Автор: Попова Василиса Юрьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ТМКОУ "Хатангская средняя школа-интернат" Населённый пункт: с. Хатанга, Красноярский край Наименование материала: рабочая программа Тема: "Эрудит" Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
учебно-воспитательного
процесса
и
одной
из
форм
организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как
деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном
досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность также является
составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В
настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной
деятельности.
Настоящая
программа
создает
условия
для
социального,
культурного
и
профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной
культур. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка
умений
управлять
процессами
творчества:
фантазированием,
пониманием
закономерностей,
решением
сложных
проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого
мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной
деятельности.
Рабочая программа, составленная в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта общего образования, представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся и рассчитана
на один год обучения. Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых
детей, повышение социального статуса творческой личности.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой
можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая
обеспечит воспитание свободной личности.
Занятия проводятся модульными блоками, которые учащиеся могут выбирать на каждую четверть. На занятиях
руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные,
технические, что играет немаловажную роль в развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою
деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цель и задачи клуба
Цель:
создание
условий
для
полноценного
интеллектуального,
физического,
эстетического,
социального
и
гражданского развития учащихся второй ступени образования, их успешной адаптации в образовательной и социальной
среде.
Задачи:
1. Обучающие:
- Развитие познавательного интереса; включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Приобретение определенных знаний, умений по видам деятельности, предусмотренных данной программой
-
Развитие
мотиваций
к
следующим
видам
деятельности:
интеллектуальной,
творческой,
гражданской,
социальной
- Освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины
мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.
2. Воспитательные:
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в
решении общих проблем;
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в
достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни;
- Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и
окружающим, интереса к учению.
3. Развивающие:
- Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности.
- Развитие личности школьника, его творческих способностей.
- Формирование потребности в самопознании.
4. Организационные:
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного
уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными
организациями, спортивной школой, школой искусств, библиотеками, семьями учащихся.
- Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
- Организация информационной поддержки учащихся.
- Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей
формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На
каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей
формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в
выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
Результаты обучения учащихся могут быть отслежены через
участие детей в общешкольных, районных мероприятиях; участие обучающихся, в конкурсах различного уровня, в
школьной научно-исследовательской конференции.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты;
- результаты выполнения заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли
- ученики с ними самостоятельно.
Психологическое
сопровождение
в
группах,
которые
входят
в
развивающий
клуб
«Эрудит»
проходит
в
виде
коррекционно-развивающей деятельности по развитию познавательных способностей и улучшению коммуникативных
навыков.
Основной целью психолого-педагогической коррекции у школьников является оптимизация их интеллектуальной
деятельности
за
счет
стимуляции
их
психологических
процессов
и
формирования
позитивной
мотивации
на
познавательную деятельность.
Данная программа разделена на 16 тематических разделов и рассчитана на 68 часов.
Возрастная категория
Занятия в развивающем клубе «Эрудит» проводятся с учащимися 5-х, 6-х, 7-х классов. Классы перемешаны и разделены
на 3 разновозрастные группы.
Ожидаемые результаты
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования и
реализации следующих личностных результатов: становление основ гражданской российской
идентичности, уважения к своей семье и окружающим людям, к своему Отечеству, развитие морально-этических ка-
честв, целостное восприятие окружающего мира; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяю -
щемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации; принятие социальной роли «ученика».
Осознание личностного смысла учения и интереса к обучению в школе; развитие самостоятельности и личной ответ-
ственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция,
освоение норм общения и коммуникативных взаимодействий, умение находить выходы из спорных ситуаций, умение
выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение,
анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднений.
Учебно-тематическое планирование
№п/п
Наименование раздела
Кол-во часов
1
Знакомство
1
2
Я и мы
2
3
Мы и наши близкие
3
4
Настроение
6
5
Наши недостатки и наши достоинства
8
6
Я – это интересно
4
7
Stop-опасность
3
8
Конфликты и компромиссы
6
9
Внешность и характер
8
10
Что такое стресс?
2
11
Смекалка
4
12
В мире профессий
6
13
Общение
7
14
Жизненные цели
4
15
Умей сказать «НЕТ!»
3
16
Подведение итогов
1
Всего
68
Календарно-тематическое планирование
№
занятия
Тема занятия
Дата проведения
I группа
II
группа
III группа
1
1. Знакомство. Давайте познакомимся
2. Я и мы
2
Мой внутренний мир
3
Что такое команда?
3. Мы и наши близкие
4
У каждого есть семья
5
Расскажи о своей семье
6
Уважаем семью любого
4. Настроение
7
С чего начинается день?
8
Мой гнев
9
Характер и эмоции
10
За что себя ругать?
11
Что влияет на мое настроение
12
Как поднять себе настроение?
5. Наши недостатки и наши достоинства
13
Активное слушанье
14
Не смущение красит человека
15
Трудолюбие
16
Терпение
17
Умение любить
18
Оптимизм
19
Слушаем и слышим
20
«Горячий стул»
6. Я – это интересно
21
Кто я? Моя самооценка
22
Мои интересы
23
Мои жизненные цели
24
Как я управляю собой
7. Stop-опасность
25
Безопасность прежде всего
26
Как защитить себя
27
Экономя минутой, мы рискуем жизнью!
8. Конфликты и компромиссы
28
Что такое конфликт?
29
Что такое компромисс?
30
Как избежать конфликта
31
Причины конфликта – зрим в корень!
32
Учимся взаимопониманию
33
Находим компромисс
9. Внешность и характер
34
Внешний вид
35
«Встречают по одежке, а провожают по уму»
36
Как научиться хорошо выглядеть?
37
Связаны ли внешность и характер между собой?
38
Плохой и хороший характеры
39
Формирование своего характера
40
Как «использовать» свой характер в жизни?
41
Преимущества и недостатки моего характера
10. Что такое стресс?
42
Стресс. Откуда он? Стрессовые ситуации
43
Как справляться со стрессовым состоянием? «Аукцион идей»
11. Смекалка
44
Что такое смекалка?
45
С точки зрения…
46
Что я буду делать, если…
47
«Кораблекрушение»
12. В мире профессий
48
Несколько дорог
49
Ошибки при выборе профессии
50
Попробуй себя…
51
Правила при выборе профессии
52
Помощь команды
53
Кем же я хочу быть?
13. Общение
54
Как мы общаемся?
55
Наш словарный запас. Слова-паразиты
56
Общительный ли я?
57
Построение беседы
58
Хорошие и плохие манеры при общении
59
Общение со сверстниками
60
Общение со взрослыми
14. Жизненные цели
61
К чему душа лежит
62
Цели и задачи
63
Планируем наши действия
64
Главная цель – добиться цели в жизни!
15. Умей сказать «НЕТ!»
65
Всегда ли стоит говорить «ДА»?
66
Хитрецы и ловушки вокруг
67
Чтобы не попасть впросак…
68
16. Подведение итогов. Чему мы научились?
Итого: 68 часов
Литература:
1.
Л. Смирнова «Учимся говорить, чтобы дети слушали, учимся слушать, чтобы дети говорили…»
2.
Е. Камаровская «Помогите, у ребенка стресс!»
3.
О. Н. Рудякова «Психокоррекционная работа с подростками»
4.
Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова «Конфликтные дети»
5.
«111 баек для детских психологов». Елена Николаева
6.
Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова,
7.
В. А Родионов. «Я и все-все-все».
8.
Прощицкая Е.Н. «Выбирайте профессию»
9.
Мир профессий. – М. 1985 - 1987
10.Е.В. Языканова «Учись учиться». Развивающие занятия для младших школьников. -М.: Чистые пруды, 2006. – 32
с.: ил. – ( Библиотечка «Первое сентября», серия «Начальная школа». Вып. 4)
11.Н. Виллис «Логические игры и головоломки».-М.:ЭКСМО, 2003.-320с.