Автор: Ковальчук Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ им С.С. Прокофьева г. Азова
Населённый пункт: Азов, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Стилистические особенности сонат Д.Чимароза
Раздел: дополнительное образование
Ковальчук Татьяна Ивановна,
преподаватель по классу фортепиано
высшей квалификационной категории
МБУ ДО ДШИ имени С.С. Прокофьева
Ростовская область, г. Азов
Стилистические особенности клавирного творчества
Доменико Чимароза.
Изучение произведений крупной формы с учащимися - одна из самых
сложных задач в работе преподавателя.
В средних и старших классах ДМШ, среди рекомендованных
произведений крупной формы: сонатин Гайдна, Моцарта, Бетховена,
Клементи, Кулау, - заслуженно важное место занимают клавирные
сонаты Доменико Чимароза. Они удобны для детских рук, музыка яркая
и свежая, дает ученику представление о строении сонатной формы в
доступном виде. Учитывая композиторскую практику XVIII века, а
также особенности музыкального текста сонат, можно предположить,
что они писались, прежде всего, для педагогических целей и домашнего
музицирования. Однако яркость музыкального тематизма, логичность и
своеобразие композиционных решений, богатый набор технических
приемов, простота музыкального языка в сочетании с изысканностью
мелодических и ритмо-фактурных средств сделали сонаты интересными
не только для современников композитора.
Сонаты Чимароза - законченные произведения, несмотря на
миниатюрность, легко запоминаются, легко играются, благодаря яркому
тематизму и четкой ритмической организации.
Содержание музыкального произведения отражает впечатления от
окружающего мира, мысли и чувства композитора, воплощенные в
звуках. Задача музыканта-исполнителя – понять замысел композитора и
наиболее точно передать его слушателю. Для этого исполнителю
необходимо
разбираться
в
особенностях стиля того
или
иного
композитора.
Как формировался стиль Доменико Чимароза?
Какие явления и события общественной и культурной жизни
повлияли на творчество композитора?
Опубликованных аналитических работ по этому вопросу пока нет.
Композитор родился в Аверсе 17 декабря 1749 года в семье бедного
каменщика и прачки. В 1756 г. семья поселилась в Неаполе. Вскоре
скончался отец, и Доменико отдали в монастырскую школу в Пендино.
В 1761г. он начал обучаться в Консерватории "Санта Мария ди Лорето"
Мальчик обучался игре на скрипке, клавесине и пению.
Первая опера "Причуды графа" была поставлена в Неаполе в 1772г.
Затем он жил попеременно в Риме и Неаполе, совершая путешествия по
Европе. Сочинял и ставил оперы, став признанным корифеем.
В
1787-1791
Чимароза
занимал
должность
придворного
музыкального директора и руководителя придворной Итальянской
оперы в Санкт-Петербурге.
В 1792г. в Вене по заказу Императора Леопольда II был создан
шедевр
Чимароза
"Тайный
брак".
Спектакль
так
понравился
Императору, что был повторен сразу же, без перерыва. В 1794г. была
написана блистательная опера "Женское коварство".
Чимароза приветствовал Великую Французскую Революцию с идеей
Свободы, Равенства и Братства, участвовал в восстании неаполитанских
патриотов в 1799 г, переложив для оркестра "Карманьолу".
С возвращением к власти Бурбонов, Чимароза был брошен в тюрьму
и приговорён к смертной казни. Что бы спасти ему жизнь, за него
ходатайствовали послы княжеств и королевств. После освобождения
Чимароза тяжело болел и скончался в Венеции в 1801г.
В наследии композитора 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна,
более 60 сонат для клавесина, концерт для 2 флейт, 8 дуэтов, 3
оратории, реквием, заупокойная месса и много других произведений в
церковных жанрах.
Рассмотрим факторы, повлиявшие на формирование стиля Доменико
Чимароза.
Мелодико-гармонический язык и фактура сочинений Чимароза во
многих отношениях типичны для классицизма.
Клавирное творчество Чимароза испытало известное влияние венского
классицизма.
Доменико Чимароза был на современником Гайдна и
Моцарта.
С классическими сонатами его произведения сближает
преимущественно общность их интонационного языка.
Характер произведений требует от исполнителя блеска и наряду с эти
певучести, также – это гомофонно – гармонический склад, единство
темпа, динамические контрасты, особенный мелодический строй:
1.
Движение по звукам трезвучия;
2.
Вопросно – ответное строение тем;
3.
Повторы мотивов с контрастной динамикой;
4.
Секвенционное развитие (от двух до пяти звеньев;
5.
Широкий диапазон мелодии – более двух октав.
6.
Написание и исполнение мелизмов (трелей, форшлагов и др.) –
также в традиции венских классиков, а именно за счет основной
длительности. Зачастую мелизмы выписаны нотами и являются
непосредственной составляющей мелодии.
Второй фактор, повлиявший на стиль сонат Чимароза, - это оперное
творчество композитора. Оно обогащает музыкальный язык сонат
Чимароза. Мелодические обороты, построение мотивов, ритмическая
структура мелодий близка музыке его оперных произведений
Особенно выделяются оперные «заимствования»: буффонные
скороговорки и переклички, разномотивные шутливые «перебранки»,
терцовые и секстовые «дуэтные» вторы и цепочки. Многие сонаты
напоминают
оперные
увертюры
и
по
форме,
и
по
образному
содержанию. Ярким примером является Соната ля мажор № 12.
Еще один фактор, повлиявший на стиль сонат Доменико Чимароза,
- это клавирное творчество XVIII века. Ко второй половине XVIII века
жанр
клавирной
сонаты
в
итальянской
музыке
уже
прошел
определенное
развитие.
Чимароза
придерживался
сложившейся
традиции. Но, очевидно, учел и достижения Доменико Скарлатти в
области камерной инструментальной музыки.
На формирование стиля Доменико Чимароза повлияли и жанры,
получившие развитие в XVIII веке. Это прежде всего Сюита. Проведем
аналогии сонат Чимароза с основными танцами сюиты.
Куранта - размер 3/4, подвижный темп, например, Соната соль мажор №
10
Аллеманда - размер 2/4, темп умеренный, неторопливый, например,
Соната ре минор № 7
Жига – размер 3/8,6/8, темп быстрый, например, Соната си бемоль
мажор № 14 - авторское указание « в стиле жиги».
Кроме четырех танцев, составляющих основу сюиты, в нее входят и
другие произведения: арии, разнообразные танцы.
Гавот – бальный танец французского происхождения, размер 4/4, темп
подвижный, например, Соната си бемоль мажор № 7, авторское
указание «во французском стиле». Таких примеров можно принести
множество.
Несомненно также влияние творчества клавесинистов: Франсуа
Рамо, Франсуа Куперена.
Таким образом, мы рассмотрели основные факторы, повлиявшие
на формирование стиля клавирного творчества Доменико Чимароза.
Полученные знания нужно использовать, чтобы грамотно и точно,
стилистически правильно исполнять произведения этого автора.