Напоминание

Формирование познавательной активности старших дошкольников через создание РППС в группе


Автор: Дмитриева Ольга Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Общеразвиваюего вида № 62 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Котлас Архангельской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование познавательной активности старших дошкольников через создание РППС в группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 62 «Аленький

цветочек»

Опыт работы по теме:

«

Формирование познавательной активности старших дошкольников

через создание РППС в группе

»

Дмитриева Ольга Константиновна

Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению

предметов и явлений окружающего мира.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам

деятельности является одной из составной успешности воспитания в ДОУ.

Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить все

новое – основа формирования этого качества.

В

соответствии

с

целевыми

ориентирами

ребенок

старшего

дошкольного возраста должен:

-

овладеть

основными

культурными

способами

действий,

проявлять

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,

общении, познавательно исследовательской деятельности, конструировании

и др.…

- проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам,

интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно

придумывать объяснения явлениям природы…

Вот уже второй набор к нам приходят дети с низкой познавательной

активностью:

дети

не

интересуются

познавательной

литературой,

энциклопедиями, играми, им не нравится, когда мы читаем познавательную

литературу. Современных детей больше привлекают гаджеты.

А ведь познавательная активность необходима ребенку для обучения в

школе.

И поэтому я решила более углубленно работать именно по этой теме.

Цель: формировать познавательную активность старших дошкольников через

создание РППС в группе.

Задачи:

1.

Формировать умение детей понимать причинно-следственные связи,

делать выводы и умозаключения.

2.

Формировать любознательность, умение задавать вопросы взрослым и

сверстникам.

3.

Формировать интерес к живой и неживой природе.

4.

Формировать познавательную активность в игровой деятельности.

Для решения первой задачи: формировать умение детей понимать

причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения, я использую

экспериментальный уголок и «зеленый огород» на подоконнике.

Игры-эксперименты – группа игр, эффективна в решении познавательных

задач.

Для развития этих игр предъявляются следующие требования:

1. Детей с экспериментами знакомят на НОД.

2. Доступность – все материалы и оборудование для экспериментов

должны быть доступны детям.

3. Конкретность – много пособий в экспериментальном уголке быть не

должно.

4. В уголке должны быть простые схемы для опытов.

Необходимо

постоянное

использование

экспериментальной

деятельности в ходе НОД. Во время экспериментальной деятельности дети

могут работать в парах, в подгруппах.

Эксперименты можно проводить и по желанию детей, например, если

дети задают интересующий их вопрос и хотят получить ответ. Например,

Почему не тонет айсберг, если он такой огромный?

И

дети

с

помощью

материалов:

вода,

морская

соль

и

лед,

экспериментируют, и делают вывод о том, что лед легче соленой воды и

поэтому айсберги не тонут.

Одной из разновидностей игры-эксперимента является огород на окне.

Эта форма интересна тем, что результат эксперимента виден не сразу, а в

течение какого-то времени, когда дети постоянно наблюдают за посадками

семян или поставленных веток в воду. Или эксперимент с луком: одна

луковица поставлена в воду, другая посажена в землю, а третья – без воды и

без земли. Дети после длительных наблюдений делают выводы, где быстрее

вырастет лук.

Этапы работы:

1.

Рассматривание /семечко для посадки, ветки дерева, черенок растения/

2.

Зарисовка рассматриваемого предмета в журнале наблюдений.

3.

Наблюдение

4.

Появившиеся изменения зарисовать в журнале наблюдений.

5.

Результат, вывод

Следующую задачу: формировать любознательность, умение задавать

вопросы взрослым и сверстникам, я реализую через «Выставку на

подоконнике». Выставка оформляется в соответствии с темой месяца или

недели.

На выставке чаще всего я размещаю:

- макеты, лепбуки, ширмы

- альбомы, энциклопедии и другую познавательную литературу

- карты, атласы

- дидактические, настольно-печатные игры и игровые задания

- раскраски

- плакаты

Требования к выставке:

1.

Удобное расположение, чтобы хорошо просматривались все пособия.

2.

Обязательно должна присутствовать ширма или лепбук.

3.

Необходимо продумывать игры и игровые задания на разные виды

деятельности.

4.

Необходимое количество пособий, книг, энциклопедий, чтобы хватало

всем желающим.

Наиболее интересные и пользующиеся большим спросом - плакаты, как

покупные, так и самодельные, с изображением представителей животного

мира по теме месяца. Размещаются плакаты на свободном месте в группе.

Дети очень любят рассматривать энциклопедии, которые я делала сама,

где собраны интересные факты и иллюстрации по всем темам, с которыми

мы знакомим детей. Стараюсь найти материал, который детям будет очень

интересен, и который дети не смогут найти в других энциклопедиях.

Третья задача моего опыта работы: формирование интереса к живой и

неживой

природе,

решается

с

помощью

макетов,

«Экологической

библиотечки», и календаря природы, размещенного в уголке природы.

У нас разработан перечень макетов для каждой возрастной группы в

соответствии с образовательной программой, по которой мы работаем. Я

делаю макеты в соответствии с темой месяца. Для повышения интереса к

игре с макетами я использую игрушки животных, коллекции и силуэты

животных красочные и заламинированные. Так же мы используем макеты,

изготовленные

самими

детьми

из

картона,

пластилина,

бросового

материала.

Например,

наиболее

интересные

макеты,

используемые

детьми

в

различных видах деятельности – это макеты с использованием игрушек-

животных, разных климатических зон. Дети обыгрывают с ними

различные ситуации, распределяют роли во время игры, знакомятся с

характерными признаками животных, лепят их, раскрашивают, глядя на

образец, а еще дети находят информацию о данных животных в

энциклопедиях.

Особое значение придаем познавательной литературе: серии книг

«Страны», «Животные», «Растения». Для повышения интереса я сама

часто обращаюсь к книгам, использую в режимных моментах. Например,

мы читаем и обсуждаем прочитанное перед обедом каждый день.

Чтобы заинтересовать детей я не только читаю, но и подбираю что-то

новое, интересное, необычное. Например, когда мы читали сказку «Кто

живет на дне океанов», я показала детям иллюстрации животных, которые

живут там, где всегда темно и куда не поступает солнечный свет. Эта

информация очень заинтересовала детей, и они стали искать информацию

сами: кто-то подготовил доклад, а когда ходили в детскую библиотеку,

увидели в энциклопедии рыбу-каплю с удовольствием рассказали мне.

По повышению познавательного интереса я работала больше года,

прежде чем увидела отклик у детей.

Календари природы.

Работа с календарем природы дает возможность знакомиться:

- с днями недели, временами года, числами

- умение обозначать погоду символами.

Чтобы повысить интерес использую самые разные задания: дети сами

утром, перед завтраком, выставляют число и день недели. После прогулки

мы отмечаем погоду в календаре с помощью значков, а также мы

отмечаем погоду с помощью картинок-символов в календаре-ширме.

Для решения задачи по формированию познавательной активности в игровой

деятельности я использую уголок занимательной математики.

В работе я использую разные виды игр. Игр, которых недостаточно –

делаю сама.

Игры разделяются по подгруппам:

- развивающие игры: «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Сложи узор» и

другие

- игры на знакомство с числом и цифрой: «Математический цветок», «Собери

грузовик», «Подбери (назови) соседей числа», «Числовое домино», «Собери

конфеты в вазу», «Математическое дерево», домино «Пчелки», «Божьи

коровки», «Яблоня и яблочки»…

- игры с геометрическими фигурами и величиной: треугольное домино,

«Собери динозавра», «Подбери форму», «Логические таблицы», «Сравни и

подбери», геометрические блоки «Головоломки.Цифры»

- игры на ориентировку на плоскости и в пространстве: «Где светит

солнышко» «Повтори узор», «Разноцветные квадраты», «Заполни таблицу по

образцу, на слух», «Направо-налево», «Что где находится»

- игры на временную ориентировку: «Времена года», «Утро, день, вечер,

ночь», «Дни недели», «Времена года. Месяцы», «Разве так бывает?», «Зима:

хорошо – плохо», «Осень: хорошо – плохо»…

- игры на развитие внимания, памяти, мышления: «Что скрывает цветок?»,

«Что перепутал художник», «Добавь предмет», «Построй дом», «Подбери

пару по смыслу», «Запомни фигуры»

Данные

игры

мы

разучиваем

на

занятиях,

а

затем

используем

в

индивидуальной работе и в самостоятельных играх детей.

Детям очень нравятся игры на развитие внимания и познавательных

способностей, которые я добавляю по теме месяца.

Например, у нас была тема «Путешествие по морю, океану»: я брала

следующие игры: «За каким камнем спряталась рыбка», «Математические

пазлы», «Выбери правильный ответ и обведи», «Картинки-половинки»,

«Теневое лото», «Выложи от большого к маленькому и наоборот»,

«Математические цепочки», «Лабиринты», «Что лишнее», «Нарисуй по

клеточкам кита, акулу, золотую рыбку», «Скопируй», «Раскраски по

цифрам»

Таким образом, создание РППС в группе, ее изменение, варьирование может

повысить у детей познавательную активность.

по результатам диагностики, у детей повысился уровень познавательной

активности.

1.

Детей, которых было очень трудно чем-либо заинтересовать, увлечь,

сейчас

начали

проявлять

познавательную

активность,

задавать

вопросы.

2.

Постоянно пользуются выставкой на подоконнике, стараются искать

ответы на вопросы в энциклопедиях, интернете.

3.

У детей стало появляться желание рассказать детям группы и взрослым

что-то новое, поделиться новой информацией.



В раздел образования