Автор: Светлана Геннадьевна Семенцова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: "Новые технологии на уроках русского языка литературы"
Тема: Новые технологии в образовании
Раздел: среднее образование
Ф.И.О. педагога: Семенцова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко,
г. Новосибирск
Название статьи: «Новые технологии на уроках русского языка
литературы»
Сегодня
в
системе
образования
подчеркивается необходимость изменения
методов
и
технологий
обучения
на
всех
уровнях
образования,
повышения веса тех из них, которые
формируют
практические
навыки
анализа
информации,
самообучения,
стимулируют
самостоятельную
работу
учащихся,
формируют
опыт
ответственного
выбора
и
ответственной
деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на
основе современных информационных технологий.
Основанием для выбора технологий обучения является прежде всего уровень
самостоятельности учащихся
в
учебной
деятельности. Посредством технологий
обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся. В
этом
направлении
лучшими
будут
технологии,
нацеленные
на
организацию
репродуктивной и творческой деятельности учащихся, поэтому на своих уроках
широко применяю проблемное обучение.
Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что я не
сообщаю знаний в готовом виде, а ставлю перед учащимися проблемные задачи,
побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к
новым знаниям и способам действий.
Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для
решения проблемы или проблем. При традиционной педагогической стратегии - от
знаний
к
проблеме
-
учащиеся
не
могут
выработать
умений
и
навыков
самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые
результаты. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Если
человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и
притупить
его
природные
творческие
способности
«
разучить
»
думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и
развивается при решении проблемных задач.
При проведении уроков проблемного обучения ставлю перед собой следующие
цели:
•
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
•
усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и
самостоятельного решения проблем (в результате эти знания, умения более прочные);
•
воспитание активной
творческой личности
учащегося, умеющего видеть,
ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Неотъемлемой частью моих уроков являются информационные технологии,
рассматриваемые как
один
из
компонентов системы
обучения, они
не
только
облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной
деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому
организовать
взаимодействие
всех
участников
образовательных
отношений,
построить такой урок, на котором ученик становится активным и равноправным
участником действий. Это позволяет активизировать процесс обучения, повысить
темп
урока,
увеличить
объем
самостоятельной работы
учащихся.
Представить
современный мир без компьютера невозможно. Поэтому, я считаю, что использование
информационных технологий
(ИКТ)
в
школе
является
актуальной
проблемой
современного
школьного
образования.
Каждый
учитель
по
любой
школьной
дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так
это позволяет учителю сделать урок более ярким и
увлекательным. Общаясь с
ребятами на уроках русского языка, литературы, я сделала для себя вывод, что
необходимо расширять кругозор
учащихся,
повышать
уровень
их
культурного
образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения, воспитывать
нравственные ценности. Обучение
предполагает общение
на
уроке
как
между
учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ
позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать участником
того
или
иного
события.
Конечно,
применение
ИКТ
приводит
к
повышению
эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. А
использование интерактивной доски делает урок незабываемым для ребят.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют
всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. «Школьные годы -
чудесные годы» здоровья нашим деткам не прибавляют. Это факт, о котором медики
уже устали твердить, ругая сложную программу и учебные перегрузки. Всего же
сегодня признаются абсолютно здоровыми не более 10% детей.
На
протяжении
нескольких
лет
работаю
использую
на
своих
уроках
здоровьесберегающие
технологии.
Цель
здоровьесберегающих
образовательных
технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за
период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и
навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной
жизни.
Здоровье
-
состояние
полного
духовного,
психического,
социального, физического благополучия, а не только отсутствие болезней, физических
дефектов. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации
образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую
активность, психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен
получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей
жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с
помощью новых образовательных технологий, которые рассматриваются мною как
совокупность приёмов и
методов организации учебно-воспитательного. Педагог,
владея
современными
педагогическими знаниями,
в
тесном
взаимодействии с
учащимися, с
их
родителями, с
коллегами -
планирует свою
работу с
учётом
приоритетов образования.
Пытаясь реализовать все методы и приёмы, направленные на повышение качества
знаний, не оказывая тем самым вреда для здоровья учащихся, сталкиваешься с
объективно существенными противоречиями между общими для
всех
учеников
целями, содержанием и
формами обучения и
индивидуальными способностями,
интересами
ученика.
На
практике
эти
противоречия
выражаются
в
том,
что
запланированный мною учебный материал на урок, для одних детей оказывался
недостаточным, для других - очень большим, для третьих - оптимальным. Одна и та
же учебная задача для одних детей является сложной, для других - слишком простой.
Одним
ученикам необходимо многократное повторение и
разъяснение правила,
другим достаточно запомнить его после первого чтения.
Одним словом, успешность усвоения знаний зависит не только от деятельности
учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учеников. Исходя из
этого, я сделала для себя вывод, что необходимо найти оптимальный вариант решения
этой проблемы. Использование новых методов, приемов, технологий помогает решить
многие вопросы образования.