Автор: Шутова Наталья Леонидовна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБОУ "Хапчерангинская ООШ"
Населённый пункт: село Хапчеранга
Наименование материала: статья
Тема: "Методическое сопровождение профессионального саморазвития педагога как одно из условий реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Методическое сопровождение профессионального саморазвития
педагога как одно из условий реализации образовательного процесса в
соответствии с ФГОС ДОУ
ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к кадровым
условиям реализации основной образовательной программы дошкольного
образования. Выдвигаются требования к уровню квалификации педагогов,
непрерывности их профессионального развития, и качеству
профессиональной деятельности. Педагог должен быть профессионально
компетентен, т.е владеть профессионально значимыми установками,
личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными
умениями и навыками.
МБОУ «Хапчерангинская ООШ» реализует программу дошкольного
образования. Методическая деятельность уделяет особое внимание работе
педагогов по самообразованию, которое является эффективным способом
повышения компетентности педагогов. Планирование тем самообразования
осуществляется с учётом потребностей школы и индивидуальных
возможностей педагогов. Членами МО разработаны индивидуальные
образовательные маршруты повышения профессиональной компетентности,
с помощью которого педагоги осуществляют работу по самообразованию.
При разработке маршрутов использовались исследования А.А. Майера о
модели профессиональной компетентности педагога дошкольного
образования, в которой заложены этапы профессиональной подготовки
педагога. Это последовательность формирования мотивационной,
теоретической, технологической и результативной готовности педагога к
работе.
В каждом виде профессиональной готовности мы выделили
компетентности, которыми должен владеть современный педагог, и
содержание его деятельности в соответствии с ними.
Компоненты
Содержание деятельности
профессиональной
готовности
Мотивационная
готовность
-Компетентность в
области мотивации учебной
деятельности
Осознание потребности в
самообразовании по данной теме
Теоретическая
готовность
-Компетентность в
области постановки целей и
задач педагогической
деятельности;
-Компетентность в
области обеспечения
информационной основы
деятельности
Получение педагогических знаний;
Умение проектировать и планировать
педагогический процесс;
Применение навыков целеполагания
(изучение литературы, посещение
методических заседаний, семинаров)
Технологическая
готовность
-Компетентность в
области разработки
программы деятельности и
принятия педагогических
решений;
-Компетентность в
области организации учебной
деятельности
Реализация знаний педагога в
практической деятельности; Творческое
осуществление педагогического процесса;
Приобретение навыков эффективного
общения; Репрезентация опыта
деятельности; Создание развивающей
среды ( организация кружковой работы,
оформление в группе центров и т.д
Результативная
готовность
-Компетентность в
области личностных качеств
Определение продуктивности и
результативности профессиональной
деятельности; владение технологиями
исследования, педагогического
мониторинга, воспитания и обучения
детей
Результатами работы по самообразованию и повышению
компетентности педагогов стали: повышение уровня развития
компетентности; умение проводить самоконтроль и самоанализ;
представление педагогического опыта в педагогических конференциях и
конкурсах методических разработок.
Анализ работы по самообразованию педагогов показывает
эффективность использования индивидуального образовательного маршрута
повышения профессиональной компетентности. Самообразование, и как
следствие, профессиональная деятельность педагога помогают значительно
повысить качество воспитательно-образовательного процесса и
результативность педагогической деятельности в целом