Автор: Мангушева Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №4 г. Нижний Ломов"
Населённый пункт: Пензенская область, г. Нижний Ломов
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: урок математики в 1 классе по теме "Решение задач"
Раздел: начальное образование
Предмет
Математика
УМК
Школа России
Класс
1
Тема урока
Решение задач
Цель урока
Создание условий для совершенствования вычислительных умений и
навыков, умения решать задачи
Тип урока
Урок рефлексии
Задачи
1. Образовательные:
создавать условия для совершенствования вычислительных умений и
навыков, умения решать задач.
2. Развивающие:
организовывать работу по развитию речевой и мыслительной
активности учащихся;
помогать развивать внимание, аккуратность, создавать условия для
развития интереса к занятиям математикой.
3. Воспитательные:
создавать условия для выработки коммуникативных навыков,
умения слушать и слышать своих одноклассников, умения работать
в паре, в группе;
способствовать воспитанию трудолюбия, упорства в достижении
поставленной цели, самостоятельности и активности.
Основное
содержание
1.
Самоопределение к деятельности
2.
Актуализация знаний и осуществление первичного действия
3.
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового
знания и умения
4.
Построение плана по разрешению возникших затруднений
5.
Реализация на практике выбранного плана
6.
Обобщение выявленных затруднений
7.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверка
8.
Включение в систему знаний и умений
9.
Осуществление рефлексии
Планируемый
результат
Предметные умения
УУД
Закреплять приемы
вычислений, умение
решать задачи изученных
видов
Личностные: самоопределение к
деятельности, осуществление самоконтроля
при выполнении заданий
,
умение оценивать
свою работу,
осознание ценности
полученных знаний, установка на
формирование семейных ценностей у детей,
формирование потребности в занятиях
математикой,
Регулятивные: развитие умения определять
и формулировать учебные задачи урока с
помощью учителя; планировать свои
действия в соответствии с поставленной
задачей; вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его
оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: умение находить ответы
на вопросы, возникающие в процессе работы;
делать выводы в результате совместной
работы класса и учителя.
Коммуникативные: выполнение принятых
правил речевого поведения, участие в
диалоге с учителем и одноклассниками,
умение слушать, делать выводы
Технологии,
применяемые на
уроке:
Технология сотрудничества
Игровые технологии
Технология критического мышления
Технология проблемного обучения
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Формы работы
Парная, индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование
Интерактивный комплекс, материалы презентации, раздаточный материал,
учебник «Математика» для 1 класса, тетради.
Место
проведения
Кабинет с интерактивным комплексом
Ход урока
Самоопределение к деятельности
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
А сейчас вы улыбнитесь,
Хорошим настроением со всеми поделитесь.
-Молодцы. Садитесь.
Актуализация знаний. Постановка учебных задач.
-Ребята, расположите числа в порядке возрастания, разгадайте слово, которое поможет нам
определить тему урока.
-Проверим. Тема. Решение задач.
- Молодцы.
Значит, сегодня мы продолжим учиться решать… (задачи) и выполнять… (сложение и
вычитание чисел в пределах 10)
-Ребята, а вы любите играть? Поиграем в игру «Да-нет-ка».
- Да- хлопаем в ладоши, нет – руки вверх
Игра «Да-нет-ка»
-В задаче есть только вопрос и ответ (нет: условие, вопрос, решение, ответ)
-«Увеличить на», значит прибавить (да)
-«Уменьшить на», значит вычесть (да)
-«На 3 больше» – это столько же, но без 3 (нет, столько же да еще 2)
-«На 2 меньше» – это столько же без двух (да)
-Как вы думаете, для чего мы вспоминали эти правила? Где они могут пригодиться? (при решении
задач, при вычислениях).
- Молодцы.
Чистописание
- Откройте тетради, проверьте, правильно ли записано число.
Сегодня 25 января.
Классная работа.
-Обратите внимание на плакат – напоминалку. О чем он напоминает? (как правильно сидеть при
письме)
- Сядьте правильно.
Фикультминутка. Проведем разминку пальчиков.
Дети выполняют вместе с учителем упражнения: «скалка», «игра на пианино», «пугливые
пальчики».
-Я задумала число, попробуйте его разгадать и догадаться, какую цифру будем писать на минутке
чистописания. Слушаем внимательно. Не торопитесь отвечать, подумайте.
-Это число – однозначное, для его записи понадобилась 1 клетка и 1 цифра, оно нечетное, если его
увеличить на 3, то получится 10, если уменьшить на 2 = 5, соседи этого числа 6 и 8).
-Вот образец правильного написания ц.7.
-Отсчитайте 2 клетки вниз. Запишите ц. 7 через 1 клеточку целую строчку. Пишите правильно,
аккуратно и красиво!
-Оцените свою работу, сравнив с образцом. Обведите зеленой ручкой 1-2 цифры, которые написаны
правильно и аккуратно.
-Подумайте, для чего мы выполняли разминку пальчиков, чистописание? (чтобы писать аккуратно,
правильно, красиво). Постарайтесь на уроке писать правильно и аккуратно.
-Вспомним состав ч. 7. (фронтально) Где может пригодиться знание состава чисел? (при
вычислениях, решении задач).
-Перед вами стихотворение. Вы сможете его прочитать, разгадав ребус.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...
-Какое слово зашифровано в ребусе? (семья)
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
(Семья)
-А что обозначает это слово? (Работа со словарем/словарь Ожегова/ Семья - группа родственников,
живущих вместе.)
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается (сколько ?) семь человек,
Семь «Я»!
-Почему без семьи трудно прожить и взрослым и детям? (ответы детей)
Действительно, семья очень важна для человека.
Здесь мы черпаем свои силы, ведь в семье нас
всегда постараются понять, поддержать, помочь. В семье нас учат добру, воспитывают. Говорят,
счастлив тот, кто счастлив дома, в семье. И, конечно, каждый хочет, чтобы его семья была
счастливой.
-А хотите узнать секреты семейного счастья?
-Предлагаю в ходе урока не только продолжить учиться решать задачи и выполнять вычисления, но
и постараться узнать секреты счастливой семьи. А поможет нам в этом семья дяди Федора.
-Посмотрите внимательно фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», где Дядя Федор пишет
письмо родителям, отправляясь с котом Матроскиным в деревню.
-Почему мальчик поссорился с родителями и сбежал из дома?
-Как вы думаете, почему в семье Дяди Федора произошла такая ссора с мамой? (ответы детей)
-Мама и сын не смогли друг с другом договориться, между ними не было согласия, взаимного
понимания, т.е. взаимопонимания, а это для семьи очень важно.
Итак, первый секрет счастливой семьи – это взаимопонимание.
Ребята, как вы поняли, что такое взаимопонимание? А только ли в семье важно уметь договариваться
и постараться понять друг друга?
-Правильно ли поступил мальчик, уехав из дома в деревню без разрешения родителей? Почему так
поступать нельзя? Как бы вы поступили на его месте?
-Вспомните, что написал дядя Федор в письме (Я вас очень … люблю). Как вы думаете, а родители
любят мальчика? (конечно, поэтому эта история закончилась благополучно)
Итак, второй секрет счастливой семьи – это любовь и уважение друг к другу. А что значит
любить и уважать друг друга? (ответы детей)
- Теперь у них есть прекрасный дом в Простоквашино, где летом они часто бывают вместе.
Предлагаю отправиться к ним в гости.
Путешествие в гости к семье в Простоквашино
Физкульминутка (ходьба на месте) Пройдемся пешком и заодно проведем зарядку для ума.
-Мы идем в деревню Простоквашино. Сколько нас? (31 + 1 = 32). Навстречу нам идет почтальон
Печкин. Сколько всего человек идет в деревню Простоквашино? (32, почтальон Печкин идет в
обратном направлении).
Мы попали на станцию «Задачкино», где нас ожидает паровозик из Ромашкино.
-Паровозик: «Ехать пора! Ведь мы опоздаем!»
-Мы бы рады, но вагоны закрыты, для того, чтобы сесть в вагоны, надо решить задачу.
Работа с учебником. Стр. 13 №1 (1)
-Прочитайте задачу. Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос.
Что известно в задаче?
Что надо узнать?
Поработаем в парах. Подберите верное условие к вопросу задачи.
Проверка. Если согласны, похлопайте в ладоши. Почему не подходит условие ….
- Объясните, что значит «на 2 вагончика меньше»?
Самостоятельная работа.
Запишите решение и ответ задачи. Проверка решения.
-Часть пути мы проехали. Внимание! Впереди поломка рельсов. Чтобы восстановить движение, надо
разгадать шифровку и решить задачу.
Стр. 13 №1 (2)
-Прочитайте задачу. Кто догадался, как дополнить условие ?
-Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос.
-Что известно в задаче?
- Что надо узнать?
-Запишем условие задачи в виде схемы, обозначив вагончики квадратиками.
- Как вы понимаете «сколько всего стало»? (
Решение – самостоятельно. Проверка.
-Мы добрались до деревни Простоквашино. Дальше путь лежит через густой «Лес чисел».
Физкультминутка ( шаги на месте под музыку)
Без сомненья, вы устали.
остановитесь, потянитесь,
Вправо-влево повернитесь!
Головою повертите!
Друг на друга посмотрите!
Чтобы не заблудиться, необходимо выбрать нужную тропинку. Для этого выполним
Стр. 13 №3 (1) Работа в группах
- Как назвать одним словом эти математические записи?
-Нужно найти значения выражений. Разгадать правило, по которому составлены эти выражения.
- Стр. 13 №3 (4) Самостоятельная работа с самопроверкой. Проверка.
-Вы все справились с заданиями. Эти тропинки привели нас в Простоквашино.
Мы у дяди Федора в доме.
-Рассмотрите внимательно картину, которая висит на стене. Может быть, кто-то догадался, какой 3
секрет семейного счастья? (взаимопомощь). Поможем Дяде Федору приготовить пельмешки.
-Физкульминутка «Пельмешки»
-А как вы помогаете своим родителям дома?
-А любите ли вы вместе всей семьей отдыхать? Как вы думаете, а совместный отдых важен для
семьи? Конечно, он сближает и объединяет семью. Наш 4 секрет… (совместный отдых)
Итоги
-Чему мы сегодня учились? Удалось ли нам справиться?
Продолжи предложение
Дома я расскажу родителям о секретах семейного счастья. Это ….
-Где пригодятся полученные на уроке знания ?
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке:
Ура! Мне всё понятно
Есть моменты, над которыми мне надо поработать!
Были неудачи, но я все преодолею!
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Любите и берегите свои семьи!