Автор: Дмитриева Ольга Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Общеразвиваюего вида № 62 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Котлас Архангельской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование познавательной активности старших дошкольников через создание РППС в группе
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 62 «Аленький
цветочек»
Опыт работы по теме:
«
Формирование познавательной активности старших дошкольников
через создание РППС в группе
»
Дмитриева Ольга Константиновна
Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению
предметов и явлений окружающего мира.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам
деятельности является одной из составной успешности воспитания в ДОУ.
Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить все
новое – основа формирования этого качества.
В
соответствии
с
целевыми
ориентирами
ребенок
старшего
дошкольного возраста должен:
-
овладеть
основными
культурными
способами
действий,
проявлять
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,
общении, познавательно исследовательской деятельности, конструировании
и др.…
- проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам,
интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы…
Вот уже второй набор к нам приходят дети с низкой познавательной
активностью:
дети
не
интересуются
познавательной
литературой,
энциклопедиями, играми, им не нравится, когда мы читаем познавательную
литературу. Современных детей больше привлекают гаджеты.
А ведь познавательная активность необходима ребенку для обучения в
школе.
И поэтому я решила более углубленно работать именно по этой теме.
Цель: формировать познавательную активность старших дошкольников через
создание РППС в группе.
Задачи:
1.
Формировать умение детей понимать причинно-следственные связи,
делать выводы и умозаключения.
2.
Формировать любознательность, умение задавать вопросы взрослым и
сверстникам.
3.
Формировать интерес к живой и неживой природе.
4.
Формировать познавательную активность в игровой деятельности.
Для решения первой задачи: формировать умение детей понимать
причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения, я использую
экспериментальный уголок и «зеленый огород» на подоконнике.
Игры-эксперименты – группа игр, эффективна в решении познавательных
задач.
Для развития этих игр предъявляются следующие требования:
1. Детей с экспериментами знакомят на НОД.
2. Доступность – все материалы и оборудование для экспериментов
должны быть доступны детям.
3. Конкретность – много пособий в экспериментальном уголке быть не
должно.
4. В уголке должны быть простые схемы для опытов.
Необходимо
постоянное
использование
экспериментальной
деятельности в ходе НОД. Во время экспериментальной деятельности дети
могут работать в парах, в подгруппах.
Эксперименты можно проводить и по желанию детей, например, если
дети задают интересующий их вопрос и хотят получить ответ. Например,
Почему не тонет айсберг, если он такой огромный?
И
дети
с
помощью
материалов:
вода,
морская
соль
и
лед,
экспериментируют, и делают вывод о том, что лед легче соленой воды и
поэтому айсберги не тонут.
Одной из разновидностей игры-эксперимента является огород на окне.
Эта форма интересна тем, что результат эксперимента виден не сразу, а в
течение какого-то времени, когда дети постоянно наблюдают за посадками
семян или поставленных веток в воду. Или эксперимент с луком: одна
луковица поставлена в воду, другая посажена в землю, а третья – без воды и
без земли. Дети после длительных наблюдений делают выводы, где быстрее
вырастет лук.
Этапы работы:
1.
Рассматривание /семечко для посадки, ветки дерева, черенок растения/
2.
Зарисовка рассматриваемого предмета в журнале наблюдений.
3.
Наблюдение
4.
Появившиеся изменения зарисовать в журнале наблюдений.
5.
Результат, вывод
Следующую задачу: формировать любознательность, умение задавать
вопросы взрослым и сверстникам, я реализую через «Выставку на
подоконнике». Выставка оформляется в соответствии с темой месяца или
недели.
На выставке чаще всего я размещаю:
- макеты, лепбуки, ширмы
- альбомы, энциклопедии и другую познавательную литературу
- карты, атласы
- дидактические, настольно-печатные игры и игровые задания
- раскраски
- плакаты
Требования к выставке:
1.
Удобное расположение, чтобы хорошо просматривались все пособия.
2.
Обязательно должна присутствовать ширма или лепбук.
3.
Необходимо продумывать игры и игровые задания на разные виды
деятельности.
4.
Необходимое количество пособий, книг, энциклопедий, чтобы хватало
всем желающим.
Наиболее интересные и пользующиеся большим спросом - плакаты, как
покупные, так и самодельные, с изображением представителей животного
мира по теме месяца. Размещаются плакаты на свободном месте в группе.
Дети очень любят рассматривать энциклопедии, которые я делала сама,
где собраны интересные факты и иллюстрации по всем темам, с которыми
мы знакомим детей. Стараюсь найти материал, который детям будет очень
интересен, и который дети не смогут найти в других энциклопедиях.
Третья задача моего опыта работы: формирование интереса к живой и
неживой
природе,
решается
с
помощью
макетов,
«Экологической
библиотечки», и календаря природы, размещенного в уголке природы.
У нас разработан перечень макетов для каждой возрастной группы в
соответствии с образовательной программой, по которой мы работаем. Я
делаю макеты в соответствии с темой месяца. Для повышения интереса к
игре с макетами я использую игрушки животных, коллекции и силуэты
животных красочные и заламинированные. Так же мы используем макеты,
изготовленные
самими
детьми
из
картона,
пластилина,
бросового
материала.
Например,
наиболее
интересные
макеты,
используемые
детьми
в
различных видах деятельности – это макеты с использованием игрушек-
животных, разных климатических зон. Дети обыгрывают с ними
различные ситуации, распределяют роли во время игры, знакомятся с
характерными признаками животных, лепят их, раскрашивают, глядя на
образец, а еще дети находят информацию о данных животных в
энциклопедиях.
Особое значение придаем познавательной литературе: серии книг
«Страны», «Животные», «Растения». Для повышения интереса я сама
часто обращаюсь к книгам, использую в режимных моментах. Например,
мы читаем и обсуждаем прочитанное перед обедом каждый день.
Чтобы заинтересовать детей я не только читаю, но и подбираю что-то
новое, интересное, необычное. Например, когда мы читали сказку «Кто
живет на дне океанов», я показала детям иллюстрации животных, которые
живут там, где всегда темно и куда не поступает солнечный свет. Эта
информация очень заинтересовала детей, и они стали искать информацию
сами: кто-то подготовил доклад, а когда ходили в детскую библиотеку,
увидели в энциклопедии рыбу-каплю с удовольствием рассказали мне.
По повышению познавательного интереса я работала больше года,
прежде чем увидела отклик у детей.
Календари природы.
Работа с календарем природы дает возможность знакомиться:
- с днями недели, временами года, числами
- умение обозначать погоду символами.
Чтобы повысить интерес использую самые разные задания: дети сами
утром, перед завтраком, выставляют число и день недели. После прогулки
мы отмечаем погоду в календаре с помощью значков, а также мы
отмечаем погоду с помощью картинок-символов в календаре-ширме.
Для решения задачи по формированию познавательной активности в игровой
деятельности я использую уголок занимательной математики.
В работе я использую разные виды игр. Игр, которых недостаточно –
делаю сама.
Игры разделяются по подгруппам:
- развивающие игры: «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Сложи узор» и
другие
- игры на знакомство с числом и цифрой: «Математический цветок», «Собери
грузовик», «Подбери (назови) соседей числа», «Числовое домино», «Собери
конфеты в вазу», «Математическое дерево», домино «Пчелки», «Божьи
коровки», «Яблоня и яблочки»…
- игры с геометрическими фигурами и величиной: треугольное домино,
«Собери динозавра», «Подбери форму», «Логические таблицы», «Сравни и
подбери», геометрические блоки «Головоломки.Цифры»
- игры на ориентировку на плоскости и в пространстве: «Где светит
солнышко» «Повтори узор», «Разноцветные квадраты», «Заполни таблицу по
образцу, на слух», «Направо-налево», «Что где находится»
- игры на временную ориентировку: «Времена года», «Утро, день, вечер,
ночь», «Дни недели», «Времена года. Месяцы», «Разве так бывает?», «Зима:
хорошо – плохо», «Осень: хорошо – плохо»…
- игры на развитие внимания, памяти, мышления: «Что скрывает цветок?»,
«Что перепутал художник», «Добавь предмет», «Построй дом», «Подбери
пару по смыслу», «Запомни фигуры»
Данные
игры
мы
разучиваем
на
занятиях,
а
затем
используем
в
индивидуальной работе и в самостоятельных играх детей.
Детям очень нравятся игры на развитие внимания и познавательных
способностей, которые я добавляю по теме месяца.
Например, у нас была тема «Путешествие по морю, океану»: я брала
следующие игры: «За каким камнем спряталась рыбка», «Математические
пазлы», «Выбери правильный ответ и обведи», «Картинки-половинки»,
«Теневое лото», «Выложи от большого к маленькому и наоборот»,
«Математические цепочки», «Лабиринты», «Что лишнее», «Нарисуй по
клеточкам кита, акулу, золотую рыбку», «Скопируй», «Раскраски по
цифрам»
Таким образом, создание РППС в группе, ее изменение, варьирование может
повысить у детей познавательную активность.
по результатам диагностики, у детей повысился уровень познавательной
активности.
1.
Детей, которых было очень трудно чем-либо заинтересовать, увлечь,
сейчас
начали
проявлять
познавательную
активность,
задавать
вопросы.
2.
Постоянно пользуются выставкой на подоконнике, стараются искать
ответы на вопросы в энциклопедиях, интернете.
3.
У детей стало появляться желание рассказать детям группы и взрослым
что-то новое, поделиться новой информацией.