Автор: Турунцева Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д⁄с № 56
Населённый пункт: Удмуртская республика, город Глазов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Лексика - рекомендации родителям по теме "Наш Глазов"
Раздел: дошкольное образование
«Наш город. Моя улица. Мой дом» Рекомендации родителям
Наш город – Глазов
Существительные:
город, Глазов, адрес, улица, переулок,
набережная, площадь Свободы, мост,
река Чепца, парк Горького, витрина,
музыкальная
школа
Глазовчанка,
библиотека им. Короленко, мемориал
героям-землякам
участникам
ВОВ,
памятник, киоск, газон, купол церкви,
подъезд,
автостанция,
вокзал,
новостройка,
фонтан, сад, сквер, стадион,
шоссе, тротуар, арка,
новый район, церковь, музей Иднакар, театр Парафраз.
Глаголы:
жить, любить, заботиться,
строить, перестраивать,
переезжать, ездить, смотреть, расти,
хорошеть, расширяться, благоустраивать.
Прилагательные:
городской, сельский, глазовский, широкий, просторный, прямой, узкий, тихий, многоэтажный,
старый, новый, тихий, шумный, зеленый, каменный, культурный, жилой.
Игра «Сосчитай-ка»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласовывать
существительное
с
числительными в роде, числе и падеже.
Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от
1 до 5-10).
Например: один город, два города... пять городов.
Слова: дом, улица, фонарь, музей.
Игра «Как назвать улицу?»
Цели:
развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных),
развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить его.
Представьте, что вы построили из кубиков целый город. Придумайте названия улицам
своего города.
Например:
А на этой улице растут клёны. Какая это улица? .... Эта улица полна
цветов. Какая это улица? .... А на этой — расположена школа. Какая это
улица? .... Здесь аптека. Какая это улица? .... А на этой улице —
бассейн. Какая это улица? .... Какие ещё улицы есть в вашем городе?
С. Чешева
Вот улица, на которой расположена бульвар. Какая она называется? —
Карла Маркса.
Как называется самая длинная улица города Глазова? — Кирова.
Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».
На поляне дом стоит,
(«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома —
пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)
Ну а к дому путь закрыт.
(Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,
средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие
пальцы — вверх («ворота»)
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
(Ладони разворачиваются параллельно друг другу)
1
Рекомендации родителям:
Задание 1.
- рассказать ребенку, как называется город, где он живет, в честь кого назван город, чем он
знаменит;
- рассмотреть фотоальбомы, иллюстрации, фотографии и открытки с изображением Глазова;
- обратить внимание на главную улицу города - Кирова, какие общественные здания на ней
расположены, построены дома;
- во время прогулки по городу (поселку) обратить внимание на различные строения, дома
(одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры;
- объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а
каждый дом — свой номер;
- выучить с ребенком свой домашний адрес.
Задание 2. Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка).
Задание 3. Нарисовать картину «Дома на моей улице».
Задание
4.
Дидактическая
игра
«Один
—
много» (образование
родительного
падежа
множественного числа имени существительного): один дом — много домов, одна улица..,
(поселок, город…).
Задание 5. Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов. Дом — домик, домишко,
домище. Город — городок, городишко, городище.
Задание 6. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».
На поляне дом стоит,
(«Дом» изобразить двумя руками, крышу
дома — пальцы левой и правой рук
соприкасаются друг с другом)
Ну а к дому путь закрыт.
(Правая и левая руки повернуты ладонями к
себе, средние пальцы соприкасаются друг с
другом, большие пальцы — вверх («ворота»)
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
(Ладони разворачиваются параллельно друг
другу)
Задание 7. Построить из строительного материала город.
Задание 8. Творчество глазовских поэтов.
Глазов.
Я люблю твои липы и клены,
Парк культуры, театр «Парафраз»,
Парк «Заречный», и скверик зеленый,
И Чепцу, где купалась не раз.
Я люблю тишину переулков,
Узость улиц, размах площадей,
По уютному парку прогулки
По колено в опавшей листве,
Свет твоих фонарей лучезарный
И в улыбке навстречу лицо,
Трепет листьев березы янтарной
И автобус с названьем «Кольцо».
В ярком блеске
Нарядный «Центральный»
Я люблю за столичный размах,
Над Чепцою крик чаек печальных,
Запах яблок поспевших в садах,
И ещё – твоих жителей рыжих –
Конопатую детвору…
И за дом с черепичною крышей
На Советской я тоже люблю!
Э.Цегельник
2
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще сильней.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей!
Ф. Васильев
Я здесь все сразу узнаю.
Здесь каждый встречный мне знаком.
И я со всеми говорю
На языке своем.
Иду ли в лес,
Бегу к реке –
С листвой беседую, с волной.
И на удмуртском языке
Колосья шепчутся со мной.
Родник так чисто скажет: «Пей!»
Коса приветствует: «Живи!»
И по-удмуртски соловей
Поет мне о любви своей.
И в воздухе звенят слова,
Как удалые бубенцы.
И речь удмуртская жива
На берегу родной Чепцы.
Ф.Васильев
Цветок золотой – италмас.
Цветок золотой – италмас.
Поля и луга, и тропинки,
И гулы, и звоны, и тишь…
Удмуртия, жаркой кровинкой
Ты в сердце России горишь.
Желанное сделалось близким
На веки веков – не на час.
Ты в ярком букете российском
Цветок золотой - италмас.
Народному братству не тесно
Под крыльями алых знамен.
И если вся Родина – песня,
Ты в песне той – гусельный звон.
Нас в жизни никто не осилит,
Все крепче, все выше страна.
Ты в силе могучей России –
Как в Волге большая волна.
Поля и луга, и тропинки,
И гулы, и звоны, и тишь…
Удмуртия, жаркой кровинкой
Ты в сердце России горишь.
О.Поскребышев
Сказание.
В трех верстах пути от горы крутой,
Что зовет народ в веках Солдырьской,
По течению вниз, бородатые
Мужики пришли, конопатые…
Зародился тут, за рекой Чепцой,
Синегурт родной, город Глазов мой…
Э.Цегельник
Задание 9. Загадки удмуртского народа для маленьких детей.
1.
В поле масло с платьем растут (лен)
2.
На одной ноге, в ста платьях (капуста)
3.
И летом сто одежек носит (капуста)
4.
Его едят, а он плакать заставляет (лук)
5.
Себя раздевать не дает – до слез доводит (лук)
6.
Кругла – не арбуз, хвостата – не мышь (репа)
7.
В земле бородатая голова (брюква)
8.
В земле красный петух (свекла)
9.
Тело желтое, волосы зеленые, куда посадят, там и сидит (морковь)
10. Ни окон, ни дверей полон дом гостей (огурец)
11. На грядке желтое солнышко (подсолнух)
12. В землю одну кладешь – пятнадцать получается (картофель)
13. Посреди поля бусинки с ногами (горох)
14. Посреди поля борона (гречиха)
15. Летом в зеленом, а зимой – голый (лес)
3
16. И зимой и летом в одной одежде (ель)
17. За домом беленькая кудрявая девушка стоит (береза)
18. На иве котятки (верба)
19. Одежда – зеленый шелк, цветы – цвет зари, а когти как у кошки (шиповник)
20. Маленький мальчик бусы продает (смородина)
21. Сама маленькая, а вся в красных серьгах (красная смородина)
22. Шапочка красная, голова белая (малина)
23. На склоне горы стоит, кто ни подойдет – всяк поклонится
Красна, румяна, душиста, низко растет, ближе к земле клонится (земляника)
24. Удивительная курица синее яйцо снесет (черника)
25. Родился я в дождливый день под молодой осинкой, круглый, гладкий, красивый,
толстоногий и прямой (гриб)
26. Посреди леса масляная чашка (гриб)
27. Рук нет – за щеку щиплет (мороз)
28. Безрукий - безногий мост построил (мороз)
29. Из маленького облачка мука сыплется (снег)
30. В огне не горит, в воде не тонет (лед)
31. Без крыльев летит, без ног бежит (облака, тучи)
32. Длинногий шел, шел и в землю исчез (дождь)
33. Под небосводом зеленая, желтая дуга (радуга)
34. Друг на друга не наглядятся (небо и земля)
35. Каждый день по одной дороге ходит (солнце)
36. Ночью ходит, а днем спит (луна)
37. Что только ночью видеть можно (звезды)
38. Крыльев нет – летает, рук нет – деревья гнет, голоса нет – поет (ветер)
39. Ворота отворяет – самого не видно (ветер)
40. Свет дает, тепла нет (луна)
41. Идет, идет – никогда не устает (река)
42.
Зимой ездят, летом нет (река)
4