Автор: Чепурина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 171
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
Раздел: дошкольное образование
РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
В
настоящее
время
из-за
угроз,
обусловленных
техническим
прогрессом, ежедневно растет спрос на людей с уникальным творческим
образом мышления. Механическая работа давно не представляет интереса
для социально-культурных и ведущих отраслей научной сферы, поскольку
большую часть механической работы более оперативно и безошибочно
выполняют электронные и современные компьютерные устройства. Таким
образом, все больше и больше растет потребность в творческих личностях с
их
творческими
ресурсами.
Самым
благоприятным
периодом
для
формирования и развития творческих способностей является детство. Дело в
том, что личность, находящаяся в стадии формирования, более восприимчива
к усвоению всего нового; помимо этого, детская фантазия безгранична,
мышление более гибкое, не подчиняющееся правилам и догмам. Именно по
этой причине формирование творческой личности крайне важно начинать
еще в детстве.
В рамках статьи будет представлен пример нового направления в
рисовании – рисование песком, его особенности и влияние на развитие
детского
творчества.
Методы
развития
творчества
и
творческих
способностей разнообразны. В первую очередь, ими являются различные
направления в искусстве, множественные психологические программы,
направленные на развитие психических процессов, а также многочисленные
игры-упражнения. В то же время присутствует постоянная необходимость в
новых развивающих программах, интересных и занимательных методах,
отвечающих современным требованиям. Одним из таких методов является
рисование песком. Рисование песком – это уникальное и довольно молодое
направление в получении изображений с помощью песка. Оно появилось в
70-х годах ХХ столетия, когда аниматор К. Лиф создала свой песочный
анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк».
Созданное
как
альтернативный
метод
анимации
и
рисования,
рисование песком в последние десятилетия не осталось незамеченным и для
представителей
научной
психологии,
в
частности
для
специалистов,
занимающихся развивающей работой. Это, по сути, было обусловлено
общностью одного из направлений в арт-терапии – песочной терапии с
рисованием песком, так же, как и связью между рисованием песком и
искусством рисования, что, в свою очередь, давало возможность сочетания
этих методов.
Процесс организации процесса рисования песком сам по себе
уникален. В качестве «бумаги для рисования» используются световые столы,
работающие по принципу «света и тени», инструментом для рисования
является особый песок, который благодаря своему свойству придает особое
значение рисованию песком [2]. На самом деле привлекательность рисования
песком и значимость терапевтических и методических работ в основном
обусловлены
особенными
свойствами
песка.
Будучи
натуральным
материалом, песок обладает рядом значимых свойств в силу необычности
самого
материала.
Он
обладает
лечебным,
терапевтическим
и
релаксационным свойством. Почти все любят возиться с песком. Еще в
детстве, играя с песком, дети проявляют большой интерес к свойствам этого
материала
–
он
просачивается
сквозь
пальцы
словно
вода,
а
при
определенном воздействии воды превращается в твердую и неподвижную
массу. Магические свойства песка пробуждают безграничное желание
творить. Песок для детей был и остается наиболее притягательным
материалом, а рисование песком – одним из самых необычных способов
творческой деятельности. Удивительным образом горсть песка превращается
в пейзаж, звездное небо, в лес или озеро. Даже без специального обучения
можно рисовать песком. В процессе рисования ребенок создает новые
формы, воображаемые или реальные образы. Помимо этого, он может
оставить их картинками или же внести динамику и превратить любую
историю в песочную анимацию [1].
Помимо
вышесказанного,
не
менее
важным
является
всплеск
положительных
эмоций,
возникающий
в
результате
исследования
и
осознания своих скрытых способностей, творческого потенциала. Песок и
рисование песком обладают значительным релаксационным эффектом. Во
время рисования человек постепенно как-бы погружается в себя, впадая в
легкое состояние медитации, что позволяет расслабиться и отдохнуть, забыть
о рутине и повседневных стрессах, и нередко благодаря работе подсознания
находятся ответы на ранее неразрешимые проблемы приводя тем самым в
гармонию психоэмоциональное состояние. И, наконец, следует подчеркнуть
развивающую
сторону
рисования
песком.
Особенно
оно
является
незаменимым инструментом для развития чувствительности пальцев и
развития мелкой моторики, что актуально как для самых маленьких, так и
для детей более старшего возраста. Рисование песком развивает память,
внимание и пространственное восприятие, координацию и пластику рук,
улучшает мозговую деятельность, в результате человек думает быстро и
более эффективно. Примечателен также тот факт, что рисование песком
улучшает способность саморегуляции и адаптации в новых условиях,
развивает
исследовательский
интерес,
познавательную
активность.
Рисование песком является важным путем развития мировоззрения ребенка и
незаменимым средством для эстетического восприятия [3].
В чем же преимущество рисования песком перед остальными
способами рисования и что придает этому методу неповторимость? В первую
очередь, это простой и приятный процесс, не требующий особых навыков в
рисовании. Это особенно важно при работе с неуверенными, робкими
детьми, с пониженной самооценкой, поскольку выражение «я не умею
рисовать» становится неуместным. Этот метод рисования позволяет получать
рисунки без каких-либо усилий. Еще одним преимуществом данного метода
рисования является возможность трансформации, безграничное изменение и
развитие сюжета. Дело в том, что рисование песком позволяет не стереть, а
преобразить неудавшийся рисунок или какие-то его части в другое
изображение, немного поменяв его детали. Это и стимулирует воображение и
позволяет находить более конструктивные способы решения как при
рисовании, так и в различных жизненных ситуациях.
Важным преимуществом является также возможность рисования как
обеими руками одновременно, так и по отдельности. Синхронное рисование
обеими руками позволяет стимулировать единовременную работу обеих
полушарий головного мозга. Это, в свою очередь, очень важно для развития
творчества, поскольку известно, что активность левой руки стимулирует
работу
правого
полушария,
отвечающего
за
творческое
мышление.
Большинство людей являются правшами, а значит, активацию правого
полушария, как и синхронизацию работы обоих полушарий, которые
становятся возможными благодаря технике рисования песком, сложно
переоценить. Ну а синхронное задействование рук полезно для развития
интеллектуально-логического и эмоционально целостного восприятия. И
наконец, следует отметить, что при данном виде рисования происходит
непосредственный контакт материала для рисования (в данном случае это
песок) и человеческой руки в качестве «инструмента». Это, в свою очередь,
позволяет развивать тактильную чувствительность, которая важна в любом
возрасте. Бесспорно, рисование песком способно удовлетворить потребности
ребенка в творческом самовыражении, способствовать бесконечному потоку
мыслей.
Таким образом, рисование песком как новое направление в рисовании,
можно также с успехом рассматривать и как успешный метод работы в
комбинированных группах. Обладающая терапевтическим и релаксационным
свойством техника рисования песком является незаменимым средством в
работе по развитию, в частности, креативности, творческих способностей и в
развитии воображения. Вот почему ежедневно растет интерес к этому
уникальному направлению в рисовании не только у представителей
искусства, но и у представителей педагогической науки и практики.
Литература:
1.
Грабенко
Т.,
Зинкевич-Евстигнеева
Т.
Чудеса
на
песке.
Методический практикум по песочной игротерапии. СПб., «Златоуст», 1999.
2. Машковцева Л.М., Суслопарова Ю.С. Возможности работы на
световых столах для рисования песком с детьми дошкольного возраста в
условиях студии развития // Вопросы педагогики. 2018. № 4-2. С. 35-37.
3.
Тупичкина
Е.А.
Рисование
песком
как
средство
развития
эмоционального
интеллекта
и
профилактики
эмоционального
неблагополучия дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4.
С. 76-85.