Автор: Городнянская Татьяна Тихоновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №20"
Населённый пункт: г. Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Общественная мысль и литература Руси в XV-XVI веках
Раздел: среднее образование
Общественная мысль и литература
Руси XV-XVI веков.
Начало XV века на Руси ознаменовано тем, что в связи с предпосылками
образования централизованного государства стали происходить глобальные
изменения, затронувшие все сферы общественной жизни, в том числе и
общественную мысль. Главным оплотом общественной мысли в те времена
была религия, а сама православная церковь занимала в жизни людей важное
место. Однако в XV веке народные волнения пошатнули неприкосновенность
церкви и религиозных догм: на Руси стали появляться ереси. Ереси – это
отклонения от закрепленных церковью норм. Еретики различались по своим
принципам: некоторые лишь позволяли себе определенные вольные мысли
по отношению к церковным законам, другие же полностью отрекались от
церквей, не признавали монашество.
В конце XV – начале XVI веков на Руси появляется новое еретическое
течение – ересь жидовствующих. Начало свое она берет в Новгороде, куда ее
занес киевский ученый еврейского происхождения Схария Жидовин,
который
менял
догмы
православия
на
иудейские.
Самые
значимые
положения ереси жидовствующих были основаны на отрицании учения о
божественности Иисуса Христа и Святой Троицы, а также на подвергании
сомнению почитание икон, монашества и традиций.
Ересь получила активное распространение, из Новгорода переместилась
в Москву, под ее влияние попадали даже приближенные к царю люди.
Популярность ереси обусловлена тем, как себя подавали жидовствующие:
они не выставляли напоказ свои взгляды, а, наоборот, старательно их
маскировали, вели себя крайне осторожно. Под видом строгих ревнителей
устоявшихся церковных законов они понемногу склоняли народ на свою
сторону, все больше и больше расширяя зону своей власти.
Конечно же, подобное отклонение от православных догм не могло
остаться незамеченным: владыка Новгорода Геннадий смог добиться огласки
деятельности жидовствующих и 1490 был созван собор, на котором было
принято решение предать еретиков позору на глазах общественности и
отправить в ссылку. Известным борцом против ереси был Иосиф Волоцкий –
ярый религиозный деятель, основатель собственного монастыря в Волоцкой
области.
Ересь жидовствующих стала одним их тех толчков, что направили Русь
на путь культурного просвещения. Она обратила взор народа на проблемы,
связанные с церковью. Споры представителей канонического православия и
жидовствующих непременно заставляли обе стороны задуматься над
вопросом недостатка книг на Руси, потому как ссылались они, как правило,
на Библию, но Библии в полном варианте на Руси не было. Помимо этого,
резко заявила о себе проблема недостаточной образованности людей:
Геннадий замечал, что священниками становятся безграмотные люди,
поэтому прямо говорил о необходимости образовательных учреждений.
Церковь понимала, что решение подобных проблем откладывать нельзя,
поэтому в 1503 году был созван собор, на котором освятили все то, что
служило
поводом
для
возникновения
ересей.
На
этом
же
соборе
присутствовали Нил Сорский и Иосиф Волоцкий – два православных
деятеля, породившие два главных противостоящих друг другу течения
русской общественной мысли XV – середины XVI веков – нестяжательство и
иосифлянство.
Слово «нестяжальство» - производное от «нестяжание» - это один из
трех обетов, которые даются при пострижении в монахи. Давая обет,
будущий монах клянется отречься от всего вещественного во имя Бога,
который станет для монаха самым главным богатством.
Идеология нестяжательства была направлена на искоренение алчности,
она призывала монастыри отказываться от имущества, которым те владели, и
становиться духовным оплотом для человечества. По мнению нестяжателей,
дух человека чист и свободен, нужно лишь позволить ему раскрыться,
отказавшись от излишних материальных благ и встав на путь аскетизма и
бескорыстия. Нестяжатели не призывали людей становиться отшельниками,
1
главная мысль их движения заключалась в том, что «внутренняя», духовная
жизнь человека важнее «внешней».
Нил Сорский был главнейшим идеологом нестяжательства. Он родился
в 1433 году, принадлежал боярскому роду, а в монахи постригся в Кирилло-
Белозерском монастыре, при котором впоследствии занимался переписью
книг, поскольку знал грамоту (сохранились даже его личные сочинения).
А.М. Правдин пишет: «Он был великий постник, удалялся от всех мирских
знакомств и старался во всем подражать древним святым отцам и
пустынножителям».
1
Сорский был человеком крайне смиренным и кротким,
он взывал к милосердию по отношению к еретикам, когда против них
ополчился весь канонично православный народ.
Иосиф Волоцкий, основатель движения иосифлянства, также, как и
Сорский, имел боярские корни. Спустя около двадцати лет после принятия
монашества,
он
основал
свой
собственный
монастырь.
Иосиф
был
человеком, которого можно назвать крайне ригористично-аскетичным.
Однако эти черты проявлялись у него лишь внешне, а на деле монах
периодически позволял себе довольно пренебрежительно относиться к
христианским догмам, к примеру, для достижения целей он считал
приемлемым использование техники запугиваний на подчиненных. Кроме
того, Волоцкий не раз был подвержен критике из-за своих желаний
приблизиться к государству, своими жесткими правилами превратив церковь
в своего рода государственный институт. С этим желанием непосредственно
связаны планы Иосифа создать монастырские села, где будут проживать
монахи.
В целом, противостояние нестяжателей и иосифлян, по большей части,
связано именно с вопросом «каноничны ли монастырские села», который
активно обсуждался на церковном соборе 1503 года. Иосиф Волоцкий
защищал монастырские вотчины, тогда как Нил Сорский высказывался резко
1 6. Правдин А. М. Преподобный Нил Сорский и устав его скитской жизни. Журнал Христианское чтение,
1877, № 1-2. С. 117.
2
против существования общин такого типа, аргументируя это тем, что
праведные монахи должны искать себе пропитание своими руками, а не
находиться на содержании у монастырских земель, кроме того он активно
проповедовал
скитский
образ
жизни
(если
рассматривать
скит
как
монастырь, то его можно определить как келью, расположенную вдали от
всего мирского).
Убеждение Сорского в том, что при монастырях не должно быть
поселков, связано с тем, что концепция нестяжательства предполагает
использование лишь собственного труда. Естественно, подобные принципы
идут
вразрез
с
общинным
строем
поселков,
где
все
строится
на
коллективизме и объединении сил.
Говоря о различиях идеологий Сорского и Волоцкого, исследователи
неизменно отмечают, что первый стремился следовать обычаям древних
отцов, а второму были ближе исконно русские религиозные традиции. Нил
желал достичь «возрождения русского монашества путем возвращения к
писаниям «греческих отцов» первых столетий».
2
Однако, нужно отметить,
что цель у противоборствующих сторон была одна, несмотря на то, что
средства применяли они применяли разные. Так, Волоцкий считал, что
монашество предполагает личное нестяжательство в полной его мере, как
становится известно из его послания: «…не подобает в киновии живущему
постнику своя стяжаниа вещнаа имети».
3
Киновию – монашескую общину, в
которой монастырь выдает монахам все необходимые для жизни вещи, а
последним, в свою очередь, запрещается иметь личное имущество – Иосиф
решил ввести сразу после основания монастыря.
Говоря про Иосифо-Волоколамский монастырь, стоит также указать,
что, несмотря на то, каким жестким человеком был его основатель,
монастырь все же являлся ярким примером жертвенности и сострадания: к
2 3. Лилиенфельд Ф. О литературном жанре сочинений Нила Сорского. ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 97.
3 5. Послания Иосифа Волоцкого. Изд. Зимин А. А., Лурье Я. С. М.; Л., 1959. С. 308.
3
примеру, в голодные времена, когда людям требовалось пропитание, монахи
пожертвовали нуждающимся всю свою провизию и деньги.
Нестяжательство и иосифлянство как две религиозные идеологии XV-
XVI веков представляли собой также два характерных течения общественной
мысли: служение государству и социальной среде или же поиск себя, новых
путей к духовности и к Богу в целом.
Наряду с религиозными волнениями, в связи с активным процессом
централизации государства, на Руси появляется идеологическое течение –
«Москва – третий Рим». Эта теорию «завезли» на Русь сами греки, довольно
часто обращавшиеся к русским царям за материальной помощью после
падения Константинополя. Они распространяли мысль о том, что Москва –
наследница павшей великой империи, желая сохранить мирные отношения с
Русью. По словам Лихачева, смысл этой теории состоял в следующем: «… в
мире существует только одно христианское богоизбранное государство,
которое не может пасть до скончания века – Вечный Рим… Первый Рим пал,
… потеряв чистоту христианской религии; второй Рим – Византия – … был
завоеван турками. Отсюда родилась мысль, что Вечный Рим живет в каком-
то новом государстве, оставшемся верным православию». Этим новым
государством стали считать Москву, а правившего в те годы Василия III –
великим исключительным императором.
Развитие этой теории дал монах Филофей, приверженец идеологии
иосифлянства, довольно много времени уделявший теме связи государства и
религии, в частности, он был убежден, что царская власть идет от Бога, а в
Василии III видел истинного римского императора.
Теория
«Москва
–
Третий
Рим»
всколыхнула
национальное
самосознание народа. Избавившись от татаро-монгольского ига и успешно
охраняя границы, Русь смогла сохранить за собой еще и православную веру,
что, конечно же, позволило ей подняться в глазах людей крайне высоко.
4
Литература
XV век – время расцвета древнерусской литературы. В ту эпоху
начинают возникать новые жанры, начинают чаще встречаться переводчики,
занимающиеся, в основном, средневековыми романами. В первую очередь,
говоря о литературе XV века, нужно затронуть область летописей.
Для летописей того времени характерна относительная историческая
точность. Идеология государства, конечно же, оказывала значительное
давление на летописцев, однако, если сравнивать их с более ранними
образцами, то, определенно, можно увидеть заметный прогресс.
Одними из самых ярких примеров можно назвать великокняжеский
Московский летописный свод, составленный в 1479 году, и Ярмолинскую
летопись, в которой описывались деяния Дмитрия Шемяки и Василия
Темного.
Важное место в истории древнерусской литературы занимает Русский
Хронограф – объемный труд, в котором были переданы все главные
исторические события от начала времен вплоть до первого издания, то есть
до 1453 года. Этот удивительный летописный памятник переписывался в
течение нескольких столетий. В него входила знаменитая «Повесть о
Царьграде», повествующая о падении Византийской империи.
Помимо летописей в те времена были крайне популярны жития святых.
К ярчайшим образцам данного жанра относится «Повесть о Петре
Ордынском», наполненная фольклорными мотивами и написанная на основе
рассказов, услышанных автором в жизни.
Активное распространение также получил жанр хождений. Самым
известным произведением, написанным в этом жанре, является «Хождение за
три моря», автором которого был купец Афанасий Никитин, отправившийся
в торговые путешествия в Индию в конце XV века.
5
XVI
век связан с процессом жесткой централизации, все отрасли
общественной жизни были подчинены
государству,
в том числе
и
литература. Утвержденная царем официальная идеология порождает новый
тип летописей – единая русская великокняжеская летопись, которую
впоследствии назовут «царской». Были созданы «Великие Четьи Минеи» -
грандиозный, состоящий из двенадцати томов, сборник всех когда-либо
существовавших церковных текстов. Над его созданием трудился Макарий –
будущий митрополит всея Руси.
Другим знаменитым литературным памятником того времени был
«Домострой» - сборник сочинений, определявший устрой домашнего быта.
В
связи
со
множеством
вопросов,
возникающих
на
почве
идеологических конфликтов, в XVI веке огромную роль начинает играть
публицистический жанр. До наших дней дошли сочинения митрополита
Даниила, Ивана Пересветова. Кроме того, особое место занимает переписка
Ивана Грозного с Андреем Курбским.
Огромное влияние на развитие литературы оказали разнообразные
еретические движения, которыми была наполнена Русь. Сохранилось
множество трактатов и посланий, в которых в том или ином ключе
обсуждались ереси. В первую очередь, вклад в эту область внесли
представители двух идеологических движений – Нил Сорский и Иосиф
Волоцкий. Они оба негативно относились к еретическим движениям и в
своих сочинениях обличали отступников от православного канона.
Общественная мысль, в XV-XVI веках пережила бурное противостояние
двух
религиозных
идеологических
течений
-
иосифлянства
и
нестяжательство. Огромное влияние как на эти две идеологии, так и на
общественную мысль в целом, оказало возникновение на Руси ересей, среди
6
которых
самое
большое
число
последователей
получила
ересь
жидовствующих. И, конечно же, в XV-XVI веках получила распространение
теория, согласно которой Москва является новым, третьим Римом. Данная
теория значительно повлияла на народ, взрастив в людях национальную
гордость.
Литература обзавелась множеством жанров, особенно выделить стоит
публицистику, которая развивалась столь активно благодаря подъему
общественной мысли.
7
Список использованной литературы
1.
Брюсова В. Г. Андрей Рублев. М. 1995.
2.
Ключевский В. О. Исторические портреты. М. 1990.
3.
Лилиенфельд Ф. О литературном жанре сочинений Нила Сорского.
ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18.
4.
Лихачев Д. С. Национальное самопознание Древней Руси. Издательство
Академии Наук СССР; М; Л; 1940.
5.
Послания Иосифа Волоцкого. Изд. Зимин А. А., Лурье Я. С. М.; Л., 1959.
6.
Правдин А. М. Преподобный Нил Сорский и устав его скитской жизни.
Журнал Христианское чтение, 1877, № 1-2.
7.
Рапацкая Л. А. История художественной культуры России. Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений. Издательский центр Академия. М.
2008.
8.
Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. Новосибирск. 1991.
9.
Флорентийский П. А. Иконостас. Богословские труды. М., 1995.
8