Напоминание

Использование инновационных технологий на уроках физической культуры


Автор: Бахрунов Анатолий Валерьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: г. Мирный, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных технологий на уроках физической культуры
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальная автономная образовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа № 12

с углубленным изучением английского языка»

Использование инновационных технологий

на уроках физической культуры

автор: Бахрунов А.В.

категория: высшая

г.Мирный, 2020г.

Введение.

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной

физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные

материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только

как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических

потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и

взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и

воспитания

физическая

культура

становилась

базовым

фактором

формирования

двигательных умений и навыков.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности

человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков,

передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс

не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века.

Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное

обеспечение стали предметом специальных исследований.

Термины “инновации в образовании" и “педагогические инновации“, употребляемые как

синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической

культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей

становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки что

бы

заинтересовать

учащихся.

Именно

поэтому

тема

инноваций

в

педагогической

деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент.

Объект исследования: инновации в деятельности педагога физической культуры.

Предмет исследования: инновационная деятельность учителя физкультуры.

Цель

исследования:

раскрыть

содержание

инновационной

деятельности

в

физкультурном образовании.

Задачи исследования:

1) проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия «инновационная

деятельность» в образовании;

2) охарактеризовать инновационную деятельность физической культуры.

Методы исследования. В исследовании применялись анализ и обобщение данных

специальной литературы, методы сравнения.

Глава 1. Инновационная деятельность в педагогике.

1.1. Понятие инновационной деятельности в педагогике.

Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в

педагогический обиход.

Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но

отличающихся своими «оттенками»:

процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;

акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;

новая идея, метод или устройство;

успешное использование новых идей;

изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;

творческая идея, которая была осуществлена;

нововведение,

преобразование

в

экономической,

технической,

социальной,

педагогической и других областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.

Синонимами

понятия

«инновация»

являются

слова

«новшество»,

«открытие»,

«изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны

с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению

специалистов, если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным

признаком инновации является воплощение её на практике.

Главное отличие слова «инновация» от других понятий в том, что она позволяет создать

дополнительную ценность, связана со внедрением. В рамках этого подхода инновация не

является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.

Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в

процессах,

«продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная

деятельность).

Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с

технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в

педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует

многообразие подходов к этой теме.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как

внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение

новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).

Инновации

связаны

с

духовными

потребностями

человека,

социальными

и

политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.

Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве

жизни, новом качестве образования.

К

инновационным

процессам

относятся

все

связанные

с

передовым

опытом,

многочисленные

организационные

преобразования

в

сфере

народного

образования,

достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс,

занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к.

его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых

свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки

инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую

пользу и повышать целенаправленность..

1.2. Влияние инновационной деятельности на работу педагога.

Инновационная деятельность является фактором развития творчества педагогов. В

квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных

категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической

деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих

совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Формой квалификационных испытаний все чаще становится защита творческих работ и

авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и

повышает

его

квалификацию.

Педагоги

с

большим

опытом

практической

работы

систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку

результатов.

Не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым

знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению,

самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности

осознания

себя

творческой

личностью,

осознания

причастности

к

важному

профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в

том числе благоприятная инновационная обстановка, включившая в себя:

создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в

востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и

практической помощи им;

формирование

кадрового

научного

потенциала,

способного

обеспечить

сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;

создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении

инновационной деятельностью на всех уровнях;

формирование служб обеспечения, основной задачей которой является формирование

социального

заказа

на

инновации,

обеспечение

экспертной

оценки

значимости

и

перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов инновационной

деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов,

муниципальных управленческих структур;

создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях,

отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности,

проведение научно-практических конференций и т.д.;

создание опорных образовательных учреждений, муниципальных органов управления

образованием, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития;

создание

временных

научно-исследовательских

коллективов

в

рамках

образовательного учреждения, муниципальной системы образования;

обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента

содержания образования и его методического сопровождения;

создание

атмосферы

общественной

значимости

инновационных

процессов,

обеспечение информированности детей и родителей о происходящих изменениях в сфере

образования.

Выделение в качестве основного звена развития инновационной деятельности работ с

кадрами также способствует развитию творчества.

1.3. Развитие инновационной деятельности.

Одно из

необходимых условий

реализации

принципа

развития инновационной

деятельности - комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:

материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов,

надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора

проекта;

моральная

поддержка:

общественное

признание

проблем,

заявленных

в

инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к

важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания

результатов инновационной деятельности;

профессиональная

поддержка:

индивидуально

ориентированная

помощь,

возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-

деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на

квалификационные категории.

Одним из важных направлений работы по управлению инновационными процессами

являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в

разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем

необходимо выделить главные и наметить пути их решения.

Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее

обеспечению:

создания

информационно-обеспечивающих

структур

в

управлении,

расширения

издательской

деятельности

по

результатам

инновационных

процессов,

организации

информационных

выпусков

и

информационно-методических

банков,

проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ

повышения квалификации кадров.

Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по

“молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается экспертно-

консультативной помощью при проектировании (особая проработка приоритетов в виде

тактических и стратегических достижений, контрольно-диагностических процедур, их

проявления,

использования

различных

форм

рассмотрения

проекта

-

защита,

индивидуальное собеседование, презентация и т. д.).

Несовпадение

мнений

участников

проекта

сокращается

после

коллективных

обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными

подходами,

концептуально-теоретическими

и

практико-методическими

новинками,

стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.

Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических

коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по

изменению

мышления,

выработке

нового

видения

и

позиции

в

ходе

повышения

квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-

группа, коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует

включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного требования к

руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей квалификационной

категории с разработкой соответствующих квалификационных испытаний при аттестации.

Вывод к главе 1.

Инновационная

педагогическая

деятельность

представляет

собой

сложный

динамический процесс, центральной фигурой которой является учитель.

В научных исследованиях существуют разные подходу к инновационному процессу и

его производным.

Формирование инновационной готовности учителя предусматривает:

- сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций;

- проблематизацию и конфликтизацию педагогической действительности;

- критическое отношение к педагогическим нормативам;

- рефлексию и построение системы смыслов;

- открытость среде и профессиональным новшествам;

- творчески преобразующее отношение к миру;

- стремление к самореализации.

Глава 2.

2.1. Инновации в системе оценки учащихся.

Сегодня в физической культуре предлагается в основном преподаватели предлагают

введение

нового

принципа

оценки

деятельности

учеников.

Для

теоретических

и

технологических инновационных преобразований в физическом воспитании значительную

роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга

анализу были подвержены следующие показатели:

уровень знаний, умений и навыков;

отношение к здоровью и физической культуре личности.

Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для

достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках

физической культуры используется рейтинговая (балловая) система оценивания. Ее

сущность сводится к следующему: учение за определенный период (за месяц, за семестр,

учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее

той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет

играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к ученикам

требования. На основании разработанных критериев ученики сами могут объективно

оценивать свои достижения. Научить учеников самооценке и взаимооценке – важное условие

их подготовки. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по

дисциплине

избрана

посещаемость

занятий,

ориентированных,

прежде

всего

на

индивидуальные темпы развития двигательных способностей, а не на выполнение

усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и

полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в

спортивной жизни.

2.2. Инновации на уроках физической культуры.

Специфика

предмета

позволяет

использовать

многообразие

форм

организации

деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и

успешно реализуется на протяжении 5 лет здоровьесберегающая программа «Учись быть

здоровым». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном

процессе, так и во внеурочной деятельности.

На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный результат и

доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при

комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее

результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод

регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.

На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой и общей физической

подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого

организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного

увеличения

нагрузки

происходит

процесс

приспособляемости,

т.е.

настроя

всех

функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким

образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы

игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без

ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего

арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного»

метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений,

развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце

изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному»

выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное

развитие ученика.

На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три

метода:

1.

Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за

другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному

развитию двигательных качеств.

2.

Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых

по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой

выносливости.

3.

Интенсивно-интервальный

используется

с

ростом

уровня

физической

подготовленности.

Совместно с учениками разработан комплекс общей физической подготовки способом

круговой тренировки. У учеников появился живой интерес к систематическим занятиям

физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине,

сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на

перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой,

группами, они стали жить в соревновательном движении.

На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки,

но и навыки организатора. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор

спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный

бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений

для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются

те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие,

добросовестность,

настойчивость,

самостоятельность,

изобретательность.

Также

развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость,

выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей

трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.

На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного

перехода

от

коллективно-распределительных

форм

учебной

деятельности

к

ее

индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к

саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио,

адаптированная к преподаваемой дисциплине.

Заключение.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности

человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации

возникают

в

результате

научных

исследований,

анализа

и

обобщения

передового

педагогического опыта.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную

проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления

фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство

современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют

аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это

мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению,

использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий,

методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и

соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение

системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и

изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы

педагогики:

-проблема изучения педагогического опыта;

-проблема доведение до практики.

Результатом

инновационных

процессов

в

образовании

является

использование

новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке

теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового

в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и

воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем;

разработку

новых

технологий

управления

школой,

ее

развитие;

школу

как

экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую

образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания,

которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и

другие компоненты системы образования.

Инновации в системе физического воспитания учащихся является функциональной

необходимостью педагогов образовательных учреждений.

Список использованной литературы.

1.

Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиC, 1988. - 208 с.

2.

Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000, с. 43-65

3.

Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С.

Лазарев // Сельская школа. - 2003. - № 1.

4.

Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле

жизни // Матер. междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки».

СПб.: НИИФК, 1994

5.

Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. -

Минск: Современное слово. - 2005.

6.

Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.

7.

Тюнников

Ю.С.

Анализ

инновационной

деятельности

общеобразовательного

учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. -

2004. -№ 5.

8.

Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни

в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.

15



В раздел образования