Автор: Шашкова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 108" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара, Самарская обл.
Наименование материала: конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: "Сочиняем сказку"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы
«Сочиняем сказку».
Составила:
Воспитатель высшей категории
МАДОУ «Детский сад № 108» г. о.
Самара
Шашкова Татьяна Ивановна
Цель:
Предложить детям сочинить сказку по образцу народных волшебных
сказок.
Задачи:
Формировать
умения
передавать
события
во
временной
последовательности, в соответствии со структурной сказкой;
Способствовать развитию детского творчества, умению фантазировать;
Совершенствовать умения использовать в речи и речевые обороты,
соответствующие зачину сказки, повороту и концовки;
Развивать умение составлять свой вариант окончания сказки;
Воспитывать интерес к жизни русского народа через устное народное
творчество (фольклор);
Развивать интонационную выразительность.
На основе сказки формировать внутреннюю позицию ребенка для развития
произвольного воображения.
Словарь:
Зачин – начало сказки;
Сказочница – человек, который сочиняет сказки;
Сказки: бытовые, о животных, волшебные.
Материал к занятию:
Слайды с изображением добрых и злых героев:
Изображение волшебных предметов (волшебный цветок, волшебная дудочка,
скатерть-самобранка); интерактивная доска.
Музыка:
«В пещере горного короля» Р. Григ
«Мелодия» К. Глюк
Русские народные наигрыши.
Предварительная работа
1.
Чтение волшебных сказок:
«Крошечка-хаврошечка»;
«Финист–ясный сокол»;
«Марья-искусница»;
«Василиса Прекрасная».
2.
Игра на знакомство с эмоциями «Лото настроений».
3.
Составление альбома: «Герои любимых сказок».
Ход.
Входят дети. Рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем сочинять
свою сказку. А что такое сказка?
Дети: Это что-то волшебное, необычное, понарошку, чего в жизни не бывает.
Воспитатель: Да, ребята, вы правильно сказали, что в сказках все необычно, все
понарошку. А знаете, ребята, ведь в сказки бывают разные: бытовые, сказки о
животных и волшебные. Скажите, волшебные сказки – какие?
Дети: Это сказки, в которых происходит волшебство. В них бываю разные
превращения.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Вот сегодня мы с вами и будем
сочинять волшебную сказку. В каждой сказке есть начало, середина и конец.
Начало в сказках называют «зачин». Давайте повторим это слово вместе
«Зачин». Зачины бывают разные. Какие вы знаете зачины?
Дети:
Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…, за
морями, за лесами, за высокими горами…
Воспитатель: ребята, а кто же сочиняет сказки?
Дети: Поэты, писатели и народ.
Воспитатель: Правильно. Вам, наверное, тоже очень хочется сочинить свою
сказку?
Дети: Да.
Звучит музыка.
Воспитатель: Давайте закроем глаза. 1, 2, 3 сказка двери отвори! Вот и
произошло волшебство. Я стала сказочницей, а вы моими помощниками,
сочинителями сказок. Ребята, посмотрите у меня в руке волшебная шкатулка.
Чтобы наша сказка не растерялась, мы все слова, предложения и высказывания
будем в нее складывать. Ребята, а чтобы начать сочинять сказку, мы должны
выбрать героя, про которого будет наша сказка. Посмотрите, а вот и город
добрых героев. Кто же живет в этом городе?
Дети: Карлсон, Дед Мороз, Кот в сапогах, Золушка, Аленушка. Слайд 1
Воспитатель: Ребята, а про кого бы вы хотели сочинить сказку (спросить 3-4
детей).
Дети: Я бы хотел про Карлсона, я про Деда Мороза… а я хочу про Аленушку.
Слайд 2
Воспитатель: Ну хорошо, будем сочинять нашу сказку про Аленушку. А какой
зачин будет у нашей сказки.
Дети: Жила-была Аленушка, в некотором царстве, в некотором государстве
жила Аленушка.
Воспитатель:
Давайте в нашу волшебную шкатулочку мы положим такой
зачин: «В одной деревне жила девочка, а звали ее Аленушка». А теперь, ребята,
нам нужно рассказать, где она жила, в каком доме, что у нее в доме было?
Дети: Жила Аленушка в деревянном доме, в комнате стоял деревянный стол, а
рядом со столом деревянные лавки. Ела она из деревянной посуды: ложки,
чашки, кружки были деревянные.
Воспитатель: Очень хорошо, молодцы. Все эти слова мы тоже положим в нашу
шкатулку. А как вы думаете был ли у нее друг?
Дети: Да, у нее был друг, котенок, щенок, зайчик…
Воспитатель: Итак, у нее был друг щенок и звали его Дружок. А как они
дружили? Слайд 3
Дети: Они вместе гуляли, Аленушка играла со своим другом, ходили друг другу
в гости.
Воспитатель: Очень хорошо. Все ваши предложения мы положим в шкатулку.
А знаете ребята, однажды Аленушка решила отправиться в путешествие. Ведь
она жила в деревне, ничего не видела и поэтому хотела посмотреть большие
города, реки, океаны, горы и т.д. А как вы думаете, куда могла отправиться
Аленушка?
Дети: Она отправилась в город Самара, посмотреть нашу красавицу Волгу ,
горы и т.д.
Воспитатель: Да, ребята, вы молодцы. Очень много вариантов вы придумали,
все мы их положим в нашу шкатулку. Но на пути нашу Аленушку подстерегали
разные преграды. Долго ли коротко ли шла наша Аленушка, вдруг кто-то стал ей
вредить.
Звучит музыка.
Физминутка: Сначала появились камни на пути – ни проехать, ни пройти. Как
же мы сможем помочь нашей Аленушке? Может мы вместе с ней преодолеем
все преграды? (Дети идут высоко поднимая ноги).
Потом вдруг, откуда ни возьмись – лес дремучий до небес (дети высоко
поднимают руки, встают на носочки). Деревья в лесу могучие. Каждое дерево в
три обхвата. (Дети широко расставляют руки). Но мы поможем Аленушке. Мы
раздвинем ветки деревьев. (Дети разводят руки в стороны). И наша Аленушка
выйдет из густого леса.
Музыка выключается.
И только она вышла из леса, как прямо перед ней появился город злых героев.
Ребята кто же живет в этом городе?
Дети: В городе живет злой волк…, здесь живет Баба Яга…, в этом городе живет
Бармалей.
Воспитатель: Давайте подумает какого героя мы выберем для нашей сказки?
Дети: Я хочу Бабу Ягу… я выбрал бы волка… а я хочу Кощея Бессмертного.
Воспитатель: Хорошо. Давайте в нашу шкатулочку, для нашей сказки мы
положим Бабу Ягу - костяную ногу. Посмотрите на нее, какая она? Слайд 4
Дети: Очень злая. Баба Яга страшная, злая, Баба-Яга зубастая, вредная.
Воспитатель: Ребята, как только наша Аленушка зашла в город, Баба Яга
схватила ее и унесла к себе. Но сердце друга почуяло беду, и он отправился
выручать ее. Но для того, чтобы справиться с Бабой Ягой, ему нужна была
волшебная вещь. Дружок отправился в город волшебных вещей. А вот и город,
где живут волшебные вещи. Подойдите, посмотрите сколько их. Назовите.
Дети: Это волшебная дудочка, а вот скатерть-самобранка, а это волшебный
цветок…
Воспитатель: Какую волшебную вещь мы возьмем, чтобы выручить Аленушку?
Дети: Я хочу взять волшебную дудочку…, а я хочу взять скатерть-самобранку.
А давайте возьмем волшебный цветок. Слайд 5
Воспитатель: Ребята, Баба Яга никогда не получала в подарок цветов. Я думаю,
если Дружок подарит его ей, она сразу станет доброй и отпустит Аленушку. Вы
со мной согласны?
Дети: Да, конечно.
Воспитатель: А теперь мы откроем нашу шкатулочку и посмотрим, какая же у
нас получилась сказка.
Воспитатель рассказывает детям сказу.
Воспитатель: Понравилась вам сказка? Правда, интересная?
Дети: Да, очень интересная, волшебная сказка, много приключений в ней.
Воспитатель: Дети, давайте с вами вспомним, что в каждой сказке есть зачин,
середина и конец. А чего же нет в нашей сказке?
Дети: В нашей сказке нет конца.
Воспитатель: Какой конец мы придумаем для нашей сказки?
Воспитатель предлагает 2-3 детям придумать конец сказки. Хвалит за
творчество, интересные высказывания и выразительной речи.
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Свою
шкатулочку мы возьмем с собой. Эта сказка у нас была первая, но мы еще много
сказок сочиним, и все они будут жить в нашей шкатулочке.
Звучит музыка.
1, 2, 3 сказка в садик нас верни!
Ребята, как все же интересно сочинять свою сказку. Я думаю, что вам всем
понравилось.
СКАЗКА
В одной деревне жила девочка, а звали ее Аленушка. Жила она в деревянном
доме. В комнате у нее было все из дерева: стол, лавки, кровать, даже посуда вся
была
из
дерева.
Аленушка
была
очень
красивая,
добрая,
ласковая
и
трудолюбивая. Она с удовольствием занималась домашними делами: мыла полы,
готовила обеды, стирала белье. Аленушка очень любила читать, рисовать, петь
песни и танцевать. У нее был друг - звали его Дружок. Они вместе гуляли,
играли в разные игры, Аленушка читала ему сказки. Однажды
Аленушка
отправилась в путешествие, но на пути ее подстерегали разные неожиданности –
преграды. Сначала появились камни на пути – ни проехать, ни пройти. Потом
вдруг, откуда ни возьмись лес дремучий до небес Каждое дерево в три обхвата.
Но наша Аленушка преодолела все эти препятствия. И только она вышла из леса,
перед ней встал город. А в этом городе жили злые герои. Баба Яга увидела
Аленушку, схватила ее и унесла к себе. Сердце Дружка почуяло, что Аленушка
в беде, и он отправился на помощь. Но для того, чтобы справиться с Бабой Ягой,
ему нужна была волшебная вещь. Дружок отправился в город волшебных вещей
и там взял волшебный цветок. Пришел Дружок к Бабе Яге, подарил ей цветок,
она сразу стала добрая и отпустила Аленушку. Попросила у них прощение, и они
ее простили.