Напоминание

"Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"


Автор: Садыкова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад
Населённый пункт: МР Уфимский район с.санатория Юматово имени 15-летия БАССР
Наименование материала: статья
Тема: "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
Дата публикации: 25.10.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в данной статье мы описали метод испрльзования в моделирования в

ДОУ во время развития связной речи у детей дошкольного возраста, описали несколько

приемов использования метода моделирования.

Abstract: in this article we have described the method of use of modeling in dose in the

development of coherent speech in preschoolers, as well as described several ways to use the

modeling method

Ключевые

слова:

моделирование,

проект,

инновационные

технолгии,

деди

дошкольного возраста, наглядность, связная речь, раззказ, пересказ)

Keyword: modeling, project, innovative technologies, preschool children, visibility, coherent

speech, retelling

Актуальность проблемы исследования, заключается в том, что, каждое

нововведение представляет из себя не что иное, как творение и дальнейшее

внедрение

сознательно

нового

элемента,

благодаря

чему

совершаются

высококачественные изменения среды. Технология, в свою очередь, считается

совокупностью разных способов, которые применяются в том или ином деле,

ремесле или искусстве.

Термин «инновация» из которого происходит моделирование происходит

от латинского слова innovatus, который является существительной формой

инновации «обновлять или менять». Инновация, как правило, относится к

созданию более качественных или эффективных продуктов, процессов,

технологий или идей, которые принимаются теми, кто отвечает за образование

- учителями, администраторами, родителями и т. Д. Инновация отличается от

изобретения

или

обновления

тем,

что

инновация

обычно

означает

существенное положительные изменения по сравнению с постепенными

изменениями. Не редко инновации не принимаются преподавателями или

политиками. Поэтому некоторые говорят, что настоящие инновации относятся

к будущему.

Моделирование

в

ДОУ

ориентированы

на

создание

сегодняшних

компонентов и приемов, главной целью которых считается модернизация

образовательного движения. Для этого педагогические коллективы в детских

садах разрабатывают новые от других дошкольных учреждений модели по

воспитанию и развитию детей. В своей профессиональной деятельности

воспитатели

применяют

методический

инструмент,

способы

и

приемы

обучения,

полностью

соответствующие

принятой

модели.

Современные

образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их

внедрения будет проявляться еще не одно десятилетия.

И на современном этапе развития благодаря моделированию в ДОУ

можно повлиять на проблему развития связной речи, оно занимает важное

место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику

мышления ребёнка, его умение объяснять воспринимаемые сведения и верно

формулировать ею. Она является признаком того, насколько ребёнок владеет

словарём родного языка, отображает уровень эстетичного и психологического

развития детей [1; с. 12,16].

Подключение моделирования в ДОУ предполагает, помимо всего

остального, введение педагогами так называемой эмпирической деятельности.

Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей нацелены в основную

очередь на то, чтобы сформировать у детей экспериментальный тип познания и

развить правильную речь. Для этого в процессе обучения ребенок педагоги

обращаются к таким популярным методам, как: установка проблемы, ее

разносторонней анализ, прогнозирование, контроль, эксперимент, фиксация

эффектов, поиск ответов и выбор лучшего из них. А так выработка связной

речи считается основной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной

речи материализуется главная, коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь - высшая форма речи интеллектуальной деятельности, которая

описывает степень речевого и умственного формирования.

Прогнозирование в ДОУ вводить не только можно, но и нужно. Но

необходимо учесть, что к педагогическим исследованиям, применяемым в

образовательном

процессе

детей

дошкольного

возраста,

предъявляется

несколько серьезных условий. К ним относятся:

Начало и смысл прогнозирования содержится в том, что оно готовит

наглядным скрытые от конкретного понимания свойства, связи, отношения

объектов, которые считаются немаловажными для понимания фактов, явлений

при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников подтверждена

психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она ориентируется тем, что в базе

моделирования лежит принцип замены [1; с. 25].

Метод наглядного моделирования изобретен на базе идей знаменитого

детского психолога Л. А. Венгера, по мнению Л. А. Венгера, «Моделирование -

это вид знаково-символической деятельности, который дает изучение не

определенного объекта, а его модели; родником данного процесса служит

моделирующий характер детской деятельности». Настоящий предмет может

быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком

[1; с. 35].

В своей работе, моделирование мы используем во время чтения

художественной литературы, при обучении связной речи. Мы используем

схематические описания героев и дети описывают исполняемые ими действий.

Сначала мы создаём картинно-схематический план с смысловой очередностью

частей

прослушанного

текста

художественного

произведения.

Далее

постепенно

у

детей

дошкольного

возраста

формируется

обобщенное

представление о логической последовательности текста,

на которые в

дальнейшем они ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Во

время чтения стишков детям предлагаем рассказать или нарисовать сюжет. И

мы выявили что это является эффективным способом, который позволяет

выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений

между персонажами.

К примеру, в сказке «Колобок» колобок жёлтый кружок, волк – серый,

медведь – коричневый, лиса – оранжевый. В сказке «Волк и козлята» волк –

большой серый кружок, коза – большой белый, козлята – маленькие белые. К

одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В

зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется

полнота разыгрываемого сюжета.

В своей

работе мы

показали,

что

метод моделирования можно

использовать для развития связной речи у детей дошкольного возраста. С

помощью моделирования дети развивают в себе такие навыки как пересказ и

рассказывание.

Таким

образом,

внедрение

наглядного

моделирования

приметно

упрощает детям овладение связной речью. Присутствие зрительного проекта

делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного

типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста

при пересказах.

На современном этапе развития, педагоги ДОУ должны

обладать навыками ипользования моделирования во время занятии. Если

воспитатели

не

приобретают

и

не

демонстрируют

эту

способность

переопределять свои навыки для задачи обучения, и если они не моделируют

инновационное мышление, которые в настоящее время являются важным для

развития и воспитания воспитонников детского сада.

Список литературы

1.

Венгер Л. А. Развитие общих познавательных способностей как

предмет психологического исследования // Развитие познавательных

способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А.

Венгера. М., 1986.



В раздел образования