Напоминание

Образовательная область "Художественно- эстетическое развитие" музыкальная деятельность детей от 3 до 7 лет


Автор: Антоневич Елена Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №125
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема: Образовательная область "Художественно- эстетическое развитие" музыкальная деятельность детей от 3 до 7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому

развитию детей №125» города Оренбурга

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

На заседании Педагогического Заведующий МДОАУ №125

совета ____________А.Ф.Зубатыкина

00.00.2015, протокол №4 00.00.2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

музыкальная деятельность детей

от 3 до 7 лет

составлена на основе основной образовательной программы ДОУ

на 2015- 2016 учебный год

Программа составлена

музыкальным руководителем

Антоневич Е. Ю.

Оренбург 2015г.




Содержание



Наименование разделов

Стр.

Ι

.

Целевой раздел

обязательной

части

Программы



и

части

,

формируемой

участниками

образовательных

отношений
2
1

.1

Обязательная часть Программы
2
1

.1.1
Пояснительная записка 2
1

.1.2
Цели и задачи реализации программы 2
1

.1.3
Принципы и подходы к формированию программы 3
1

.1.4
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста 2
1

.1.5
Планируемые результаты освоения программы 4
1

.2

Ч а с т ь

П р о г р а м м ы ,

ф о р м и р у е м а я

у ч а с т н и к а м и

образовательных отношений
5
1

.2.1
Пояснительная записка 5
1

.2.2
Цели и задачи реализации парциальных образовательных Программ 5
1

.2.3
Принципы и подходы к формированию парциальных образовательных Программ 5
1

.2.4
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возра с т а , уч а с т вующих в ре а лиза ции п а р ц и а л ь н ы х образовательных Программ 7
1

.2.5
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов парциальных программ. 9
Ι

Ι.

Содержательный раздел обязательной части Программы

и

части,

формируемой

участниками

образовательных

отношений
10
2

.1

Обязательная часть Программы
10
2

.1.1
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 10
2

.1.2
Социально-коммуникативное направление развития детей 10
2

.1.3
Познавательное направление развития детей 10
2

.1.4
Речевое направление развития детей 10

2

.1.5
Художественно-эстетическое направление развития детей 10
2

.1.6
Физическое направление развития детей 10
2.2
Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников 10
2.3
Особенности взаимодействия музыкального руководителя с педагогами 11
Ι

ΙΙ.

Организационный

раздел
обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений 11
3

.1
Обязательная часть Программы 11
3

.2
Описание материально – технического обеспечения Программы условий реализации программы 12
3

.3
Предметно- пространственная среда музыкального кабинета и музыкального зала 12
3

.4
Предметное наполнение музыкально- развивающей среды 13
3

.5
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 13
Приложение
16

Ι.

Ц е ле во й

р а з д е л

обязательной

части

Программы

и

части

,

формируемой

участниками



образовательных

отношений

.

1.1 Обязательная часть Программы

1.1.1 Пояснительная записка


Тенденция в современной дошкольной педагогике раздела «Музыка» рассматривается как средство развития у детей эмоциональной отзывчивости, процесс активизации музыкально - эстетического воспитания и развитие их творческих способностей. Осваивая эту область знаний, дети приобщаются к музыкальному искусству, к восприятию прекрасного, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию музыки и характерные особенности музыкального образа. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26;  Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, р а зд е л «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761 н, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.05.2011 г. № 448 н. Рабочая программа по реализации раздела «Музыка» разработана с учетом основных принципов требований к организации и содержанию различных видов
музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, на основе программы «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко. Данная программа описывает курс подготовки по музыкальному развитию детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет в соответствии с возрастными, индивидуальными и психическими особенностями.
1.1.2 Цели и задачи реализации программы
Содержание раздела «Музыка» направленно на достижение цели развития музыкальности детей.
Цель
программы в соответствии общей образовательной программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель программы
в соответствии с Гармонией - создание благоприятных условий для полноценного всестороннего развития ребенка, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Развитие творческих и актерских способностей ребенка, развитие музыкально- художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству, развитие музыкальности детей, развитие способности эмоционально воспринимать музыку достигается путем решения следующих
задач.

Развитие музыкально – художественной деятельности
Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала ребенка и на этой основе формирование его эстетической культуры. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, наблюдения.
Приобщение к музыкальному искусству
Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, развитие музыкально-творческих способностей, развитие творческой активности через театральную деятельность.
Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и

укрепления здоровья детей.
1. Развивать коммуникативные способности. 2. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни. 3. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
4. Заложить основы гармонического развития: развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей. 5. Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной культуре. 6. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности. 7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме. 8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре. 9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.


1.1.3 Принципы и подходы к формированию программы.
1. Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью. 2. Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности. 3. Принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях. 4. Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать. 5. Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности. 6. Принцип креативности (организации творческой деятельности). 7. Принцип эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства. 8. Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор. 9. Принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей. 10. Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

1.1.4 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэтолонов, переходят к культур новыработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.
Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет
У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Этот период развития характеризуется индивидуальными различиями в слуховой чувствительности, стремлением к самостоятельности; У них происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному; Заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат; Появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.
Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.
Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет
В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.
В программе учтены и представлены все ее необходимые составляющие:
- она имеет развивающий характер - ориентирована на логическое системное развитие музыкальности ребенка в процессе овладения им музыкальной деятельностью - учтен оздоровительный компонент, здоровьесберегающий фактор.


1.1.5 Планируемые результаты освоения программы
Определение результатов освоения программы осуществляется в виде целевых ориентиров.

Восприятие
Ценностно-целевые ориентиры: развитие эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия различных музыкальных жанров. Формирование овнов музыкальной культуры.
Пение
Ценностно-целевые ориентиры: развитие репродуктивных компонентов музыкального слуха; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия детской вокальной культуры.
Музыкально-ритмические движения
Ценностно-целевые ориентиры: развитие ритмического компонента музыкального слуха; становление эстетического отношения к восприятию и воспроизведению движений под музыку.
Игра на детских музыкальных инструментах
Ценностно-целевые ориентиры: развитие исполнительского творчества; реализация самостоятельной творческой деятельности Процедура отслеживания и оценки результатов развития музыкальности детей проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).
Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

к школе группа
- слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни; - различать звуки по высоте (октава); - замечать динамические изменения (громко- тихо); - петь не отставая друг от друга; - выполнять танцевальные движения в парах; - двигаться под музыку с предметом. - слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; - узнавать песни, мелодии; - различать звуки по высоте (секста- септима); - петь протяжно, четко поизносить слова; - выполнять движения в соответствии с характером музыки; - инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы; - играть на - различать жанры в музыке (песня, танец, марш); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); - узнавать произведения по фрагменту; - петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с аккомпанементом; - ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; - самостоятельно - определять музыкальный жанр произведения; - различать части произведения; - определять настроение, характер музыкального произведения; -слышать в музыке изобразительные моменты; - воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне; - сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);
металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения; - самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу; - играть мелодии на металлофоне по одному и в группе. - выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа; - передавать несложный ритмический рисунок; - выполнять танцевальные движения качественно; - инсценировать игровые песни; - исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.
Целевые

ориентиры по

ФГОС ДО:
ребенок эмоцинально вовлечен в музыкально- образовательный процесс, проявляет любознательность.
Целевые

ориентиры по

ФГОС ДО:
ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями
Целевые

ориентиры по

ФГОС ДО:
ребенок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально – художественными представлениями.
Целевые

ориентиры по

ФГОС ДО
: ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально- художественной деятельности.
1.2.Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

1.2.1 Пояснительная записка
Содержание образовательной работы по «Художественно-эстетическому развитию» музыкальная деятельность ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.Рабочая учебная программа по музыкальному развитию
дошкольников является модифицированной и составлена с учетом парциальной программы
1.2.2 Цели и задачи реализации парциальных образовательных программ

Программа «Гармония» (К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан / Под ред.

К. Л. Тарасовой)

Цель программы
- общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации.
1.2.3 Принципы и подходы к формированию парциальных образовательных

Программ

Роль педагога в организации психолого-педагогических условий:
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка (уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства); - Формирование доброжелательных, внимательных отношений; - Развитие самостоятельности (инициативность, автономия, ответственность); - Создание условий для развития игровой деятельности; -Создание условий для развития познавательной деятельности; -Создание условий для развития проектной деятельности; - Создание условий для самовыражения средствами искусства;
Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и

нерегламентированную формы обучения:
1) различные виды занятий: -тематические -доминантные -комплексные -игровые и т.д 2) самостоятельная деятельность (нерегламентируемая деятельность)
Самостоятельная деятельность
Вид музыкальной деятельности Задачи формирования самостоятельности Формы, методы и приёмы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей Слушание - развитие способности слушать и вслушиваться в звучание музыкальных произведений. -развитие умений различать характер музыкального - игровые проблемы и поисковые ситуации, связанные с музыкой. - беседы и рассказы о музыке. - музыкальная викторина.
произведения,характеризовать музыкальный образ,соотносить его с миром природы и человеческих взаимоотношений, миров чувств ипереживаний. - развитие умений определять жано и форму музыкального произведения, автора. - поддерживать музыкальные впечатления детей, развивать умения эстетической оценки музыкальных произведений,способность эмоционально, образно высказываться о ней, рассуждать. - обогащение музыкального опыта способами выражения музыкальных впечатлений от воспринятой музыки. - досуг «Угадай мелодию». - музыкальные игры «На что похожа музыка», «Слушаем и рисуем музыку», «Слушаем музыку и читаем». - музыкальные метафоры. - музыкальные игры- сопереживания. - музыкальное цветомоделирование. - музыкальное рисование. - игры- инсценировки, игры- образы. Исполнительство (пение). - развитие восприятия вокальных произведений, умений музыкального анализа и эстетической оценки песни. - формирование любимого песенного репертуара. - развитие музыкально- исполнительских умений для осуществления певческой деятельности. - развитие песенного творчества - проектная деятельность « Моя любимая песня. - вокально- речевые игры. - сочиняем музыку (песню) к мультфильму, сказке, истории. Музыкально- ритмическая деятельность. - развитие умений подбирать движения в соответствии с характером и образом музыкального произведения. - развитие умений исполнительства характерных танцев. - развитие творческого воображения. - танцевальная игра- импровизация. - музыкальный конкурс «Большие танцы» - музей танца. Игра на детских музыкальных инструментах. - развитие умений элементарного музицирования. - музыкально- дидактические игры - музыкальная сказка.
- развитие умений подбирать знакомые мелодии и сочинять несложные ритмические композиции. - игра- импровизация. - проблемные и поисковые ситуации с использованием детских музыкальных инструментов.
Методы активации и приемы включения детей в музыкальную деятельность:
-словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры и т.д); -наглядные (видеоряд, изобразительный ряд и т.д); -использование различных видов художесвенно- творческой деятельности (игровая , художественно-речевая, театрализованная, изобразительная и т.д); -использование ИКТ.
1.2.4.Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста,

участвующих в реализации парциальных образовательных программ

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.
Слушание
. Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
Пение.
Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Песенное творчество.
Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю- баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения
. Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество
исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д
.

Развитие танцевально-игрового творчества.
Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Учить более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Знакомить детей снекоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Слушание.
Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца).Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).
Пение.
Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
Песенное творчество
. Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.
Музыкально-ритмические движения
. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять
простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: «легкий» и «стремительный»).
Развитие танцевально-игрового творчества.
Способствовать развитию эмоционально- образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.). Обучать инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках,барабане, металлофоне.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.
Слушание
. Учить различать жанры музыкальных произведений(марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).
Пение.
Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус
.

Песенное творчество
. Учить импровизировать мелодию на заданный текст.Учить сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Музыкально-ритмические движения.
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать
формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед). Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц,журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество.
Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Слушание.
Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.
Пение.
Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество.
Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать
мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Музыкально-ритмические движения.
Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т. д.). Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество.
Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.). Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.). Учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов. Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.
1.2.5.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

парциальных программ.
Контроль за реализацией программы осуществляется перспективным планированием диагностики основ музыкальной культуры дошкольников. Данный плансоставленный на весь учебный год для разных возрастных групп и проводится 2 раза в год:сентябрь, май. Контроль качества музыкального развития детей разработана Радыновой О.П. и док.каф. педагогики Мерзляковой С.В.
Цель
: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры в процессе проведения групповой и индивидуальной диагностики в возрастных группах детского сада. Качественные проявления детей оцениваются по трехбалльной системе: 3 балла – высокий уровень (показатели проявляются ярко, без активной поддержке взрослого), 2 балла – средний уровень (внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят неустойчивый хар- р), 1 балл – низкий уровень (отсутствие внешних показателей: ребенок отвлекается, отказывается играть и слушать музыку)
Форма проведения
: Групповая и индивидуальная

Содержательный раздел обязательной части Программы и части,

формируемой участниками образовательных отношений

2.1. Обязательная часть Программы
Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми 2–7 лет охватывает следующие образовательные области: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно -эстетическое развитие; - физическое развитие.
2.1.2.Социально-коммуникативное направление развития детей.
Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности к мировому сообществу. Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками; Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
2.1.3.Познавательное развитие.
Разширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.
2.1.4.Речевое развитие.
Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений; практическое овладение детьми нормами речи; обогащение «образного словаря»
2.1.5.Художественно -эстетическое развитие
. Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
2.1.6.Физическое развитие.
Развитие физических качеств в ходе музыкально- ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
2.2.Особенности взаимодействия музыкально руководителя с семьями

воспитанников

Основные цели и задачи

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель
— создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo- педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Направления и формы работы с родителями в музыкальном воспитании:
-повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи); -пропаганда музыкального искусства (папки-передвижки, мастер-классы, консультации) -вовлечение в музыкально-образовательный процесс; -совместная культурно-досуговая деятельность (участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей). Разнообразные формы работы позволяют значительно повысить активность родителей и их компетентность в вопросах музыкального воспитания. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального развития детей
План работы с родителями на 2015-2016 уч.г.

месяц

с родителями
сентябрь Анкетирование по вопросам музыкального воспитания в семье октябрь Привлекать родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций к утреннику ноябрь Индивидуальное консультирование по вопросам музыкального воспитания детей декабрь Консультации на тему «Использование детских песенок, потешек для развития интереса к музыке» январь Изготовление информационного стенда, папки – передвижки на тему «Охрана и гигиена детского голоса» февраль Вечер отдыха «Я буду как папа» март Вовлечение родителей в изготовление праздничных костюмов и атрибутов к празднику 8 Марта. апрель Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционных музыкальных инструментов; накоплению праздничной атрибутики к играм, танцам май Консультация "Рисуем музыку"
2.3.Особенности взаимодействия музыкально руководителя с педагогами.
- проведение открытых музыкальных занятий, досугов с последующим обсуждением
- практические занятия с коллегами по разучиванию музыкального репертуара - индивидуальные и подгрупповые консультации - ознакомление с новым музыкальным репертуаром - изготовление костюмов, атрибутов, декораций.
План взаимодействия с педагогами 2015-2016 уч г.

месяц

с педагогами
сентябрь Мероприятие, посвященное Дню Дошкольного работника «Горжусь профессией за то, что детство проживаю многократно». октябрь Репетиции с воспитателями к осеннему празднику Оформление музыкального зала к празднику осени ноябрь Индивидуальные занятия по изучению репертуара к проведению музыкальных занятий (заучивание текстов песен, движений танцев и т.п.) декабрь Подготовка к новогоднему празднику – организационные моменты Индивидуальная работа с ведущими новогодних утренников январь Консультация "Творческая инициатива детей в музыкальных играх" февраль Подготовка к праздникам, посвященным 23февраля, 8марта – организационные моменты март Совместная подготовка и проведение досуговой деятельности Анализ проведения утренников, посвященных 8 марта апрель Привлекать педагогов к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций май Подготовка к выпускному балу "До свидания, детский сад" – организационные моменты
III. Организационный раздел обязательной части Программы и части,

формируемой участниками образовательных отношений.

3.1. Обязательная часть Программы.
При проведении музыкальной деятельности необходимо соблюдать ряд условий: - регулярность проведения; - простоту и доступность для восприятия детьми музыкального материала (по форме и содержанию); - выразительность предлагаемых детям музыкальных произведений, их яркость и жанровую определенность; - сочетание в рамках одного занятия различных методов работы и видов деятельности детей;
- повторяемость предложенного материала не только на музыкальных, но и на других видах занятий; - использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т. д.); - активное и эмоциональное участие взрослых (воспитателей, родителей) в проведении музыкальных занятий, праздников, досуга. Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса.
3.2. Описание материально – технического обеспечения Программы условий

реализации программы.
Для успешной реализации Программы в учреждении обеспечены следующие психолого-педагогические условия: - уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; - использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми; - поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; - поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; - возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; - защита детей от всех форм физического и психического насилия; - поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей, результаты которой используются для решения образовательных задач: индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. В целях эффективной реализации Программы в учреждении созданы условия для консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей.
3.3 Предметно-пространственная среда музыкального кабинета и

музыкального зала
Музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от
психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-развивающей среды, которая включает наличие необходимых учебных пособий, игр, игровых материалов, соответствующего оборудования. Музыкальная предметная среда в ДОУ ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Организуется по трем основным блокам: • восприятие музыки (магнитофон, аудиозаписи, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин); • воспроизведение музыки ( неозвученные музыкальные инструменты и озвученные, согласно возрасту группы); • музыкально-творческая деятельность (музыкально-дидактические игры, шапки- маски, различные атрибуты). Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детском музыкальной деятельности. Для организации работы по театрализованной деятельности в группах имеются уголки театрализации, уголки ряжения.
3.4 Предметное наполнение музыкально- развивающей среды

Музыкально-дидактические игры:
Сборник игр «Волшебная дудочка» ( 78 развивающих музыкальных игр).
Развитие

звуковысотного

слуха

Развитие

тембрового и

динамического

слуха

Развитие чувства

ритма

Развитие

музыкальной

памяти
«Вертушка» «Большие и маленькие» «В лесу» «Узнай и спой песню по картинке» «Выложи мелодию» «Кого встретил колобок» «Зайцы» «Назови композитора» «До, ре, ми» «Кто в домике живёт» «Слушай внимательно» «Угадай песню» «Море» «Солнышко и тучка» «Три поросёнка» «Повтори мелодию» «Музыкальная карусель» «Музыкальный кубик» «Три цветка» «Узнай произведение «Музыкальное лото» «Волшебные стрелочки» «Зайцы- барабанщики» «Что делает кукла»? «Тихо- громко» «Дождик» «Орешки» «Найди и покажи» «Волшебный телевизор» «Бубен» «Маракасы» «Угадай «Ложки-
колокольчик» поварешки» (песня- игра) «Колокольчик- ты цветок» (песня- игра) «У петрушки – погремушки» «Догони зайку» «Игра в прятки» «Кастрюля- хитруля» «Где мои ребятки» «Что делают в домике»
Наименование учебно- методических и игровых материалов.

Наименование учебно- методических и игровых

материалов.

Кол- во
1 Бубен большой 1 2 Бубен средний 3 3 Бубен маленький 3 4 Тамбурин Большой 2 5 Ксилофон 12 тонов 2 6 Металлофон- альт диатонический 1 7 Металлофон 12 тонов 7 8 Звуковые деревянные ложки 30 9 Румба(4 пары бубенцов) 4 1 0 Маракасы (пара) 3 11 Маракасы 8 1 2 Трещотка пластинчатая 2 1 3 Шейкер деревянный 6 1 4 Барабан с палочками 2 1 5 Треугольники 4 1 6 Браслет на руку с бубенцами (2 шт.) 1 1 7 Браслет на лодыжку с бубенцами (2 шт.) 1 1 8 Бубенчики на деревянной ручке 1 1 9 Музыкальные колокольчики 17
2 0 Кастаньеты деревянные (2 шт) 4 2 1 Кастаньеты пластмассовые (2 шт.) 5 2 2 Кастаньеты с ручкой 1 2 3 Кастаньеты с ручкой (лягушка) 2 2 4 Литавры на пальцы, сталь (2 шт.) 3 2 5 Литавры детские большие, сталь (2 шт.) 3 2 6 Литавры детские средние, сталь (2 шт.) 2 2 7 Валдайские колокольчики (2 размера) 3 2 8 Пластмассовые колокольчики на ручке (набор 8 шт.) 1 2 9 Арфа- сталь 1 3 0 Дудка деревянная 6 3 1 Дудка пласмассовая 1 3 2 Литавры детские маленькие, сталь (2 шт.) 3 3 3 Бубенчики на пластмассовой ручке 2 3 4 Шум дождя 2
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения
1. Журналы «Музыкальная палитра» Учредитель и издатель: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005,2006,2007,2008,2009,2010,2011.2012, 2013,2014,2015 г.г. 2. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет сада. – М.: Просвещение, 1990г.; 3. Мерзлякова С. Театрализованные игры – М.:Обруч 2012г.; 4. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия (3 год), (4 год), (5 лет), (6 лет), (7 лет) – Волгоград: Издательство Учитель 2013г.; 5. Арсенина Е.Н. Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду– Волгоград: Издательство Учитель 2013г.; 6. Бекина С.И., Орлова Т.М. Музыка и движение(3-6 лет), (5-6 лет), (6-7 лет) – М.: Просвещение,1983г.;
7. Бекина С.И., Орлова Т.М. Учите детей петь (3-5 лет), (6-7 лет) – М.: Просвещение,1986г.; 8. Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду- М.; Учитель 2001г.; 9. Зельцер А. Старый Урал; Издательство Лига 2013г.; 10. НауменкоГ.М. Фольклорный праздник. – Москва, 2000г.; 11.Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младшего дошкольника. – Москва, 1985г.; 12. Радынова О.П. музыкальное воспитание дошкольника. – М.: Просвещение, 1994г.; 13. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. –Москва, 1976г.; 14. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольника. – М.: Просвещение,1991г.; 15. Горохова Л.А. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ. 2005г.; 16. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр., Москва 2004г.
Расчёт времени на реализацию программы на 5-ти дневную рабочую неделю
Группы Количество минут Количество раз в неделю Всего НОД в год Младший дошкольный возраст (дети с 3 до 4 лет) 15 2 72 Средний дошкольный возраст (дети с 4 до 5 лет) 20 2 72 Старший дошкольный возраст (дети с 5 – 6 лет ) 25 2 72 Подготовительная к школе группа (дети с 6– 7 лет) 30 2 72
Средства ТСО:
музыкальный центр, диски с обучающим материалом по программам «Радуга» К.В.Тарасова ,диски (музыка из мультфильмов, звуки природы, современные записи
График работы музыкального руководителя.

Время

проведения

Содержание работы

Понедельник
7.00- 8.00 Дежурный администратор 8.00- 8.30 Индивидуальная работа с воспитателями средней группы 8.30- 9.00 Подготовка к непосредственно- образовательной деятельности
9.00 Муз. занятие в 1-ой мл. группе 15.25-16.00 Логоритмика в подготовительной группе 16.00-16.30 Работы танцевального кружка «Росинка» 16.30-17.10 Вечер развлечения 17.10-18.30 Работа с родителями
Вторник
8.00-8.40 Утренняя гимнастика 8.40-9.20 Руководство самостоятельной деятельностью детей средней группы «А» 9.20-9.40 Муз. занятие в средней группе «А» 9.40-10.20 Руководство самостоятельной деятельности в 1-ой мл. группе «А» 10-20-10.50 Муз. занятие в подготовительной группе «А» 10.50-12.30 Индивидуальная работа с детьми подготовительной речевой группы 12.3—13.00 Индивидуальная работа с воспитателями 2-ой мл. группы «А» 13.00-13.30 Индивидуальная работа с родителями средней группы «А» 13.30-14.00 Работа с документацией
Среда
8.00-8.40 Утренняя гимнастика 8.40-9.00 Руководство самостоятельной деятельностью детей подготовительной речевой группе 9.00-9.20 Муз. занятие в средней группе «А» 9.20-.9.40 Физкультура под музыку в средней группе 9.40-10.20 Подготовка к вечеру развлечения 10.20-10.50 Муз. занятие в подготовительной речевой группе 10.50-11.20 Индивидуальная работа с детьми 1-ой мл. группы 11.20-12.00 Индивидуальная работа с детьми средней труппы «А» 12.00-12.30 Работы танцевального кружка «Росинка» 12.30-13.00 Индивидуальная работа с воспитателями подготовительной группы «А» 13.00-13.30 Индивидуальная работа с воспитателями 1-й мл. группы «А» 13.30-14.00 Индивидуальная работа с воспитателями 2-ой мл. группы «А»
Четверг
8.00-8.40 Утренняя гимнастика 8.40-9.20 Руководство самостоятельной деятельностью детей подготовительно группы «А» 9.20-9.40 Муз. занятие во 2-ой мл. группе «А» 9.40-10.10 Муз. занятие в подготовительной группе «А» 10.20-10.50 Физкультура под музыку в подготовительной группе «Л»
10.50-12.00 Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы «А» 12.00-12.30 Индивидуальная работа с воспитателями подготовительной речевой группы 12.30-13.00 Индивидуальная работа с воспитателями подготовительной группы «А» 13.00-14.00 Подготовка к вечеру развлечения
Пятница
8.00-8.40 Утренняя гимнастика 8.40-9.00 Руководство самостоятельной деятельностью детей 2-ой мл. группы «Л2 9.00-9.20 Муз. занятие в средней группе «А» 9.20-9.40 Муз. занятие в 1-ой мл. группе «А» 9.40-10.20 Муз. занятие в подготовительной речевой группе 10.20-10.50 Муз. занятие в подготовительной группе «А» 10.50-12.00 Индивидуальная работа с детьми 2-ой мл. группы «А» 12.00-12.30 Индивидуальная работа с детьми подготовительной речевой группы «А» 12.30-13.00 Индивидуальная работа с воспитателями подготовительной речевой группы «А» 13.00-14.00 Работа в фонотеке
3.5 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
При реализации долгосрочного проекта «Мы рисуем музыку» в старших группах традиционным является проведение конкурса рисунков и оформление выставки.





В раздел образования