Системный подход в обучении и воспитании через урочную и внеурочную деятельность по истории.
Автор: Меркулова Светлана Леонидовна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 48" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Системный подход в обучении и воспитании через урочную и внеурочную деятельность по истории. Раздел: среднее образование
Меркулова С.Л., учитель истории высшей категории МБУ «Гимназия № 48» г.о.
Тольятти
Merkulova90@yandex
Системный подход в обучении и воспитании через урочную и внеурочную
деятельность по истории.
Проблемы духовного развития личности относятся к числу тех, разработка которых
в настоящее время настоятельно требует методологии системного, комплексного подхода.
Важнейшую
роль
при
этом
играет
признание
значимости
духовных
ценностей
и
необходимости воспитания духовных начал в человеке.
Предлагается
апробированная
образовательная
модель
воспитывающего
и
развивающего обучения, основанная на традиционных ценностях российской культуры,
историческом прошлом. Настоящая модель обучения и воспитания через уроки истории и
внеурочную
деятельность
в
рамках
программы
«Русская
старина.
К
истокам
Руси»
направлена на реализацию задачи воспитания таких качеств личности, которые могли бы
обеспечить ее полноценную духовно – практическую жизнедеятельность в непростых
современных условиях.
В
образовательной
деятельности
(урочной
и
внеурочной)
уделяется
большое
внимание культурологическому аспекту: в содержании уроков – внимание к вопросам
культуры, персонификация обучения; повышение общекультурной информированности
путём введения спецкурсов; включение сведений по истории, культуре родного края.
Освоение
культурного
наследия
раскрывается
в
системе
учебных
программ.
Спецкурсы,
кружки,
творческие
объединения
дополняют
и
углубляют
содержание
основных обществоведческих дисциплин, способствуют погружению подростка в мир
национальных русских ценностей.
Внеурочная
деятельность
по
предмету
осуществляется
учителем
совместно
с
преподавателями высших учебных заведений (ТГУ, ПВГУС, СГА, ТФ МИР, РГГУ, ВУИТ):
- Историко – филологическая школа – предназначена для оказания практической
помощи учащимся 9-11 классов в глубоком усвоении и понимании сложных событий
военно-политической истории России в контексте с важнейшими военными событиями
мировой истории и современностью. Занятия направлены на ориентацию допризывной
молодёжи
на
военную
профессию,
понимание
объективных
причин
возрастающей
востребованности
государством
военных
профессионалов
для
решения
внешних
и
внутренних задач.
- Спецкурсы довузовской подготовки «История России с древнейших времен до
наших дней» - знакомят школьников с историческими событиями, культурой разных эпох,
с выдающимися людьми, т. е. помогают ребятам совершать увлекательное путешествие в
своеобразный мир древнерусской культуры, узнать далекое прошлое своего народа, а
значит лучше понять его настоящее.
Спецкурсы: «Русская душа», «Светочи России», «Святыни России»;
Факультативы: «Культурология», «Риторика», «Русская этнография»;
Кружки: «История права России», «История военного права»;
-
Научное общество юного историка и историческая секция Олимпиадной
школы – на занятиях данных секций углубляются знания учащихся по истории, идет
работа
по
исследованию
отдельных
исторических
проблем,
имеется
возможность
презентировать свои микроисследования, проекты на конференциях, интеллектуальных
конкурсах и выступить на олимпиадах разного уровня.
-
Творческая мастерская по социальному проектированию – в рамках данной
мастерской осуществляется разработка социальных проектов. Для этого используются
разнообразные
формы
деятельности:
археологические
экспедиции,
интервью
с
респондентами, изучение архивных документов и др. Организуется педагогическая среда,
включающая
внешкольную
и
локальную
образовательную
среду
для
установления
гуманитарных связей с научным и культурным потенциалом города, культурного диалога,
разработку культурологических проектов:
ТГУ
–
исторический
марафон,
Конгресс
молодых
исследователей
Шаг
в
будущее»;
ПВГУС – «Татищевские чтения», олимпиады по истории, обществознанию;
Краеведчекий
музей
г.
Тольятти,
г.
Самары
–
участие
гимназистов
в
Алабинских чтениях, в Татищевских чтениях, в конкурсах «Семейный архив»;
Православная гимназия г. Тольятти – участие в Покровских, Рождественских
и Пасхальных образовательных чтениях «Свет Христов просвещает всех!»;
Городской архив – поисковая работа по краеведению;
Библиотеки – исследования в области права, истории, культуры;
Содержание образования определяется наукой, народностью, вводится поисковая
и краеведческая работа, этнографический, исторический и правовой материал. Освоение
культурного наследия раскрывается в системе учебных программ. Спецкурсы, Основы
проектной деятельности, творческие объединения дополняют и углубляют содержание
основных обществоведческих дисциплин, способствуют погружению подростка в мир
национальных русских ценностей.
1.
Формы внеклассной работы разнообразны:
Литературно
–
исторические
спектакли,
композиции
«В
стране
былин
и
витязей»;
Праздники: «Русская старина», «Преданья старины глубокой», «Масленица у
ворот», «Живые, пойте о нас», Рождественские чудеса, Творческий серпантин;
Русские народные игры; посиделки;
Фотоконкурс «Родные просторы»;
Проводы русской зимы;
Конкурс «Когда о них потомки говорят» (номинации - эссе, поэтика, фото из
семейной хроники, из семейного архива, художник);
Неделя истории «Чтобы помнили»;
Выставка – экспозиция «Колокол памяти, который не умолкает»;
2.
Формы внешкольной деятельности:
Международные форумы (российско – японский);
Участие в международных проектах «Легенды мира, «Живая связь»;
Используются нетрадиционные технологии, методы и приемы урока:
Технологии проблемного, личностно – ориентированного обучения, уроки в форме
соревнований и игр (исторические почемучки «Строительство новой Европы»;
Уроки, основанные на имитации деятельности (суд над фашизмом);
Уроки, имитирующие общественно – культурные мероприятия (заочная экскурсия в
прошлое, путешествие по историческим местам России, Ярмарка прошлого);
Уроки, основанные на жанрах (интервью, репортаж, пресс – диалог);
Уроки, на основе нетрадиционной организации материала (урок Милосердия);
Уроки с имитацией публичных форм общения (пресс – конференция, диалог глав
правительств сверх – держав);
Уроки с использованием фантазии (Путешествие в страну Добра);
Защита проектов разной направленности (Город Гардарики, Русская изба, Семейная
хроника и др.)
С целью воссоздания и связи в единое целое представлений о той или иной эпохе,
событиях на уроке используются ролевые ситуации: «Поиск соединительных звеньев»,
Диалог исторических деятелей. Параллельно с культурой устной дискуссии формируется
культура
письменных
сочинений.
Типы
заданий
разнообразны:
автобиография
политического
деятеля,
отзыв
посла,
воспоминания
деятеля
культуры XIX
века,
воображаемое политическое завещание. Рассмотрение любой ветви культуры (духовной,
социальной, политической) в курсе обществознания способствует осознанию того, что
толерантность – одна из основ общения между людьми во всех сферах общественной
жизни.
Важное
место
занимают
видеофильмы
по
культуре,
истории,
праву.
Взаимодействие между культурами существовало всегда. Поэтому центральное место на
уроках обществоведческого цикла отводится культуре в человеческой жизни, отстаиванию
позиции, что культура есть образ хорошего общественного устройства.
Для формирования практических навыков научно-исследовательской деятельности
учащихся
действует научное
общество
историков ,
на
занятиях
которых
подростки
познают
этапы
научного
мышления,
учатся
составлять
план,
тезисы,
работают
над
рефератом как одним из видов исследовательской деятельности, отрабатывают методику
публичного выступления. Итогом работы являются конференции, такие как «Русская
культура и словесность», «Научный поиск», «Научный ринг – новое поколение», «От
стереотипов
войны
к
идеалам
мира
через
культуру».
На
Конгрессе
молодых
исследователей
«Шаг
в
будущее»
обучающиеся
представляют
работы
по
истории
и
краеведению, основу которых составляют исследования архивных документов, отзывы и
воспоминания политических и культурных деятелей родного края.
Эффективной
формой
работы
является проектное
обучение .
Практическим
результатом стала разработка долгосрочных проектов: исторический вестник «Эпоха за
эпохой»
и
«Путешествие
юного
гражданина»,
«Музей
культуры»,
«Клуб
молодых
лидеров», Альманах «Судьба человека в Российской истории», Поэтический сборник
«Размышления
о
Руси
и
русской
душе»
и
краткосрочные:
«Кодекс
гимназиста»,
«Декларация прав человека», видеопроект «Мифы и легенды мира», «Страна Добра»,
«Культуры мира», «Школьная республика».
Интересна и другая форма проектной деятельности – «Путешествие гимназистов
по выставочному пространству «Возможность быть другим». Такое путешествие было
организовано
на
уроках
Основ
жизненного
самоопределения
при
обсуждении
темы
«Нормально – Странно: обычаи разных народов».
Творческая
мастерская
«Русь»
развивает
практические
навыки
работы
с
историческими и культурными источниками, архивными документами, краеведческим
материалом,
разработкой
положений
конкурсов,
сценариев,
праздников,
авторских
программ.
Особую
значимость
в
формировании
гражданско
–
патриотических
качеств
личности приобрели: Ассамблея гимназических наук, Предметная неделя по истории
«Ритмы родной земли», День народного единства, День Конституции, День славянской
письменности и культуры, День Героя.
Показателем
качества
педагогов
по
данной
системе
является
прежде
всего
формирование у школьников устойчивого интереса к творчеству в пространстве русской
культуры.
Участие
обучающихся
в
международных
проектах
«Легенды
мира»,
«Полет
Икара»,
«Мы
за
мир»
создают
ту
мульткультурную
среду,
которая
способствует
формированию толерантных качеств, высокой нравственности, диалогу культур.
Таким образом, творческий подход в обучении и воспитании подростка, системный
подход в обучении и воспитании через урочную и внеурочную деятельность способствует
утверждению культурной принадлежности уже с раннего детства, расширению круга
участвующих
в
культурной
жизни
гимназии,
международному
культурному
сотрудничеству.
Обновление технологии образовательного процесса – принцип, положенный в
основу гуманистического подхода к учащимся. Существует единственная технология,
позволяющая в полную меру осуществлять его – дифференциация как внутренняя,
так
и
внешняя.
Принцип
индивидуализации
обучения,
провозглашающий
необходимость учитывать при обучении и воспитании специфические особенности
каждого индивидуума, с древнейших времен у всех народов не вызывал сомнений и
возражений.