Напоминание

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА


Автор: Чепурина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 171
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
Дата публикации: 26.10.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА

В

настоящее

время

из-за

угроз,

обусловленных

техническим

прогрессом, ежедневно растет спрос на людей с уникальным творческим

образом мышления. Механическая работа давно не представляет интереса

для социально-культурных и ведущих отраслей научной сферы, поскольку

большую часть механической работы более оперативно и безошибочно

выполняют электронные и современные компьютерные устройства. Таким

образом, все больше и больше растет потребность в творческих личностях с

их

творческими

ресурсами.

Самым

благоприятным

периодом

для

формирования и развития творческих способностей является детство. Дело в

том, что личность, находящаяся в стадии формирования, более восприимчива

к усвоению всего нового; помимо этого, детская фантазия безгранична,

мышление более гибкое, не подчиняющееся правилам и догмам. Именно по

этой причине формирование творческой личности крайне важно начинать

еще в детстве.

В рамках статьи будет представлен пример нового направления в

рисовании – рисование песком, его особенности и влияние на развитие

детского

творчества.

Методы

развития

творчества

и

творческих

способностей разнообразны. В первую очередь, ими являются различные

направления в искусстве, множественные психологические программы,

направленные на развитие психических процессов, а также многочисленные

игры-упражнения. В то же время присутствует постоянная необходимость в

новых развивающих программах, интересных и занимательных методах,

отвечающих современным требованиям. Одним из таких методов является

рисование песком. Рисование песком – это уникальное и довольно молодое

направление в получении изображений с помощью песка. Оно появилось в

70-х годах ХХ столетия, когда аниматор К. Лиф создала свой песочный

анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк».

Созданное

как

альтернативный

метод

анимации

и

рисования,

рисование песком в последние десятилетия не осталось незамеченным и для

представителей

научной

психологии,

в

частности

для

специалистов,

занимающихся развивающей работой. Это, по сути, было обусловлено

общностью одного из направлений в арт-терапии – песочной терапии с

рисованием песком, так же, как и связью между рисованием песком и

искусством рисования, что, в свою очередь, давало возможность сочетания

этих методов.

Процесс организации процесса рисования песком сам по себе

уникален. В качестве «бумаги для рисования» используются световые столы,

работающие по принципу «света и тени», инструментом для рисования

является особый песок, который благодаря своему свойству придает особое

значение рисованию песком [2]. На самом деле привлекательность рисования

песком и значимость терапевтических и методических работ в основном

обусловлены

особенными

свойствами

песка.

Будучи

натуральным

материалом, песок обладает рядом значимых свойств в силу необычности

самого

материала.

Он

обладает

лечебным,

терапевтическим

и

релаксационным свойством. Почти все любят возиться с песком. Еще в

детстве, играя с песком, дети проявляют большой интерес к свойствам этого

материала

он

просачивается

сквозь

пальцы

словно

вода,

а

при

определенном воздействии воды превращается в твердую и неподвижную

массу. Магические свойства песка пробуждают безграничное желание

творить. Песок для детей был и остается наиболее притягательным

материалом, а рисование песком – одним из самых необычных способов

творческой деятельности. Удивительным образом горсть песка превращается

в пейзаж, звездное небо, в лес или озеро. Даже без специального обучения

можно рисовать песком. В процессе рисования ребенок создает новые

формы, воображаемые или реальные образы. Помимо этого, он может

оставить их картинками или же внести динамику и превратить любую

историю в песочную анимацию [1].

Помимо

вышесказанного,

не

менее

важным

является

всплеск

положительных

эмоций,

возникающий

в

результате

исследования

и

осознания своих скрытых способностей, творческого потенциала. Песок и

рисование песком обладают значительным релаксационным эффектом. Во

время рисования человек постепенно как-бы погружается в себя, впадая в

легкое состояние медитации, что позволяет расслабиться и отдохнуть, забыть

о рутине и повседневных стрессах, и нередко благодаря работе подсознания

находятся ответы на ранее неразрешимые проблемы приводя тем самым в

гармонию психоэмоциональное состояние. И, наконец, следует подчеркнуть

развивающую

сторону

рисования

песком.

Особенно

оно

является

незаменимым инструментом для развития чувствительности пальцев и

развития мелкой моторики, что актуально как для самых маленьких, так и

для детей более старшего возраста. Рисование песком развивает память,

внимание и пространственное восприятие, координацию и пластику рук,

улучшает мозговую деятельность, в результате человек думает быстро и

более эффективно. Примечателен также тот факт, что рисование песком

улучшает способность саморегуляции и адаптации в новых условиях,

развивает

исследовательский

интерес,

познавательную

активность.

Рисование песком является важным путем развития мировоззрения ребенка и

незаменимым средством для эстетического восприятия [3].

В чем же преимущество рисования песком перед остальными

способами рисования и что придает этому методу неповторимость? В первую

очередь, это простой и приятный процесс, не требующий особых навыков в

рисовании. Это особенно важно при работе с неуверенными, робкими

детьми, с пониженной самооценкой, поскольку выражение «я не умею

рисовать» становится неуместным. Этот метод рисования позволяет получать

рисунки без каких-либо усилий. Еще одним преимуществом данного метода

рисования является возможность трансформации, безграничное изменение и

развитие сюжета. Дело в том, что рисование песком позволяет не стереть, а

преобразить неудавшийся рисунок или какие-то его части в другое

изображение, немного поменяв его детали. Это и стимулирует воображение и

позволяет находить более конструктивные способы решения как при

рисовании, так и в различных жизненных ситуациях.

Важным преимуществом является также возможность рисования как

обеими руками одновременно, так и по отдельности. Синхронное рисование

обеими руками позволяет стимулировать единовременную работу обеих

полушарий головного мозга. Это, в свою очередь, очень важно для развития

творчества, поскольку известно, что активность левой руки стимулирует

работу

правого

полушария,

отвечающего

за

творческое

мышление.

Большинство людей являются правшами, а значит, активацию правого

полушария, как и синхронизацию работы обоих полушарий, которые

становятся возможными благодаря технике рисования песком, сложно

переоценить. Ну а синхронное задействование рук полезно для развития

интеллектуально-логического и эмоционально целостного восприятия. И

наконец, следует отметить, что при данном виде рисования происходит

непосредственный контакт материала для рисования (в данном случае это

песок) и человеческой руки в качестве «инструмента». Это, в свою очередь,

позволяет развивать тактильную чувствительность, которая важна в любом

возрасте. Бесспорно, рисование песком способно удовлетворить потребности

ребенка в творческом самовыражении, способствовать бесконечному потоку

мыслей.

Таким образом, рисование песком как новое направление в рисовании,

можно также с успехом рассматривать и как успешный метод работы в

комбинированных группах. Обладающая терапевтическим и релаксационным

свойством техника рисования песком является незаменимым средством в

работе по развитию, в частности, креативности, творческих способностей и в

развитии воображения. Вот почему ежедневно растет интерес к этому

уникальному направлению в рисовании не только у представителей

искусства, но и у представителей педагогической науки и практики.

Литература:

1.

Грабенко

Т.,

Зинкевич-Евстигнеева

Т.

Чудеса

на

песке.

Методический практикум по песочной игротерапии. СПб., «Златоуст», 1999.

2. Машковцева Л.М., Суслопарова Ю.С. Возможности работы на

световых столах для рисования песком с детьми дошкольного возраста в

условиях студии развития // Вопросы педагогики. 2018. № 4-2. С. 35-37.

3.

Тупичкина

Е.А.

Рисование

песком

как

средство

развития

эмоционального

интеллекта

и

профилактики

эмоционального

неблагополучия дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4.

С. 76-85.



В раздел образования