Автор: Бахрунов Анатолий Валерьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: г. Мирный, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных технологий на уроках физической культуры
Раздел: полное образование
Муниципальная автономная образовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа № 12
с углубленным изучением английского языка»
Использование инновационных технологий
на уроках физической культуры
автор: Бахрунов А.В.
категория: высшая
г.Мирный, 2020г.
Введение.
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной
физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные
материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только
как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.
Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических
потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и
взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и
воспитания
физическая
культура
становилась
базовым
фактором
формирования
двигательных умений и навыков.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности
человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков,
передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс
не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века.
Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное
обеспечение стали предметом специальных исследований.
Термины “инновации в образовании" и “педагогические инновации“, употребляемые как
синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической
культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей
становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки что
бы
заинтересовать
учащихся.
Именно
поэтому
тема
инноваций
в
педагогической
деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент.
Объект исследования: инновации в деятельности педагога физической культуры.
Предмет исследования: инновационная деятельность учителя физкультуры.
Цель
исследования:
раскрыть
содержание
инновационной
деятельности
в
физкультурном образовании.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия «инновационная
деятельность» в образовании;
2) охарактеризовать инновационную деятельность физической культуры.
Методы исследования. В исследовании применялись анализ и обобщение данных
специальной литературы, методы сравнения.
Глава 1. Инновационная деятельность в педагогике.
1.1. Понятие инновационной деятельности в педагогике.
Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в
педагогический обиход.
Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но
отличающихся своими «оттенками»:
процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;
акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;
новая идея, метод или устройство;
успешное использование новых идей;
изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;
творческая идея, которая была осуществлена;
нововведение,
преобразование
в
экономической,
технической,
социальной,
педагогической и других областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.
Синонимами
понятия
«инновация»
являются
слова
«новшество»,
«открытие»,
«изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны
с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению
специалистов, если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным
признаком инновации является воплощение её на практике.
Главное отличие слова «инновация» от других понятий в том, что она позволяет создать
дополнительную ценность, связана со внедрением. В рамках этого подхода инновация не
является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.
Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в
процессах,
«продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная
деятельность).
Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с
технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в
педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует
многообразие подходов к этой теме.
Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как
внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение
новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).
Инновации
связаны
с
духовными
потребностями
человека,
социальными
и
политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.
Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве
жизни, новом качестве образования.
К
инновационным
процессам
относятся
все
связанные
с
передовым
опытом,
многочисленные
организационные
преобразования
в
сфере
народного
образования,
достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс,
занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к.
его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых
свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки
инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую
пользу и повышать целенаправленность..
1.2. Влияние инновационной деятельности на работу педагога.
Инновационная деятельность является фактором развития творчества педагогов. В
квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных
категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической
деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих
совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Формой квалификационных испытаний все чаще становится защита творческих работ и
авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и
повышает
его
квалификацию.
Педагоги
с
большим
опытом
практической
работы
систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку
результатов.
Не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым
знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению,
самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности
осознания
себя
творческой
личностью,
осознания
причастности
к
важному
профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.
Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в
том числе благоприятная инновационная обстановка, включившая в себя:
создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в
востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и
практической помощи им;
формирование
кадрового
научного
потенциала,
способного
обеспечить
сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;
создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении
инновационной деятельностью на всех уровнях;
формирование служб обеспечения, основной задачей которой является формирование
социального
заказа
на
инновации,
обеспечение
экспертной
оценки
значимости
и
перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов инновационной
деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов,
муниципальных управленческих структур;
создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях,
отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности,
проведение научно-практических конференций и т.д.;
создание опорных образовательных учреждений, муниципальных органов управления
образованием, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития;
создание
временных
научно-исследовательских
коллективов
в
рамках
образовательного учреждения, муниципальной системы образования;
обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента
содержания образования и его методического сопровождения;
создание
атмосферы
общественной
значимости
инновационных
процессов,
обеспечение информированности детей и родителей о происходящих изменениях в сфере
образования.
Выделение в качестве основного звена развития инновационной деятельности работ с
кадрами также способствует развитию творчества.
1.3. Развитие инновационной деятельности.
Одно из
необходимых условий
реализации
принципа
развития инновационной
деятельности - комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:
материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов,
надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора
проекта;
моральная
поддержка:
общественное
признание
проблем,
заявленных
в
инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к
важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания
результатов инновационной деятельности;
профессиональная
поддержка:
индивидуально
ориентированная
помощь,
возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-
деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на
квалификационные категории.
Одним из важных направлений работы по управлению инновационными процессами
являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в
разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем
необходимо выделить главные и наметить пути их решения.
Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее
обеспечению:
создания
информационно-обеспечивающих
структур
в
управлении,
расширения
издательской
деятельности
по
результатам
инновационных
процессов,
организации
информационных
выпусков
и
информационно-методических
банков,
проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ
повышения квалификации кадров.
Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по
“молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается экспертно-
консультативной помощью при проектировании (особая проработка приоритетов в виде
тактических и стратегических достижений, контрольно-диагностических процедур, их
проявления,
использования
различных
форм
рассмотрения
проекта
-
защита,
индивидуальное собеседование, презентация и т. д.).
Несовпадение
мнений
участников
проекта
сокращается
после
коллективных
обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными
подходами,
концептуально-теоретическими
и
практико-методическими
новинками,
стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.
Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических
коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по
изменению
мышления,
выработке
нового
видения
и
позиции
в
ходе
повышения
квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-
группа, коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует
включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного требования к
руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей квалификационной
категории с разработкой соответствующих квалификационных испытаний при аттестации.
Вывод к главе 1.
Инновационная
педагогическая
деятельность
представляет
собой
сложный
динамический процесс, центральной фигурой которой является учитель.
В научных исследованиях существуют разные подходу к инновационному процессу и
его производным.
Формирование инновационной готовности учителя предусматривает:
- сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций;
- проблематизацию и конфликтизацию педагогической действительности;
- критическое отношение к педагогическим нормативам;
- рефлексию и построение системы смыслов;
- открытость среде и профессиональным новшествам;
- творчески преобразующее отношение к миру;
- стремление к самореализации.
Глава 2.
2.1. Инновации в системе оценки учащихся.
Сегодня в физической культуре предлагается в основном преподаватели предлагают
введение
нового
принципа
оценки
деятельности
учеников.
Для
теоретических
и
технологических инновационных преобразований в физическом воспитании значительную
роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга
анализу были подвержены следующие показатели:
уровень знаний, умений и навыков;
отношение к здоровью и физической культуре личности.
Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для
достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках
физической культуры используется рейтинговая (балловая) система оценивания. Ее
сущность сводится к следующему: учение за определенный период (за месяц, за семестр,
учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее
той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет
играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к ученикам
требования. На основании разработанных критериев ученики сами могут объективно
оценивать свои достижения. Научить учеников самооценке и взаимооценке – важное условие
их подготовки. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по
дисциплине
избрана
посещаемость
занятий,
ориентированных,
прежде
всего
на
индивидуальные темпы развития двигательных способностей, а не на выполнение
усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и
полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в
спортивной жизни.
2.2. Инновации на уроках физической культуры.
Специфика
предмета
позволяет
использовать
многообразие
форм
организации
деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и
успешно реализуется на протяжении 5 лет здоровьесберегающая программа «Учись быть
здоровым». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном
процессе, так и во внеурочной деятельности.
На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный результат и
доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при
комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее
результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод
регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.
На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой и общей физической
подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого
организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного
увеличения
нагрузки
происходит
процесс
приспособляемости,
т.е.
настроя
всех
функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким
образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы
игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без
ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего
арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного»
метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений,
развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце
изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному»
выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное
развитие ученика.
На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три
метода:
1.
Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за
другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному
развитию двигательных качеств.
2.
Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых
по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой
выносливости.
3.
Интенсивно-интервальный
используется
с
ростом
уровня
физической
подготовленности.
Совместно с учениками разработан комплекс общей физической подготовки способом
круговой тренировки. У учеников появился живой интерес к систематическим занятиям
физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине,
сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на
перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой,
группами, они стали жить в соревновательном движении.
На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки,
но и навыки организатора. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор
спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный
бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений
для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются
те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие,
добросовестность,
настойчивость,
самостоятельность,
изобретательность.
Также
развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость,
выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей
трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.
На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного
перехода
от
коллективно-распределительных
форм
учебной
деятельности
к
ее
индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к
саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио,
адаптированная к преподаваемой дисциплине.
Заключение.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности
человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации
возникают
в
результате
научных
исследований,
анализа
и
обобщения
передового
педагогического опыта.
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную
проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления
фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство
современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют
аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это
мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению,
использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий,
методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и
соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение
системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и
изменение их взглядов с позиции нововведения.
В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы
педагогики:
-проблема изучения педагогического опыта;
-проблема доведение до практики.
Результатом
инновационных
процессов
в
образовании
является
использование
новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке
теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового
в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и
воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем;
разработку
новых
технологий
управления
школой,
ее
развитие;
школу
как
экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую
образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания,
которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и
другие компоненты системы образования.
Инновации в системе физического воспитания учащихся является функциональной
необходимостью педагогов образовательных учреждений.
Список использованной литературы.
1.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиC, 1988. - 208 с.
2.
Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000, с. 43-65
3.
Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С.
Лазарев // Сельская школа. - 2003. - № 1.
4.
Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле
жизни // Матер. междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки».
СПб.: НИИФК, 1994
5.
Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. -
Минск: Современное слово. - 2005.
6.
Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.
7.
Тюнников
Ю.С.
Анализ
инновационной
деятельности
общеобразовательного
учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. -
2004. -№ 5.
8.
Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни
в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.
15