Автор: Христофорова Татьяна Александровна
Должность: инструктор физо
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Колосок"
Населённый пункт: с.Ермолаево,Куюргазинский район,Республика Башкортостан
Наименование материала: доклад
Тема: Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма
ребенка и его полноценное физическое развитие является неотъемлемой
частью педагогической работы в дошкольных учреждениях.
За последние года состояние здоровых детей прогрессивно ухудшается.
Дети в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигательным
аппаратом. Они или малоподвижны, или, наоборот, сверхактивны. Дети
отмечаются неустойчивой психикой и неразвитым процессом само
регуляции. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития ,
как следствие слабый мышечный аппарат.
Новые подходы к содержанию физических занятий способствует уровню
повышения здоровья современных дошкольников. Поэтому я применяю в
своей работе новые подходы к физическим занятиям. Это решение я увидела
в организации фитбол - гимнастики в детском саду. Использование фитболов
позволяют решать многие оздоровительные задачи, такие как:
1.
Формирование навыка правильной осанки;
2.
Увеличение амплитуды движений в суставах и позвоночнике;
3.
Укрепление крупных и мелких мышечных групп туловища и
конечностей;
4.
Расширение функциональных возможностей сердечно - сосудистых
систем;
5.
Повышение активности сенсорных систем;
6.
Тренировка вестибулярного аппарата;
7.
Нормализация психоэмоционального состояния.
Наряду с оздоровительными задачами занятия фитбол - гимнастикой
решают следующие образовательные задачи:
1.
Обучение двигательным действиям с мячом;
2.
Воспитание физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости,
выносливости);
3.
Совершенствование координационных способностей и равновесия.
Целенаправленное воздействие педагога на личность ребенка в
процессе занятий фитбол-гимнастикой, обеспечивают осуществление
следующих разносторонних воспитательных задач:
1.
Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями;
2.
Воспитание целенаправленной двигательной активности;
3.
Развитие творческих способностей, грациозности и выразительности
движений.
Все эти задачи помогают мне четко и грамотно их сформировать на
этапе планирования занятий элементами фитбол-гимнастикой,
правильно определить эффективные средства и методы решения
каждой из задач.
Гимнастические упражнения с фитболами дифференцированы на
общеразвивающие, динамические и музыкально-ритмичные.
Программа занятий на таких мячах уникальна по своему
воздействию на организм занимающихся. Главная цель упражнений
укрепление опорно - двигательного аппарата, создания мышечного
корсета, улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных
условий для развития интеллектуальной и эмоционально – волевой
сферы ребенка. При выполнении физических упражнений на мячах
одновременно включается двигательный вестибулярный, зрительный
и тактильный анализаторы, что в геометрической программе усиливает
положительный эффект от занятия.
Занятия на фитболах я начинаю проводить с 5-6 лет. На первом
занятии предоставляю возможность познакомиться с новым
оборудованием. Для этого предоставляю возможность детям
самостоятельно поиграть с мячом. При этом выбираю мячи большого
диаметра, чтобы ребенок не мог залезть на него и упасть. На
следующем занятии учу детей, садиться и удерживаться на мяче. Это
желательно делать отдельно с каждым ребенком, страхуя его сбоку
или сзади. При посадке на мяч угол между голенью и бедром
составлять 90 градусов.
Эффективность зависит от правильного подбора методов и приемов
обучения. Применяю показ, когда детей знакомлю с новыми
движениями, которые демонстрируются несколько раз. Прием
подражания действиям, которые демонстрируются несколько раз.
Прием подражания действиям животных или явлениям природы и
общественной жизни очень помогает при обучении детей физическим
упражнениям. Зрительные ориентиры помогают детям уточнить
направления движений. Звуковые ориентиры применяю для освоения
ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как
сигнал для начала и окончания действия, для этого рационального
подъема.
Индивидуальную помощь использую при обучении физическим
упражнениям для уточнения посадки на фитболе, для создания
правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха.
С целью закрепления двигательных навыков упражнения на
фитболах провожу в игровой и соревновательной форме. В результате
возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что
усиливает воздействие упражнений на организм, способствует
проявлению максимальных функциональных возможностей и
психических сил.
Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных
задач и выбор средств, могут иметь различную направленность:
1. Для укрепления мышц рук и плечевого пояса, брюшного пресса;
2. Для укрепления мышц спины и таза, мышц ног и свода стопы;
3 .Для увеличения гибкости и подвижности суставов;
4. Для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
5. Для развития ловкости и координации движений;
6. Для развития пластики и музыкальности;
7. Для расслабленности и релаксации как средства профилактики
различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних
органов).
Восторг у детей вызывают подвижные игры высокой интенсивности
сюжетного и бессюжетного характера с разнообразным двигательным
содержанием: прыжками на фитболах, бегом, ходьбой и другими
перемещениями с мячом и без него. Основное предназначение
подвижных игр малой интенсивности с фитболами – восстановление
пульса и дыхания ребенка после физической нагрузки. В их
содержание включается малоподвижные двигательные действия,
связанные с удержанием равновесия или определенной позы в разных
исходных положениях (сидя, лежа на мяче, с мячом в руках и др.),
неактивные перемещения с мячом, игровые упражнения на дыхание и
расслабление.
Принципиальное значение на занятиях имеет музыкальное
сопровождение, которое стимулирует интерес детей к содержанию
обучения, улучшает их эмоциональное состояние, способствует
повышению работоспособности, а также более быстрому и точному
овладению двигательными действиями. Под влиянием впечатлений,
вызванных музыкой, раскрываются даже инертные, замкнутые дети.
Это естественное стремление к движению под музыку следует
поддерживать и использовать в системе занятий с фитболами.