Автор: Баскова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Мурманска 38
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
׀____ _______ _______ _______ .
Цель четвёртого этапа
– научить ребёнка составлять по предложенной
схеме-
модели
предложения,
карточкам
с
графическим
изображением
предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырёх слов с
различными простыми предлогами. Например, мальчик пишет на доске.
׀_____ _______
▲
_______ .
Данные виды упражнений помогают детям осознать структуру предложения
и правильно употреблять её в различных видах связной речи, что особенно
важно при составлении детей разных видов рассказов.
При обучении детей с ОНР составлению
рассказов используется один из
новых приемов работы -
использование компьютерных презентаций.
Компьютерные презентации дают воспитателю широкие возможности для
использования
метода
наглядного
моделирования
в
составлении
дошкольниками описательных рассказов. Презентации направлены:
-
на
расширение,
уточнение
и
активизацию
словаря
на
основе
систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых
лексических тем: «Зима», « Весна», «Осень», «Лето», «Цветы», «Птицы».
-
на
совершенствование
умения
составлять
описательные
рассказы
о
предметах и объектах, рассказы по картинке и серии картин по данному
плану.
-
на
формирование
умения
составлять
рассказы
из
личного
опыта,
рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным.
-
на
воспитание
интереса,
желания
реализовывать
свои
творческие
возможности.
В развитии навыка составления рассказов большую помощь оказывает
предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной
описательной речи моделирование может служить средством и программой
анализа
и
фиксации
закономерных
свойств
и
отношений
объекта
или
явления.
Основу рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в
процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного
рассказа становится картинно-графический план, где указывается:
•
принадлежность к родовидовому понятию;
•
величина;
•
цвет;
•
форма;
•
составляющие детали;
•
качество поверхности;
•
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
•
как он используется (какую пользу приносит)?
•
за что нравится (не нравится)?
По данной модели можно составить описание отдельного предмета,
принадлежащего к определенной группе.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети
научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или
явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания
двух и более предметов по плану. Дети сравнивают предметы, определяя
сначала их сходство, а затем различия.
Картинно-графический план просто необходим и для рассказа по
сюжетной
картине.
Ребёнку
трудно
«сконструировать
ситуацию»,
изображённую
на
картине,
придумать
развитие
событий
и
грамотно
закончить свой рассказ. В данном случае, интересен
такой приём, как
фрагментирование
картины.
Детям
раздаются
карточки
с
фрагментами
картины, и предлагается составить предложения, затем выставляется большая
картина,
дети
находят
по
ней
свои
фрагменты.
При
этом
также
могут
использоваться компьютерные презентации.
Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа
по содержанию картины, по ходу беседы выставляются или показываются
опорные карточки-символы и фрагменты картины, таким образом, составляя
свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображённые на
картине действия.
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по
пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при
пересказе
и
составлении
рассказа
по
сюжетной
картине
основными
элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на
пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую
нагрузку.
В
данном
случае
в
качестве
элементов
модели
рассказа
выступают
объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер,
особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по
таким картинам строится в несколько этапов:
•
выделение значимых объектов картины;
•
рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств
каждого объекта;
•
определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
•
объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В
качестве
подготовительного
упражнения
при
формировании
навыка
составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с
пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом
от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной
картине. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться
в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать
разные
живые
объекты,
что
позволяет
при
использовании
минимального
количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей
по одной пейзажной композиции.
Таким образом, с помощью схем – модулей, удаётся достичь следующих
результатов:
появляется
желание
пересказывать
тексты,
придумывать
рассказы,
интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, загадок;
обогащается словарный запас, развивается связная речь.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью
моделирования, дети учатся планировать свою речь, сознательно используют
в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных
предложений,
высказываний
с
постепенным
усложнением
структуры
и
языкового материала текста, что обеспечивает успешность детей в школе.
Литература
1.
Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. Логопедический материал. –
Издательский дом «Карапуз». – 2003.
2.
Боровских Л.А. Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи
детей. Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2000. – 8с.
3.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим речевым недоразвитием. – М.:АРКТИ, 2002. – 144с. (Биб-ка
практикующего логопеда)
4.
Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной
речи у детей с ОНР 5 – 6 лет. От глаголов к предложениям. – М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 32с.
5.
Ильякова Н.Е.Логопедические тренинги по формированию связной
речи у детей с ОНР 5 – 6 лет. От прилагательных к рассказам-описаниям. –
М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 8с.
6.
Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления
и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и
демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М.:
«Издательство ГНОМ и Д». 2003 – 24с.
7.
Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по
картинам: пособие для логопеда/Т.А.Ткаченко. – М.:Гуманитар. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2005. – 48 с.: ил. – (Библиотека логопеда).
8.
Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и
сравнительных рассказов. Приложение к пособиям « учим говорить
правильно» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с. (Практическая
логопедия.)