Напоминание

Метод БОС-ОД в лечении плоскостопия.


Автор: Конохова Екатерина Александровна
Должность: инструктор физической культуры
Учебное заведение: ГОБУЗ "ОСДР"
Населённый пункт: МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД АПАТИТЫ
Наименование материала: Метод биологической обратной связи в лечении плоскостопия.
Тема: Метод БОС-ОД в лечении плоскостопия.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Метод биологической обратной связи в лечении плоскостопия.

Введение

Плоскостопие — одна из наиболее распространенных деформаций опорно-двигательного

аппарата, составляющая, по данным разных авторов, от 15 до 50% всей ортопедической

патологии, причем 90% от всех форм плоскостопия составляет статическое приобретенное

плоскостопие и 5% — врожденные плоские и плоско-вальгусные стопы [7, 20].

Для лечения плоскостопия применяются различные методы ортопедической коррекции и

функционального восстановления, среди которых наибольшее значение имеет лечебная

физкультура (ЛФК). Известно, что формирование сводов стопы в значительной степени

определяется функциональным состоянием мышц сгибателей и супи наторов стопы [12, 18,

20]. Поэтому для устранения плоскостопия необходимо повысить сократительную

способность этих мышц.

Традиционная методика ЛФК представляет собой комплекс специальных упражнений,

направленных на тренировку мышц - сгибателей и супинаторов стопы: упражнения на захват

и удержание предметов стопами и пальцами ног, упражнения в ходьбе и т.д. Однако эти

упражнения являются динамическими, при их выполнении мышцы совершают небольшую по

величине и продолжительности работу, недостаточную для эффективной силовой тренировки.

К тому же, занятия по коррекции плоскостопия в кабинетах ЛФК не проводятся, а в конспект

урока включаются лишь отдельные специальные упражнения. В большинстве же случаев

даются рекомендации для самостоя-тельных занятий. То есть, на практике лечение

плоскостопия сводится к применению ортопедических методов (ортопедических стелек и

обуви) на протяжении нескольких лет. Именно поэтому результаты лечения традиционными

методами не удовлетворяют специалистов и пациентов, что обусловливает актуальность

поиска новых методов функционального лечения, среди которых метод биологической

обратной связи по электромиограмме (ЭМГ-БОС) можно рассматривать как наиболее

перспективный, поскольку его высокая эффективность убедительно продемонстрирована в

многочисленных работах, посвященных коррекции двигательных нарушений при

неврологических и некоторых ортопедических заболеваниях

Принципиальной особенностью метода ЭМГ-БОС является то, что восстановление

функционального состояния мышц, ответственных за двигательный дефект, проводится под

контролем специальных аппаратов ЭМГ-БОС. Во время тренировки аппараты воспринимают

изменения биоэлектрической активности (БЭА) контролируемой мышцы и отражают их

соответствующими изменениями сигналов обратной связи (светового, звукового, графики

компьютерной игры). Все аппараты имеют градуированный усилитель ЭМГ-сигнала,

благодаря которому возможен точный подбор уровня нагрузки в соответствии с

сократительной способностью тренируемой мышцы.

Формула метода

Новизной предлагаемого метода является то, что функциональное лечение плоскостопия

проводится путем тренировки мышц супинаторов и сгибателей стопы в изометрическом

режиме под контролем аппаратов ЭМГ-БОС. Степень активации мышц устанавливается в

диапазоне от 50% до 75% амплитуды ЭМГ максимального сокращения контролируемой

мышцы и оценивается в течение всего занятия. При изменении функционального состояния

(при врабатывании и утомлении) пороговые значения изменяют так, чтобы обеспечить

максимально возможный уровень активации мышцы в течение всего занятия (от 15 до 45

мин).

Описание метода

Предлагаемый метод функционального лечения плоскостопия заключается в поэтапном

решении специальных лечебных задач, путем применения различных аппаратов ЭМГ-БОС

для тренировки патогенетически значимых мышц.

I этап — подготовительный (1-3 занятия).

обучение выполнению упражнений под контролем аппарата;

восстановление мышечного чувства.

II этап — основной (10-12 занятий).

увеличение сократительной способности и силы мышц, удерживающих своды стопы;

обучение правильной постановке стол при ходьбе. .

III этап — заключительный (5-10 занятий).

коррекция дефектов походки;

формирование правильного стереотипа ходьбы

Для проведения тренировки электроды применяемого аппарата накладывают на поверхностно

расположенные мышцы голени: (рис.6) [11; 14].

Во время занятия пациент выполняет специальное упражнение. При этом сокращение

контролируемой мышцы сопровождается возрастанием амплитуды огибающей

электромиограммы (ОЭМГ), что отражается соответствующими изменениями сигналов

обратной связи. Алгоритм срабатывания и формы сигналов обратной связи определяются

особенностями применяемого аппарата ЭМГ-БОС и выбранным режимом тренировки.

Исходное положение для выполнения специальных упражнений: сидя на стуле, ноги согнуты

в коленных суставах на 90 градусов, стопы на полу или специальной подставке.

Для тренировки сгибателей стопы электроды аппарата ЭМГ-БОС накладываются на

поверхностно расположенную внутреннюю головку икроножной мышцы (рис. 6, точка I),

выбранную в качестве индикатора, поскольку сгибатели стопы — задняя большеберцрвая

мышцы и длинный сгибатель пальцев расположены в глубоком слое, и применение

поверхностных электродов для непосредственного контроля их биоэлектрической активности

невозможно.

Для тренировки мышц применяются следующие упражнения:

Упражнение № 1: .

Сгибание ноги в голеностопном суставе при одновременном разгибании в коленном. Это

упражнение наиболее эффективно для увеличения свода стопы

Упражнение № 2:

Из исходного положения выполняется сгибание в голеностопном суставе, при этом стопа ус-

танавливается на носок и сохраняется сгибание в коленном суставе.

Для тренировки супинаторов стопы электрод аппарата ЭМГ-БОС устанавливается на

переднюю большеберцовую мышцу и выполняется упражнение

Упражнение №3:

Из исходного положения выполняется супинация стопы при одновременном сгибании

пальцев. Колено остается согнутым. Пациент приподнимает внутренний край стопы, сгибает

пальцы, опираясь на наружный край стопы.

Тренировка сгибателей и супинаторов стопы одновременно проводится при выполнении

упражнения № 4. При этом электрод аппарата ЭМГ-БОС устанавливается на внутреннюю

головку икроножной мышцы или переднюю большеберцовую мышцу

Упражнение № 4:

Из исходного положения пациент выполняет сгибание стопы с одновременной е

ѐ

супинацией

при разгибании ноги в коленном суставе (имитация захвата и удержания мяча стопами

выпрямленных ног).

Для тренировки отведения стопы электроды устанавливаются на малоберцовые мышцы и

рекомендуется упражнение

Упражнение № 5:

Из исходного положения пациент осуществляет отведение переднего отдела стопы, не

отрывая пятку от опоры.

Выбор мышц и специальных упражнений для их тренировки определяется особенностями

деформации стоп у пациента.

При функциональной недостаточности стоп и плоскостопии I - II степени в случае

отсутствия вальгусного компонента целесообразно тренировать мышцы - сгибатели стопы.

Для этой цели наиболее эффективно упражнение № 1.

При гипермобильности коленного сустава (рекурвации) целесообразно применение

упражнения № 2.

При плоско-вапьгусной деформации стопы происходит пронация стопы. Для е

ѐ

устранения

необходимо тренировать супинаторы стопы. С этой целью применяются упражнения №3и №

4.

В случае сочетания плоскостопия с «косолапой» походкой необходимо обучить пациента

отведению стопы при ходьбе. Для этого проводится тренировка малоберцовых мышц в

упражнении № 5

Для оптимального решения специальных лечебных задач возможно комбинированное

применение нескольких аппаратов ЭМГ-БОС как на одном занятии, так и в течение курса

лечения.

Особенностью предлагаемой методики является то, что в начале каждого занятия проводится

тестирование тренируемой мышцы: определение амплитуды ОЭМГ максимального

сокращения при выполнении специального упражнения с сопротивлением.

Уровень нагрузки устанавливается в соответствии с результатами тестирования и

определяется решаемой лечебной задачей.

На I этапе при обучении и выработке мышечного чувства пациент должен установить

взаимосвязь между своими ощущениями, возникающими при сокращении определенной

мышцы, и изменениями сигналов обратной связи аппарата ЭМГ-БОС, контролирующего эту

мышцу. Поэтому упражнение должно быть легким для выполнения и уровень нагрузки

устанавливается в диапазоне от 25 до 50% от максимума.

На II этапе основной задачей является повышение сократительной способности мышц,

удерживающих свод стопы. Для оптимального решения этой задачи тренировка указанных

мышц проводится в изометрическом режиме с уровнем активации в диапазоне от 50 до 75%

максимальной амплитуды ОЭМГ, определенной при тестировании, поскольку известно, что

для повышения силы и сократительной способности мышцы наиболее эффективным является

тренировка в изометрическом режиме до утомления при высоком уровне нагрузки [2].

Обязательным условием является продолжительность тренировки, которая должна составлять

не менее 15 мин для одной мышечной группы и постепенно увеличиваться в течение курса до

45 мин. Необходимо также учитывать физиологические этапы тренировки и, соответственно,

изменять параметры тренировки для наилучшей результативности занятия. Так, при

врабатывании повышается сократительная способность мышцы и установленный уровень

нагрузки оказывается недостаточным. Вследствие этого при сокращении мышцы све-товой

сигнал обратной связи выходит за верхний порог, и игра останавливается (при использовании

игрового миографического тренажера). Поэтому при превышении текущей амплитуды ОЭМГ

установленного значения верхнего порога более 3 раз за 15 сек необходимо увеличить

значения обоих порогов на 10%. В случае же наступления утомления снижается способность

мышцы к поддержанию заданной активности, и снижаются текущие значения амплитуды

ОЭМГ, что также сопровождается изменениями сигналов обратной связи. Поэтому при

выходе светового сигнала обратной связи ниже значения нижнего порога более 3 раз за 15 сек

необходимо уменьшить значение нижнего порога на 10%, оставив без изменений верхний

порог.

На III этапе проводится коррекция нарушений походки, которые достаточно часто отмечаются

у пациентов с плоскостопием. Для этой цели применяется портативный аппарат «Корректор

движений», ЭМГ-электроды которого устанавливают на симметричные мышцы,

ответственные за имеющийся дефект. В случае коррекции «косолапой» походки — на

малоберцовые мышцы (рис. 6, точка III).

Уровень активации мышц устанавливается в диапазоне от 25 до 50% амплитуды

максимального сокращения, поскольку для формирования физиологического стереотипа

ходьбы необходимо добиться координации сокращения и расслабления мышц с фазами шага.

Во время занятия пациент выполняет «шаржированную» походку: при выносе ноги вперед

(переднем шаге) осуществляет разгибание стопы с активным отведением переднего отдела

(гиперкоррекция). При этом сокращение малоберцовых мышц вызывает звуковой сигнал

обратной связи, од-новременно гаснет световой сигнал. Сохраняя достигнутый уровень

сокращения мышц, пациент удерживает звуковой сигнал в течение 5 сек, после чего,

расслабляя малоберцовые мышцы (звук исчезает), ставит стопу на опору, сохраняя отведение

стопы в положении гиперкоррекции

Показания к применению метода

Данный метод показан к применению для функциональной коррекции плоскостопия и плоско-

вальгусной деформации стопы любого происхождения у детей старше 4 лет, подростков и

взрослых.

Противопоказания к применению метода

1. Нарушения интеллектуального и психического развития.

2. Нарушения поведения по органическому типу.

3. Эпилепсия, судорожный синдром при отсутствии адекватной терапии.

4. Инфекционные заболевания.

5. Заболевания внутренних органов и систем в остром периоде и при обострении хронических.

6. Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата в остром периоде и при

обострении хронического процесса.

7. Заболевания и повреждения кожи в местах наложения электромиографических электродов.

Эффективность метода функциональной коррекции плоскостопия

Оценка эффективности предлагаемого метода была проведена по результатам лечения 53

пациентов в возрасте от 4 до15 лет с наиболее выраженной формой патологии - с

плоскостопием степени. Эффективность одного курса оценивалась по результатам лечения

пациентов двух возрастных групп, с учетом анатомо-физиологических особенностей опорно-

двигательного аппарата у детей разных возрастов.

Первую группу составили 23 пациента в возрасте от 9 до 15 лет, среди которых у двоих детей

плоская стопа сформировалась на фоне детского церебрального паралича и у одного —

явилась следствием хирургической коррекции врожденной косолапости.

Вторую группу составили 12 пациентов в возрасте от 4 до 8лет, среди которых у двоих

отмечались врожденные плоско-вальгусные стопы.

В качестве показателей эффективности использовались клинические данные (боли в ногах и

утомляемость при ходьбе; качество локомоций: ходьба, бег, прыжки) и величина индекса

Чижина — цифрового показателя степени плоскостопия, определяемого по плантограммам.

Все показатели оценивались при приеме на лечение и после окончания курса, который

составлял в среднем 15 занятий при 2-5 посещениях в неделю. Анализ результатов

исследования показал, что после курса лечения изменения на плантограммах отсутствовали

только у двоих детей старшей (II) возрастной группы 8лет, наблюдавшихся с раннего возраста

по поводу врожденных плоско-вальгусных стоп, но и у них отмечалась положительная

динамика клинических показателей: уменьшение утомляемости, болевого синдрома,

улучшение качества локомоций. У остальных 33 пациентов (94%) один курс лечения

предлагаемым способом позволил снизить степень плоскостопия со II-III до I, что отражает

снижение индекса Чижина в 3-4 раза. Результаты одного курса лечения пациентов разного

возраста представлены в таблице №1.

Таблица № 1. Изменения индекса Чижина в результате одного курса лечения плоскостопия

методом ЭМГ-БОС.

Группа

Возраст

n

Слева

Справа

До

лечения

После

лечения

До лечения

После

лечения

I

4-8

23

10,8±3,8

4,0±1,6

12,4±4,3

2,7±0,5

II

9-15

12,0+-7,9

12,0±7,9

2,4±0,7

10,7±3,7

4,4

4,4±2,4

При статистической обработке результатов методом оценки t-критерия Стьюдента

установлена высокая достоверность различий индекса Чижина до и после курса лечения

(р<0,05 ) в обеих возрастных группах.

Для оценки устойчивости эффекта, полученного в результате одного курса лечения, было

проведено обследование 18 пациентов в возрасте от 4 до 15 лет спустя 7-10 месяцев (в

среднем 9 месяцев) после курса лечения. Эти пациенты составили третью группу, результаты

обследования которых представлены в таблице №2.

Сравнение значений индекса Чижина после 1 курса лечения с результатами обследования

спустя 9 месяцев методами вариационной статистики не выявляют достоверных различий

между этими показа-телями, что свидетельствует об устойчивости полученного результата.

Таблица № 2. Устойчивость результатов лечения плоскостопия.

Группа

Возраст

n

Слева

Справа

До

лечения

После

лечения

Через 9

мес.

До

лечения

После

лечения

Через 9

мес.

III

4-15

18

11,4±5,8

2,1 ±0,4

1,9±0,4

П,0±4,1

2.1 ±0,4

2,2±0,5

Для сравнения эффективности предлагаемого метода с традиционными методами лечения

плоскостопия было проведено динамическое обследование 19 детей в возрасте от 4 до 7 лет

(составивших IV группу), посещавших специализированный детский сад для детей с

патологией опорно-двигательного аппарата. Программа физического воспитания включала

занятия лечебной физкультурой, с применением комплекса специальных упражнений для

лечения плоскостопия по традиционной методике. Занятия проводились 2 раза в неделю.

Изменения в состоянии детей оценивались 1 раз в 6 месяцев при плановом осмотре,

включавшем исследования плантограмм и оп-ределение степени плоскостопия по индексу

Чижина. Результаты проведенного исследования представлены в таблице №3.

Таблица № 3.

Изменения индекса Чижина при лечении плоскостопия традиционными методами.

№ осмотра

Интервал между

осмотрами (месс)

Индекс Чижина

слева

Индекс Чижина

справа

2

6

3,6

3,4

3

6

2,8

2,6

4

6

2,0

1,2

Анализ полученных данных показывает, что результатом лечения плоскостопия по

традиционной методике ЛФК в течение 6 месяцев явилось снижение индекса Чижина менее

чем в 2 раза. При этом сохранилось выраженное уплощение стоп (индекс Чижина более 2).

Заметного улучшения состояния стоп у детей удалось достичь лишь спустя 18 месяцев.

В таблице № 4 представлен сравнительный анализ результатов лечения плоскостопия

традиционным (I) и предлагаемым способами (II).

Таблица № 4. Сравнение эффективности лечения плоскостопия традиционным методом ЛФК

(I) и методом ЭМГ-БОС (II).

Группа

Возраст

n

Слева

Справа

До

лечения

После

лечения

До

лечения

После

лечения

I

4-7

6

6,8±1,2

3,6±0,9

6,0±1,1

3,4±1,4

II

4-8

1,5

10,8±3,8

4,0±1,6

12,4±4,3

2,7±0,5

Таким образом, сравнение эффективности разных способов лечения плоскостопия

показывает, что при применении традиционного способа в течение 6 месяцев удалось

добиться снижения индекса Чижина в 1,6 (слева), в 1,7 раза (справа). В то же время

применение метода ЭМГ-БОС позволило уменьшить степень плоскостопия и снизить индекс

Чижина соответственно в 2,8 раза слева и в 4,6 раза справа всего за 15 занятий, проведенных в

течение 1,5 месяцев. При этом у детей, получавших лечение традиционным способом,

исходно степень плоскостопия была меньше (средние значения индекса Чижина 6,8 и 6), чем

у детей экспериментальной группы (индекс Чижина 10,8 и 12,4).

Таким образом, полученные данные показывают, что применение метода биологической

обратной связи по электромиограмме в лечении плоскостопия позволяет сократить сроки в 4

раза и повысить результативность лечения в 2-3 раза у детей разных возрастных групп.

Следовательно, этот метод является высоко эффективным методом медицинской

реабилитации и может быть рекомендован к применению для профилактики и

функционального лечения деформаций стопы в детских учреждениях, в поликлиниках и

специализированных реабилитационных учреждениях.

В качестве иллюстрации приводим плантограммы пациентов разного возраста, посещавших

занятия в ЦМР «Биосвязь».

АРТЕМ.У, 4 года 10 мес (рис. 9).

Диагноз: Плоскостопие III степени.

Проведено 2 курса реабилитации:

1 -й - с 11.03.96 г. по 5.04.96 г.

2-й - с 12.11.96 г. по 17.01.97 г.

Коррекция плоскостопия проводилась только на игровом миографическом тренажере «Био-

битман по изложенной методике. Каждый курс составлял 15 занятий, продолжительностью 30

мин.

В результате проведенного лечения значительное улучшение в состоянии стоп отмечено уже

после 1-го курса: индекс Чижина снизился с 50 до 1,4 справа и с 9 до 1,7 слева. Степень

плоскостопия изменилась с III до I. При приеме на повторный курс спустя 7 месяцев отмечено

сохранение полученного положительного результата

ИЛЬЯ.О, 10 лет(рис. 10).

Диагноз: Остаточные явления акушерского пареза Эрба справа. Правосторонний сколиоз

грудного отдела позвоночника I степени. Плоскостопие II степени.

При приеме на лечение предъявлял жалобы на быструю утомляемость и боли в ногах после

физической нагрузки.

Из анамнеза известно, что плоскостопие является семейным. Проведено 2 курса коррекции

плоскостопия:

1-й - с 5.04.96 г. по 5.06.96 г. 2-й - с 2.09.96 г. по 20.09.96 г. Курс лечения заключался в

тренировке мышц-сгибателей стопы на игровом

тренажере «Био-битман» по представленной методике и составлял 15 занятий. В результате 1-

го курса лечения индекс Чижина снизился с 4,3 до 1,3 справа и с 2,6 до 1,2 слева. Степень

плоскостопия изменилась с II до I. При осмотре через 3 мес отмечалось ухудшение состояния

правой стопы (увеличение индекса Чижина до 3,3), однако во время 2-го курса реабилитации

удалось достичь практически полной коррекции плоскостопия (индекс Чижина = 0,9), которая

сохранилась и при контрольном осмотре спустя 1 год. Одновременно исчезли утомляемость и

боли в стопах.

ЖЕНЯ.Д, 10 лет (рис. 11).

Диагноз: Плоско-вальгусные стопы. Плоскостопие III степени.

1-й курс коррекции проходил с 18.09.97 г. по 25.11.97 г.

В результате проведенной коррекции отмечается отчетливая положи-тельная динамика:

индекс Чижина снизился с 10 до 1,33 слева и с 35 до 23 справа. В связи с выраженной

деформацией правой стопы проведено ещ

ѐ

10 занятий (2-й курс), в результате которых

удалось добиться большей коррекции правой стопы: индекс Чижина снизился с 23 до 4,3.

Заури Э., 15 лет (рис. 12).

Диагноз: Плоско-вальгусная деформация левой стопы, плоскостопие III

ИЛЬЯ.Ч, 15 лет (рис. 12).

Диагноз: Плоско-вальгусная деформация левой стопы, плоскостопие III степени справа.

Курс коррекции составил 15 занятий на игровом тренажере «Био-битман». В результате

лечения отмечается нормализация свода стопы справа (индекс Чижина снизился с 6,5 до 1,1) и

улучшение состояния левой стопы. В связи с выраженной деформацией стопы и смещением

ладьевидной кости контур отпечатка изменен так, что корректное опреде-ление индекса

Чижина затруднено. Однако после курса коррекции отме-чается улучшение состояния свода

левой стопы, индекс Чижина = 6.

Таким

образом,

проведенные

исследования

демонстрируют

высокую

эффективность

коррекции плоскостопия и плоско-вальгусной деформации стоп методом биологической

обратной связи.

Литература

1. Алиев А.Т. Восстановительное лечение постинсультных больных с двигательными

нарушениями с использованием биоуправления. -Автореф. дисс.... канд. мед. наук. - Л., 1985.

2. Атаев З.М. Изометрическая гимнастика при лечении переломов трубчатых костей. - М.:

Медицина, 1973. - С. 90-92.

3. Бежанов В.Т. Возможности компьютеризированной системы биологической обратной связи

в реабилитации нейрохирургических больных // Биоуправление: теория и практика. -

Новосибирск, «Наука», 1988.

4. Бернбек Р., Синиос А. Диспансерное обследование аппарата движения у детей. - М.:

Медицина, 1980. - С.54.

5. Волков М.В. (ред.) Ортопедия и травматология детского возраста: Руководство для врачей.

- М.,: Медицина, 1983.

6. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. - М.: Медицина, 1980.-С. 121 .

7. Гафаров Х.З. Лечение деформаций стоп у детей. - Казань: Татарское книжное издательство,

1990,- 175 с.

8. Героева И.Б. Функциональные методы профилактики развития и компенсации

статодинамических нарушений при лечении коксарт-роза. - Автореф. дисс.... докт. мед. наук. -

М.,1995.

9. Демиденко Т.Д. Реабилитация при цереброваскулярной патологии. - Л.: Медицина, 1989. -

208 с.

10. Зацепин Т.С. Ортопедия детского и подросткового возраста. - М.: Медгиз, 1956.

11. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. - М. 1948. - 301 с.

12. Каптелин А.Ф. (ред.). Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации. - М.:

Медицина, 1995. - С. 100.

13. Лаврикова В.И., Кожевникова М.И., Синяков B.C. ЭМГ-БОС при лечении сколиоза у

детей в режиме статических нагрузок // Биоуправление в медицине и спорте. Материалы 1

Всероссийской конференции. - Омск, 1999. - С. 31.

14. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека - М.: Медицина, 1984.

- С.40.

15. Петраш В.В., Сметанкин А.А., Ващилло Е.Г., Бекшаев С.О. Метод биологической

обратной связи в коррекции физиологических функций человека: Учебное пособие для

врачей- слушателей. - Л., 1988.

16. Пинчук Д.Ю., Юрьева Р.Г. Биологическая обратная связь по параметрам

элекгромиограммы в реабилитации пациентов с последствиями церебрального инсульта //

Биологическая обратная связь. -1999. -№3. С. 24-28.

17. Розенбаум Л. Общие вопросы биоуправления // Биоуправление-2. Теория и практика. -

Новосибирск, 1993. - С. 25.

18. Садофьева В.И. Рентгенофункциональная диагностика заболеваний опорно-двигательного

аппарата у детей. -Л.: Медицина, 1986. -240 с.

19. Черникова Л.А., Некрасова Е.М. Метод электромиографической обратной связи в лечении

больных с двигательными нарушениями центрального генеза // Биоуправление: Теория и

практика. - Новосибирск: Наука, 1988. - С. 142-151.

20. Чоговадзе А.В. Физическая культура как метод профилактики и лечения плоскостопия у

школьников. - М.: 1962. - С.14.

21. Чоговадзе А.В., Круглый М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте -

М.: Медицина, 1977. - С. 24.

22. Яковлев Н.М., Сметанкин А..А. Новый методологический подход в функциональном

лечении больных с двигательными нарушениями при помощи портативных приборов с ЭМГ-

БОС // Биологическая обратная связь: Нейромоторное обучение в клинике и спорте. - Санкт-

Петербург, 1991. - С. 3-27.



В раздел образования