Напоминание

"Роль невербальных средств в процессе общения"


Автор: Корочкина Светлана Анатольевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: Колледж туризма и гостиничного сервиса
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка урока по УД "Психология общения"
Тема: "Роль невербальных средств в процессе общения"
Дата публикации: 25.10.2020
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка урока

Преподавателя Колледжа туризма и гостиничного сервиса

Корочкиной Светланы Анатольевны

по учебной дисциплине «Психология общения»

Тема урока: «Роль невербальных средств в процессе общения»

Данная методическая разработка предназначена для распространения

педагогического опыта проведения уроков с использованием элементов техно-

логии развития критического мышления

Основные цели урока:

распространение педагогического опыта проведения уроков с использо-

ванием элементов технологии развития критического мышления.

формирование общих и профессиональных компетенций с помощью

межпредметных связей.

Такой урок способствует:

Организации самостоятельной познавательной деятельности обучаю-

щихся.

Формированию умений публично выступать, работать в команде.

Формированию положительной мотивации к изучению предмета и к

профессии.

Основной методикой обучения на данном уроке является метод проек-

тов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков сту-

дентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориенти-

роваться в информационном пространстве, развитие критического и творче-

ского мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную

деятельность студентов – индивидуальную, парную, групповую, которую сту-

денты выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов

всегда предполагает решение какой-то проблемы. Метод проектов как педаго-

гическая технология предполагает совокупность исследовательских, поис-

ковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Основные компоненты проектной деятельности студентов

Можно обозначить основные компоненты проектной деятельности сту-

дентов как дидактического метода:

наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследователь-

ской, информационной, практической (работа над проектом – это

разрешение данной проблемы);

1

реализация первого этапа работы над проектом как планирования

действий по разрешению проблемы, иными словами – проектиро-

вания самого проекта;

обязательное присутствие деятельности по поиску информации,

которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участ-

никами проектной группы;

наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата ра-

боты над проектом;

представление (презентация) продукта и его социальной значимо-

сти на последнем этапе работы над проектом.

То есть проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации –

Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все

рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты,

результаты исследований. В наполнении папки принимают все участники

группы.

Основные методы, применяемые на уроке: словесные, наглядные мето-

ды, методы стимулирования и мотивации учения и освоения профессии, мето-

ды организации и осуществления учебных действий и операций, методы

контроля и самоконтроля.

По типу данный урок является уроком обобщения знаний, умений, на-

выков обучающихся, имеет целью выработку умений самостоятельно приме-

нять знания в комплексе в будущей профессиональной деятельности.

На уроке формируются элементы следующих общих и профессио-

нальных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про-

фессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые ме-

тоды и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффек-

тивность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития.

2

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эф-

фективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 1.1. Принимать заказ от потребителей и оформлять его.

ПК 1.3. Информировать потребителя о бронировании.

ПК 2.2. Предоставлять гостю информацию о гостиничных услугах

Данный урок соответствует требованиям Рабочей программы к уровню

подготовки студентов по специальности 43.02.11 "Гостиничный сервис"

(углубленная подготовка) на основе Федерального государственного образова-

тельного стандарта по специальности среднего профессионального образова-

ния.

Данная работа может быть использована преподавателями, работающи-

ми по профессии «Гостиничный сервис». Студенты, обучающиеся по этой

профессии, могут также использовать конкретные рекомендации из этой рабо-

ты при написании рефератов, курсовых и письменных квалификационных ра-

бот.

3

План урока

Продолжительность урока: 90 минут

Вид учебного занятия: теоретическое

Тип занятия: обобщение знаний

Группа №115, профессия «Гостиничный сервис», 1 курс

Тема урока: «Роль невербальных средств в процессе общения»

Педагогическая технология: технология развития критического мыш-

ления

Методическая цель урока:

распространение педагогического опыта

проведения уроков с использованием элементов технологии развития критиче-

ского мышления.

Используемые методы обучения: методы стимулирования и мотива-

ции освоения профессии, методы организации и осуществления учебных дей-

ствий и операций, методы контроля и самоконтроля, метод проектов.

Межпредметные связиПМ.01 «Бронирование гостиничных услуг»,

МДК.01.01 «Организация деятельности служб бронирования гостиничных

услуг»,ПМ 02 «Прием, размещение и выписка гостей»

Техническое оснащение урока: интерактивная доска.

Методическое оснащение урока: презентации PowerPoint, портфолио

студентов, бланки с тестовым заданием, бланки с критериями оценки защиты

проектов.

Цели урока

1)

Образовательные:

формировать умение собирать, обрабатывать информацию;

проанализировать различные виды невербальных средств общения и

дать ответ на вопрос: «Какую роль играют невербальные средства обще-

ния при понимании собеседника, для улучшения коммуникации?»

формировать умение составлять тексты, портфолио;

4

умение творчески представлять проект с использованием ПК, умение

принимать решения.

2)

Развивающие

развивать умение осуществлять поиск и использование информации,

умение анализировать материал, делать обобщения, выводы;

совершенствовать умение четко формулировать мысли и отвечать на во-

просы;

умение понимать человека по мимическим выражениям лица.

3)

Воспитательные:

способствовать воспитанию взаимопомощи в группе в решении общих

задач;

способствовать формированию положительной мотивации к изучению

предмета.

Задачи для студентов:

1.

Собрать и проанализировать материал с использованием метода наблю-

дения, составить текст доклада.

2.

Использовать возможности информационных технологий при выполне-

нии проекта на ПК.

3.

Оформить портфолио и подготовиться к защите проекта.

4.

Отработать навык работы в команде.

Ход урока

1.

Организационный момент

2.

Начальная мотивация учебной деятельности

Создание установки на работу.

3.

Защита проектов

Представление информации групповое по предлагаемым критериям.

Студенты работают в команде. Каждая команда имеет свое название и девиз.

Оценочная группа состоит из преподавателей и студентов старших курсов

(критерии в оценочном листе). (Приложение 1)

4.

Ответы на вопросы

Студенты отвечают на вопросы, используя материал своего доклада.

(Приложение 2)

5

5.

Обобщение

В ходе обсуждения в каждой команде должны быть сделаны четкие вы-

воды о роли невербальных средств в процессе общения.

6.

Проверочная работа

Студенты выполняют тестовое задание. (Приложение 3)

7.

Оценка деятельности проектантов

Оценка ставится за все этапы по предлагаемым критериям. Выставление

комментированных оценок

8.

Подведение итогов

Оценочная группа подводит итоги. Председатель объявляет результаты

Рефлексия занятия: что было важно и интересно на занятии для освоения про-

фессии, для собственного развития.

Итоги урока

Краткий вывод о проделанной работе, перечень полученных на уроке

оценок с краткими комментариями; краткая перспектива на следующий урок.

6

Технологическая карта урока

п/

п

Этапы

урока

Дидактическая

цель

Методи-

ческое

обеспече-

ние

Деятельность

преподавателя

Деятель-

ность сту-

дентов

1.

Органи-

зацион-

ная часть

Организовать

студентов к

уроку

Журнал

Приветствие,

определение от-

сутствующих.

Привет-

ствие.

2.

Сообще-

ние темы

и целей

занятий

Понимание

темы, цели и за-

дач занятия

Создание уста-

новки на работу

План за-

нятия –

на доске

Слайды

презента-

ции

Сообщение темы

и цели занятия

на русском и ан-

глийском язы-

ках.

Восприя-

тие на

слух.

Готовятся

к работе.

Оценочная

группа

знакомит-

ся с крите-

риями

оценки де-

ятельности

проектан-

тов.

3.

Защита

проектов.

Пред-

ставле-

ние

ин-

форма-

ции груп-

повое по

предлага-

емым

критери-

ям

формировать

умение творче-

ски представ-

лять информа-

цию.

1.Презен-

тации

студентов

2.Оценоч-

ный лист

Представляет

каждую

группу

и

задания

для

нее.

Контролирует

выполнение

за-

дания

во

всех

группах,

ставит

свои оценки.

Студенты

представ-

ляют.

Свои

проекты с

использо-

ванием

ПК.

Оценочная

группа вы-

ставляет

оценки.

4.

Ответы

на вопро-

сы

Формировать

умение четко

формулировать

мысли и отве-

чать на вопро-

сы.

Портфо-

лио сту-

дентов

Задает вопросы

каждому проек-

танту.

Отвечают

на

вопро-

сы,

ис-

пользуя

материал

своего

7

доклада

Работа

оценочной

группы.

5.

Обобще-

ние

Развивать уме-

ние анализиро-

вать материал,

делать выводы.

Портфо-

лио сту-

дентов

Обращает вни-

мание на то, что-

бы студенты

внесли свои

предложения о

том, как пра-

вильно тракто-

вать все невер-

бальные прояв-

ления.

Обсужда-

ют это за-

дание

и

вносят

свои

предложе-

ния.

6.

Прове-

рочная

работа

Проверить зна-

ние студентов

расшифровы-

вать невербаль-

ные проявле-

ния.

Банки с

тестами

Контролирует

выполнение

за-

дания и проверя-

ет

результаты

студентов с эта-

лоном.

Выбирают

правиль-

ные отве-

ты.

7.

Оценка

деятель-

ности

проек-

тантов.

Соотнести ре-

зультаты с по-

ставленной це-

лью и задачами

и в соответ-

ствии с крите-

риями.

Оценоч-

ная ведо-

мость

Выставление

комментирован-

ных оценок.

Оценочная

группа

подсчиты-

вает ре-

зультаты.

8.

Подведе-

ние ито-

гов

Способствовать

воспитанию

взаимопомощи

в группе в ре-

шении общих

задач.

Слайды

презента-

ции

Сравнивает свои

оценки с оценка-

ми экспертной

группы и ком-

ментирует

объективность

итоговых оце-

нок.

Оценоч-

ная группа

подводит

итоги.

Председа-

тель объ-

являет ре-

зультаты.

Рефлексия

занятия:

что было

важно и

интересно

8

для освое-

ния про-

фессии,

для себя.

Конспект урока

1)

Организационная часть (1 мин)

Приветствие студентов, проверка присутствующих

2)

Сообщение темы и целей занятий (2 мин)

Объявление темы урока, постановка целей перед студентами.

Преподаватель объявляет тему урока: «Роль невербальных средств в

процессе общения»

Вступительное слово. Психологи установили, что в процессе общения с

помощью вербальных средств мы передаем и получаем лишь 20-40% инфор-

мации. Остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных

средств. Профессор Бердвиссл показал, что в среднем человек говорит слова-

ми в течение 10-11 минут в день, а каждое предложение в среднем звучит не

более 2,5 сек. Само по себе слово формально: одно и тоже слово, одну и ту же

фразу можно произнести по-разному, и они приобретают самое различное зву-

чание, будут по-разному поняты и интерпретированы. Важно не только то, что

сказано, но и то, как сказано.

Интерпретация невербальных средств общения чаще всего осуще-

ствляется на неосознанном уровне. Мы почему-то не верим человеку или он

нам почему-то не нравится, хотя при этом он говорит все правильно и красиво.

Поэтому люди, чья профессиональная деятельность основана на посто-

янном общении, решении коммуникативных задач, должны владеть культурой

невербального общения так же, как и культурой речи.

Умение «читать» другого человека является необходимым условием раз-

вития коммуникативных навыков: чтобы научиться общаться с другими, надо

научиться понимать их.

Преподаватель объясняет, как осуществлялась подготовка к уроку.

Три недели назад группа разделилась на 5 команд. Каждая команда по-

лучила задание: подготовить информацию по темам: «Голос», «Взгляд»,

«Мимика», «Улыбка», «Жесты». Собирая материал, обрабатывая и анализи-

руя, студенты должны ответить на вопрос «Какую роль играют невербальные

9

средства общения при понимании собеседника, для улучшения

коммуникации?»

3)

Защита проектов

Представление информации групповое по предлагаемым критериям.

Студенты работают в команде. Каждая команда имеет свое название и девиз.

Оценочная группа состоит из преподавателей и студентов старших курсов

(критерии в оценочном листе).

4)

Ответы на вопросы

После представления презентаций преподаватель задает вопрос каждой

команде. (Приложение) Студенты отвечают на вопросы, используя материал

доклада. Преподаватель комментирует каждый ответ. Оценочная комиссия

выставляет оценки в соответствии с критериями.

5)

Обобщение

Преподаватель обращает внимание на то, чтобы студенты внесли свои

предложения о том, как правильно трактовать все невербальные проявления:

жесты, мимику, взгляд, улыбку, голос.

6)

Проверочная работа

Студенты работают с тестами. (Приложение 3). Все работают в команде,

помогают друг другу.

Преподаватель контролирует выполнение задания и проверяет ре-

зультаты студентов с эталоном.

7)

Оценка деятельности проектантов

Оценка ставится за все этапы по предлагаемым критериям. Выставление

комментированных оценок. Оценочная группа подсчитывает результаты.

8)

Подведение итогов

10

Оценочная группа подводит итоги. Председатель объявляет результаты.

Рефлексия занятия: что было важно и интересно на занятии для освоения про-

фессии, для собственного развития.

Заключительное слово преподавателя

Невербальные средства общения являются способами эмоциональной

выразительности. Чем темпераментнее, эмоциональнее человек, чем выше

эмоциональное напряжение ситуации, тем сложнее вести диалог, не используя

жесты, мимику, интонацию.

Невербальные средства играют важную роль в профессиональной дея-

тельности, особенно в гостиничной индустрии.

11

Список используемой литературы

Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. -2017. - № 4.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная

риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 2016.

Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык. Эн-

циклопедия. - М. , 2017.

Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М., 2016.

Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. —

Нижний Новгород, 2010.

Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. Учебное пособие, М.: «Ака-

демия», 2018,64с.

Шеламова Г.М Психология и этика профессиональной деятельности.

Учебное пособие, М.: «Академия», 2016,62 с.

12

Приложение 1

Критерии оценки защиты проекта с использованием электронной

презентации

Группа

______________________________________________

Самооценка группы

Оценка жюри

Оценка учителя

Итоговая оценка

Тема исследования

___________________________________

Актуальность

темы и предлагаемых решений, практическая

направленность и значимость работы (до 10 бал-

лов)

Объем и полнота разработок (портфолио) (10

баллов)

Самостоятельность, законченность

Структура (до 10 баллов)

количество слайдов соответствует содержа-

нию (не менее 10 слайдов)

наличие титульного слайда

Наглядность (до 10 баллов)

иллюстрации помогают наиболее полно рас-

крыть тему и получить полное представление о

теме проекта

иллюстрации хорошего качества, с четким

изображением

Дизайн и настройка (до 10 баллов)

13

оформление слайдов соответствует теме, не

препятствует восприятию содержания

для всех слайдов презентации используется

один и тот же шаблон оформления

текст легко читается

Содержание (до 20 баллов)

презентация отражает основные этапы ис-

следования (проблема, цель, гипотеза, ход работы,

выводы, ресурсы)

содержит ценную, полную, понятную инфор-

мацию по теме проекта

ошибки и опечатки отсутствуют

Защита проекта (до 30 баллов)

выступающий свободно владеет содержани-

ем, ясно излагает идеи, хорошо ориентируется в

материале исследования

выступающий свободно и корректно отвеча-

ет на вопросы и замечания аудитории

электронная презентация служит иллюстра-

цией к выступлению, но не заменяет его

выступающий обращается к аудитории, под-

держивает контакт с ней

в выступлении отражен вклад каждого

участника в работу группы (по возможности)

проект представлен творчески и оригинально

Максимальное количество баллов – 100

Шкала перевода баллов в оценку:

100 – 81 балл – «5»

80 – 61 балл – «4»

60- 41 балл – «3»

14

Приложение 2

Вопросы командам

1.

Голос

Как вы думаете, быстро или медленно произнесенные фразы яв-

ляются более убедительными?

Быстро произнесенные

Что значит: говорит как начальник?

Влияние социального статуса.

2.

Взгляд

Как вы думаете, люди склонны к контакту глаз, когда говорят или

когда слушают?

Когда слушают.

Почему многие люди начинают говорить, глядя в сторону от своих

собеседников?

Таким образом люди стараются создать себе условия, чтобы их ничего

не отвлекало от речи.

3.

Улыбка

В чем отличие русской улыбки от американской, французской?

Для русских улыбка должна быть осмысленной и иметь на это причины.

4.

Жесты

Все ли жесты выполняют информативную функцию?

Жесты-сорняки, не несущие смысловой нагрузки: «заламывание» рук,

одергивание одежды, раскачивание, притопывание ногой.

В какой культуре «левая» рука пользуется дурной славой?

На Ближнем Востоке.

5.

Мимика

Как вы думаете, отрицательные эмоции более отчетливо выражены

на левой или правой стороне лица?

Экспрессивное выражение эмоций контролируется правым полушарием,

поэтому труднее скрыть именно на левой стороне лица.

15

Приложение 3

Проверочная работа

Тест

1. Укажите правильный ответ. Количество и качество невербальных сиг-

налов зависит от:

а) возраста; б) пола;

в) социального статуса г) типа темперамента;

д) национальности; е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

2. Какая улыбка свидетельствует об искренней радости:

а) расслабленная улыбка; б) смущенная улыбка; в) усмешка.

3. Укажите правильный ответ. «Кривая улыбка» (когда опущены уголки

рта) свойственна людям:

а) сентиментальным; б) скрывающим собственные намерения;

в) прикрывающимся веселостью при стремлении к отрицанию;

г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4. Взгляд партнера в процессе делового общения сверху вниз указывает

на:

а) неуверенность; б) превосходство и гордость; в) скрытое наблюдение.

5. В процессе делового общения взгляд партнера прямой, лицо полностью

обращено к собеседнику. Это:

а) презрение; б) интерес к собеседнику и его признание;

в) проявление подчеркнутого неуважения.

6. Рука, поданная для рукопожатия вертикально, означает:

а) превосходство; б) партнерское отношение; в) стремление к подчинению.

7. Жест закрытости проявляется обычно в позиции:

а) руки, скрещенные на груди; б) руки на бедрах;

в) рука, поддерживающая подбородок.

16

8. Укажите правильный ответ. Признак открытости — это:

а) расстегнутый пиджак; б) скрещенные ноги;

в) открытые ладони рук, развернутые навстречу собеседнику;

г) неполная посадка на стуле; д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

9. Критическая оценка со стороны собеседника обычно проявляется в же-

сте:

а) руки, скрещенные на груди;

б) указательный палец вытянут вдоль щеки, а остальные располагаются под

подбородком;

в) прикрытие рта ладонью.

10. Неполная посадка на стуле, при которой туловище наклонено вперед,

руки опираются на колени, а ноги — на пол, так что одна нога выступает

чуть-чуть вперед, оставляя другую позади, характеризует позу:

а) открытости; б) готовности; в) защиты.

11. Оттягивание плеч назад при поднятом подбородке характеризует со-

стояние партнера по общению как:

а) боязливого; б) уверенного; в) покорного.

12. Укажите правильный ответ. Сутулая спина означает:

а) смирение, покорность; б) страх;

в) сомнение; г) переоценку;

д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

13. Укажите правильный ответ. При удивлении:

а) брови подняты; б) глаза широко открыты;

в) рот приоткрыт; г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

14. Если голова собеседника слегка наклонена вбок, он открыто улы-

бается, удобно сидит на стуле, иногда глаза прикрывает на мгновения с

одновременным чуть-чуть заметным кивком головы, то это означает:

а) вовлеченность в проблему; б) доверительность и согласие;

в) смущение и неуверенность.

15. Определяющим фактором расстояния между общающимися явля-

ются:

17

а) культурные различия; б) социально-возрастные различия;

в) половые различия.

Ответы

1)е: 2)а; 3)в; 4)б;5)б; 6)б; 7)а; 8)а, в; 9)б; 10)б; 11)б; 12)а; 13)г; 14)б; 15)б

18



В раздел образования