

координацию

и

т.д.)

помогают

в

проведении

праздников,

театрализованных постановок, в обогащении эмоциональной сферы,

11

посредством

ознакомления

с

музыкальными

произведениями,

отражающими

характер

того

или

иного

литературного

героя,

ознакомления с элементарными пластическими приемами изображения

характерных особенностей персонажей, пантомим и т.п.

взаимодействие с воспитателями других групп помогает в реализации

полученных детьми знаний и умений. Это и литературные викторины,

конкурсы чтецов, показы театрализованных постановок, совместная

творческая деятельность – мастерим книжки для малышей и т.п.

Для выяснения эффективности системы проводимой педагогической

работы по данной теме необходимо проведение мониторинга. Можно

использовать

следующие

методики:

«Восприятие

литературных

произведений»

(модифицированный

вариант

методики

Л.П.

Стрелковой); «Формирование

интереса

и

потребности

в

чтении»

-

индивидуальная

диагностическая

карта; «Изучение

особенностей

эмоционального поведения при восприятии литературных произведений» -

диагностическая карта и др.

Ребенок, усвоивший программу приобщения к книжной культуре в полном

объеме, может:

назвать имена писателей,

отличить литературные жанры, способны пересказать сказку, сочинить свой

рассказ,

рассказать стихотворение, загадать загадку,

назвать героев сказок и рассказов.

Система работы по приобщению дошкольников к книжной культуре

позволяет:

повысить уровень познавательного, речевого развития детей;

создает

предпосылки

для

реализации

творческих

способностей,

самовыражения;

12

помогает детям войти в мир книжной культуры и сформировать

читательские умения.

От нас, воспитателей, зависит, как ребенок в дальнейшем будет относиться к

книге,будет ли у него желание взять ее в руки. Сможет ли он черпать знания

из «клада»,накопленного на протяжении многих веков умом человека. Это

мы – воспитатели должны информировать родителей, чтобы заинтересовать

их по данному направлению, помочь им найти ответы на вопросы: «Что

читать?», «Что интересно детям?», «Когда читать?», «Какие новинки в

детской литературе?». Совместное решение общей задачи педагога и семьи

должны дать плоды – «нового книголюба».

13



В раздел образования