Авторы: Воронина Валентина Александровна, Ческидова Татьяна Федоровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБОУ Школа №57
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Проект
Тема: "Мы память бережно храним"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 57» городского округа Самара
«Мы память бережно храним»
информационно-познавательный проект
Составили воспитатели:
Воронина В.А.
Ческидова Т.Ф.
2020г.
Я не напрасно беспокоюсь,
Что вдруг забудется война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!
Воронов Ю. П.
Великая Победа!
Без памяти о Великой Отечественной войне, немыслимы: ни
достоинство России, ни гуманитаризация российского образования, ни
гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная
война - это духовный подвиг наших дедов, бабушек, отцов и матерей,
многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без
которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает
воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания
элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в
будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения
к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан
Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить…
воспитание патриотов России, граждан правового демократического,
социального государства, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и
религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу
расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной
значимости всенародного праздника дня Победы. Евдокимова Е. С.,
Коломийченко Л. В., Парамонова Л. А. и др. в доступных для детского
возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем,
что война - это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно
учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою
Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории,
ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
Перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит
задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости
за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы с
использованием современных мультимедийных технологий. Одним из
наиболее эффективных методов патриотического воспитания
является проектная деятельность, позволяющая создать естественную
ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители
воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: долгосрочный (январь- май)
Актуальность проекта:
В мае 2020 года исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в
Великой Отечественной войне. Важную задачу, которую ставит
современное общество в воспитании подрастающего поколения - это
воспитание патриотических и интернациональных чувств, любовь к Родине.
Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства
любви к Родине. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой
родины нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и
уверенности в себе.
Великая Отечественная война – одно из важнейших событий в жизни
России. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших
родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских
солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин,
стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?
Проблема:
Время всё дальше и дальше отодвигает события Великой Отечественной
войны, и все меньше и меньше, к сожалению, остается ветеранов.
Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется
совсем. Важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о великом,
героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте
хранить ростки памяти о прадедах и их мужестве.
Знакомя детей с подвигом советского народа в годы Великой
Отечественной войны, следует обратить их внимание на трудностях,
которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощь,
которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского
ига.
Осенью 2019 учебного года мы с детьми провели опрос по выявлению
знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал
что, дети и их родители имеют совсем небольшой запас знаний о
хронологии Великой Отечественной Войны и её героях.
Цель:
Создать условия для познавательной активности в совместной
деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по
воспитанию в детях и их родителях уважения к памяти предков –
участников Великой Отечественной войны с использованием проектной
технологии.
Задачи:
Дать детям начальное представление о том, что народ помнит и чтит
память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в честь
героев которой слагают стихи и песни, воздвигают памятники;
Вызывать у детей эмоциональный отклик на героические интонации
произведений художественной литературы, изобразительного
искусства, музыки;
Дать детям представления о празднике День Победы, объяснить
почему он так называется и кого поздравляют в этот день;
Воспитывать патриотические чувства к героическим событиям
прошлых лет, уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям
родного города, вынесшим на своих плечах тяготы войны.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта, актуальность
выбранной темы;
- Анализ и подбор материала из опыта работы;
- Постановка и определение целей и задач проекта;
- Сбор методической литературы;
- Составление плана работы по реализации проекта;
- Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на военную тематику,
художественных произведений, стихотворений, музыкальных произведений,
иллюстраций;
- Создание презентации «Этот славный День Победы», «Города Герои»;
- Оформление тематических папок для детей и рекомендаций для родителей
на данную тему;
- Подготовка бесед: «Родина-мать зовет», «Наша Родина -Россия», «Дети
войны», «День победы";
- Оформление патриотического уголка в группе «75-летие ПОБЕДЫ.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и
приёмов по расширению знаний дошкольников о ВОВ
Знакомство с художественной литературой;
Выставки рисунков;
Беседы с детьми на данную тему;
Просмотр презентаций;
Рассматривание иллюстраций о ВОВ;
Слушание музыкальных произведений о войне;
Заучивание стихов о войне.
Рекомендации родителям:
- консультации для родителей о ВОВ;
- помощь родителей в составлении рассказов об истории своей семьи в
годы ВОВ;
- Объясните ребенку значение слов и словосочетаний "подвиг", "победа",
"героический поступок", "защитник", "ветеран".
- Расскажите о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите
иллюстрации в книгах.
- Рекомендуем рассказать ребенку о том, какой праздник отмечается в
нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы".
III этап – заключительный.
Оформление результата проекта в виде альбома с фотографиями или
презентации;
Организация и участие родителей в конкурсе «Наша Слава и наша Победа»;
Возложение цветов к памятнику «Журавли».