Напоминание

"Эрудит"


Автор: Попова Василиса Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ТМКОУ "Хатангская средняя школа-интернат"
Населённый пункт: с. Хатанга, Красноярский край
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Эрудит"
Раздел: среднее образование





Назад





ТМК ОУ «Хатангская средняя школа-интернат»

«Утверждаю»

«Согласовано»

Рассмотрено

Директор ТМК ОУ «Хатангская

средняя школа-интернат»

Зам.директора по

ВР

на заседании МО

___________ Васильева Е.В.

__________

Ушакова О.В.

Протокол № __ от ________

«__» ___________ 2015 г.

«__» _____________

2015 г.

«__» ____________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

развивающего клуба «Эрудит»

для 5-х, 6-х и 7-х классов

на 2015 – 2016 учебный год

Педагог-психолог

Попова Василиса Юрьевна

с.п. Хатанга

2015 г.


Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность также является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Рабочая программа, составленная в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся и рассчитана на один год обучения. Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Занятия проводятся модульными блоками, которые учащиеся могут выбирать на каждую четверть. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, технические, что играет немаловажную роль в развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Цель и задачи клуба

Цель:
создание условий для полноценного интеллектуального, физического, эстетического, социального и гражданского развития учащихся второй ступени образования, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Задачи:
1. Обучающие: - Развитие познавательного интереса; включение учащихся в разностороннюю деятельность. - Приобретение определенных знаний, умений по видам деятельности, предусмотренных данной программой - Развитие мотиваций к следующим видам деятельности: интеллектуальной, творческой, гражданской, социальной - Освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач. 2. Воспитательные: - Формирование навыков позитивного коммуникативного общения; - Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем; - Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. - Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни; - Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению. 3. Развивающие: - Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности. - Развитие личности школьника, его творческих способностей. - Формирование потребности в самопознании. 4. Организационные: - Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. - Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, спортивной школой, школой искусств, библиотеками, семьями учащихся.
- Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе. - Организация информационной поддержки учащихся. - Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. Результаты обучения учащихся могут быть отслежены через участие детей в общешкольных, районных мероприятиях; участие обучающихся, в конкурсах различного уровня, в школьной научно-исследовательской конференции. Для
оценки эффективности занятий
можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении заданий; - поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; - результаты выполнения заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли - ученики с ними самостоятельно. Психологическое сопровождение в группах, которые входят в развивающий клуб «Эрудит» проходит в виде коррекционно-развивающей деятельности по развитию познавательных способностей и улучшению коммуникативных навыков. Основной целью психолого-педагогической коррекции у школьников является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психологических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность. Данная программа разделена на 16 тематических разделов и рассчитана на 68 часов.
Возрастная категория
Занятия в развивающем клубе «Эрудит» проводятся с учащимися 5-х, 6-х, 7-х классов. Классы перемешаны и разделены на 3 разновозрастные группы.
Ожидаемые результаты
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования и реализации следующих личностных результатов: становление основ гражданской российской
идентичности, уважения к своей семье и окружающим людям, к своему Отечеству, развитие морально-этических ка- честв, целостное восприятие окружающего мира; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяю - щемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации; принятие социальной роли «ученика». Осознание личностного смысла учения и интереса к обучению в школе; развитие самостоятельности и личной ответ- ственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция, освоение норм общения и коммуникативных взаимодействий, умение находить выходы из спорных ситуаций, умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднений.
Учебно-тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Знакомство

1

2

Я и мы

2

3

Мы и наши близкие

3

4

Настроение

6

5

Наши недостатки и наши достоинства

8

6

Я – это интересно

4

7

Stop-опасность

3

8

Конфликты и компромиссы

6

9

Внешность и характер

8

10

Что такое стресс?

2

11

Смекалка

4

12

В мире профессий

6

13

Общение

7

14

Жизненные цели

4

15

Умей сказать «НЕТ!»

3

16

Подведение итогов

1

Всего

68


Календарно-тематическое планирование



занятия

Тема занятия

Дата проведения

I группа

II

группа

III группа

1

1. Знакомство.
Давайте познакомимся
2. Я и мы

2
Мой внутренний мир
3
Что такое команда?
3. Мы и наши близкие

4
У каждого есть семья
5
Расскажи о своей семье
6
Уважаем семью любого
4. Настроение

7
С чего начинается день?
8
Мой гнев
9
Характер и эмоции
10
За что себя ругать?
11
Что влияет на мое настроение
12
Как поднять себе настроение?
5. Наши недостатки и наши достоинства

13
Активное слушанье
14
Не смущение красит человека
15
Трудолюбие
16
Терпение
17
Умение любить
18
Оптимизм
19
Слушаем и слышим
20
«Горячий стул»
6. Я – это интересно

21
Кто я? Моя самооценка

22
Мои интересы
23
Мои жизненные цели
24
Как я управляю собой
7. Stop-опасность

25
Безопасность прежде всего
26
Как защитить себя
27
Экономя минутой, мы рискуем жизнью!
8. Конфликты и компромиссы

28
Что такое конфликт?
29
Что такое компромисс?
30
Как избежать конфликта
31
Причины конфликта – зрим в корень!
32
Учимся взаимопониманию
33
Находим компромисс
9. Внешность и характер

34
Внешний вид
35
«Встречают по одежке, а провожают по уму»
36
Как научиться хорошо выглядеть?
37
Связаны ли внешность и характер между собой?
38
Плохой и хороший характеры
39
Формирование своего характера
40
Как «использовать» свой характер в жизни?
41
Преимущества и недостатки моего характера
10. Что такое стресс?

42
Стресс. Откуда он? Стрессовые ситуации
43
Как справляться со стрессовым состоянием? «Аукцион идей»
11. Смекалка

44
Что такое смекалка?
45
С точки зрения…
46
Что я буду делать, если…
47
«Кораблекрушение»
12. В мире профессий


48
Несколько дорог
49
Ошибки при выборе профессии
50
Попробуй себя…
51
Правила при выборе профессии
52
Помощь команды
53
Кем же я хочу быть?
13. Общение

54
Как мы общаемся?
55
Наш словарный запас. Слова-паразиты
56
Общительный ли я?
57
Построение беседы
58
Хорошие и плохие манеры при общении
59
Общение со сверстниками
60
Общение со взрослыми
14. Жизненные цели

61
К чему душа лежит
62
Цели и задачи
63
Планируем наши действия
64
Главная цель – добиться цели в жизни!
15. Умей сказать «НЕТ!»

65
Всегда ли стоит говорить «ДА»?
66
Хитрецы и ловушки вокруг
67
Чтобы не попасть впросак…
68

16. Подведение итогов. Чему мы научились?

Итого: 68 часов


Литература:
1. Л. Смирнова «Учимся говорить, чтобы дети слушали, учимся слушать, чтобы дети говорили…» 2. Е. Камаровская «Помогите, у ребенка стресс!» 3. О. Н. Рудякова «Психокоррекционная работа с подростками» 4. Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова «Конфликтные дети» 5. «111 баек для детских психологов». Елена Николаева 6. Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова, 7. В. А Родионов. «Я и все-все-все». 8. Прощицкая Е.Н. «Выбирайте профессию» 9. Мир профессий. – М. 1985 - 1987 10.Е.В. Языканова «Учись учиться». Развивающие занятия для младших школьников. -М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.: ил. – ( Библиотечка «Первое сентября», серия «Начальная школа». Вып. 4) 11.Н. Виллис «Логические игры и головоломки».-М.:ЭКСМО, 2003.-320с.


В раздел образования