"Анализ предметно-пространственной среды МБДОУ "Рыбно-Слободский детский сад "Мишутка" с учётом ФГОС ДО".
Автор: Казарина Татьяна Ильинична Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Рыбно-Слободский детский сад "Мишутка" Населённый пункт: РТ, Рыбно-Слободский район, п.г.т. Рыбная Слобода Наименование материала: статья Тема: "Анализ предметно-пространственной среды МБДОУ "Рыбно-Слободский детский сад "Мишутка" с учётом ФГОС ДО". Раздел: дошкольное образование
Анализ предметно-пространственной среды МБДОУ «Рыбно-
Слободский детский сад «Мишутка» с учётом ФГОС ДО.
Чтобы организовать процесс введения федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования в нашем ДОУ уже
сделаны следующие шаги:
1.
Создан раздел на сайте ДОУ «ФГОС дошкольного образования» и
пополняется информацией.
2.
Разработан план – график по реализации ФГОС ДО на уровне ДОУ.
3.
Создана рабочая группа по реализации ФГОС ДО.
4.
Проведен анализ предметно – развивающей среды.
5.
Организовано методическое сопровождение педагогов.
6.
Разрабатывается план контроля за реализацией изменений в
образовательной системе детского сада (планируются теоретические срезы
знаний педагогов ФГОС ДО; ежемесячный оперативный контроль,
учитывающий требования к условиям реализации программы;
тематический контроль по реализации здоровьесберегающих технологий и
психологическому комфорту детей в группах, анализ образовательной
деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, поддержки
детской инициативы и индивидуальности и др.).
Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде
ФГОС ДО и обеспечение максимальной реализации образовательного
пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста, мы начали рассматривать организацию
образовательного пространства с холлов детского сада. Как «театр
начинается с вешалки», так и развивающая среда нашего детского сада,
начинается с оформления холлов. В нашем детском саду оформлены уголки:
« Я ребёнок, я имею право!»; « Правила дорожного движения, должны знать
все без исключения!»; «ОКНО (очень короткие новости) для родителей»; «
Наши успехи и достижения»; « Музыка и ребёнок»; «Визитная карточка
ДОУ», а также проводятся постоянные тематические выставки
художественного творчества наших детей и родителей.
В ФГОС дошкольного образования говорится об условиях, необходимых для
создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике
дошкольного возраста и предполагается взаимодействие с родителями по
вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечения их в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Родители
принимают активное участие в проведении праздничных мероприятий,
акциях, творческих выставках ,конкурсах ,олимпиадах и так далее.
Для успешной реализации ФГОС ДО должны быть обеспечены психолого-
педагогические условия и одним из них является поддержка родителей в
воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная
среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать:
освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для
двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность
среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется
разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям
игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том
числе развитие крупной и мелкой моторики..
Анализируя развивающую среду в группах детского сада, мы убедились, что
в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО. Она
обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для
уединения.
Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда
нашего учреждения соответствует требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы
бы хотели видеть ее еще более совершенной: планируем пополнить среду
ДОУ приобретением современного игрового оборудования.
Для познавательно речевого развития : наборами счётного материала
,комплектами игр-головоломок , весами ,измерительным материалом,
комплектами тематических карточек, наборами для экспериментирования и
исследования( воронки ,пипетки, пробирки. микроскопы), настенными
планшетами, крупно-габаритными конструкторами, развивающими наборами
(конструктора по теме ), игровыми модулями( стройка , МЧС, спец.техника ).
Для социально-коммуникативного развития: комплектами дидактического
материала по патриотическому воспитанию, комплектами
демонстрационного материала по темам( дети, труд взрослых, мир вокруг
нас, дорожное движение) .
Для художественно- эстетического развития : наборы кукольного театра
,комплект демонстрационного материала по изодеятельности ,учебно-
методические комплекты на темы «времена года», «жанры живописи» ,
комплекты изделий народных промыслов., музыкальные инструменты ( бубен
,игровые ложки , маракас, треугольники, музыкальные колокольчики,
металлофон , наборы перчаточных кукол, синтезатор).
Для физического развития: детские тренажёры, шведская стенка, комплекты
детских спортивных игр, наборы для общеразвивающих упражнений,
баскетбольная стойка с регулируемой высотой, тактильные дорожки.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить,
развивающая предметно-пространственная образовательная среда нашего
ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников
образовательных отношений, включая создание образовательной среды и
гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует
профессиональному развитию педагогических работников; создает условия
для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает
открытость дошкольного образования; создает условия для участия
родителей в образовательной деятельности.