Напоминание

Лексика - рекомендации родителям по теме "Наш Глазов"


Автор: Турунцева Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д⁄с № 56
Населённый пункт: Удмуртская республика, город Глазов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Лексика - рекомендации родителям по теме "Наш Глазов"
Дата публикации: 16.10.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Наш город. Моя улица. Мой дом» Рекомендации родителям

Наш город – Глазов

Существительные:

город, Глазов, адрес, улица, переулок,

набережная, площадь Свободы, мост,

река Чепца, парк Горького, витрина,

музыкальная

школа

Глазовчанка,

библиотека им. Короленко, мемориал

героям-землякам

участникам

ВОВ,

памятник, киоск, газон, купол церкви,

подъезд,

автостанция,

вокзал,

новостройка,

фонтан, сад, сквер, стадион,

шоссе, тротуар, арка,

новый район, церковь, музей Иднакар, театр Парафраз.

Глаголы:

жить, любить, заботиться,

строить, перестраивать,

переезжать, ездить, смотреть, расти,

хорошеть, расширяться, благоустраивать.

Прилагательные:

городской, сельский, глазовский, широкий, просторный, прямой, узкий, тихий, многоэтажный,

старый, новый, тихий, шумный, зеленый, каменный, культурный, жилой.

Игра «Сосчитай-ка»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласовывать

существительное

с

числительными в роде, числе и падеже.

Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от

1 до 5-10).

Например: один город, два города... пять городов.

Слова: дом, улица, фонарь, музей.

Игра «Как назвать улицу?»

Цели:

развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных),

развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить его.

Представьте, что вы построили из кубиков целый город. Придумайте названия улицам

своего города.

Например:

А на этой улице растут клёны. Какая это улица? .... Эта улица полна

цветов. Какая это улица? .... А на этой — расположена школа. Какая это

улица? .... Здесь аптека. Какая это улица? .... А на этой улице —

бассейн. Какая это улица? .... Какие ещё улицы есть в вашем городе?

С. Чешева

Вот улица, на которой расположена бульвар. Какая она называется? —

Карла Маркса.

Как называется самая длинная улица города Глазова? — Кирова.

Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».

На поляне дом стоит,

(«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома —

пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.

(Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие

пальцы — вверх («ворота»)

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

(Ладони разворачиваются параллельно друг другу)

1

Рекомендации родителям:

Задание 1.

- рассказать ребенку, как называется город, где он живет, в честь кого назван город, чем он

знаменит;

- рассмотреть фотоальбомы, иллюстрации, фотографии и открытки с изображением Глазова;

- обратить внимание на главную улицу города - Кирова, какие общественные здания на ней

расположены, построены дома;

- во время прогулки по городу (поселку) обратить внимание на различные строения, дома

(одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры;

- объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а

каждый дом — свой номер;

- выучить с ребенком свой домашний адрес.

Задание 2. Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка).

Задание 3. Нарисовать картину «Дома на моей улице».

Задание

4.

Дидактическая

игра

«Один

много» (образование

родительного

падежа

множественного числа имени существительного): один дом — много домов, одна улица..,

(поселок, город…).

Задание 5. Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов. Дом — домик, домишко,

домище. Город — городок, городишко, городище.

Задание 6. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».

На поляне дом стоит,

(«Дом» изобразить двумя руками, крышу

дома — пальцы левой и правой рук

соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.

(Правая и левая руки повернуты ладонями к

себе, средние пальцы соприкасаются друг с

другом, большие пальцы — вверх («ворота»)

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

(Ладони разворачиваются параллельно друг

другу)

Задание 7. Построить из строительного материала город.

Задание 8. Творчество глазовских поэтов.

Глазов.

Я люблю твои липы и клены,

Парк культуры, театр «Парафраз»,

Парк «Заречный», и скверик зеленый,

И Чепцу, где купалась не раз.

Я люблю тишину переулков,

Узость улиц, размах площадей,

По уютному парку прогулки

По колено в опавшей листве,

Свет твоих фонарей лучезарный

И в улыбке навстречу лицо,

Трепет листьев березы янтарной

И автобус с названьем «Кольцо».

В ярком блеске

Нарядный «Центральный»

Я люблю за столичный размах,

Над Чепцою крик чаек печальных,

Запах яблок поспевших в садах,

И ещё – твоих жителей рыжих –

Конопатую детвору…

И за дом с черепичною крышей

На Советской я тоже люблю!

Э.Цегельник

2

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще сильней.

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей!

Ф. Васильев

Я здесь все сразу узнаю.

Здесь каждый встречный мне знаком.

И я со всеми говорю

На языке своем.

Иду ли в лес,

Бегу к реке –

С листвой беседую, с волной.

И на удмуртском языке

Колосья шепчутся со мной.

Родник так чисто скажет: «Пей!»

Коса приветствует: «Живи!»

И по-удмуртски соловей

Поет мне о любви своей.

И в воздухе звенят слова,

Как удалые бубенцы.

И речь удмуртская жива

На берегу родной Чепцы.

Ф.Васильев

Цветок золотой – италмас.

Цветок золотой – италмас.

Поля и луга, и тропинки,

И гулы, и звоны, и тишь…

Удмуртия, жаркой кровинкой

Ты в сердце России горишь.

Желанное сделалось близким

На веки веков – не на час.

Ты в ярком букете российском

Цветок золотой - италмас.

Народному братству не тесно

Под крыльями алых знамен.

И если вся Родина – песня,

Ты в песне той – гусельный звон.

Нас в жизни никто не осилит,

Все крепче, все выше страна.

Ты в силе могучей России –

Как в Волге большая волна.

Поля и луга, и тропинки,

И гулы, и звоны, и тишь…

Удмуртия, жаркой кровинкой

Ты в сердце России горишь.

О.Поскребышев

Сказание.

В трех верстах пути от горы крутой,

Что зовет народ в веках Солдырьской,

По течению вниз, бородатые

Мужики пришли, конопатые…

Зародился тут, за рекой Чепцой,

Синегурт родной, город Глазов мой…

Э.Цегельник

Задание 9. Загадки удмуртского народа для маленьких детей.

1.

В поле масло с платьем растут (лен)

2.

На одной ноге, в ста платьях (капуста)

3.

И летом сто одежек носит (капуста)

4.

Его едят, а он плакать заставляет (лук)

5.

Себя раздевать не дает – до слез доводит (лук)

6.

Кругла – не арбуз, хвостата – не мышь (репа)

7.

В земле бородатая голова (брюква)

8.

В земле красный петух (свекла)

9.

Тело желтое, волосы зеленые, куда посадят, там и сидит (морковь)

10. Ни окон, ни дверей полон дом гостей (огурец)

11. На грядке желтое солнышко (подсолнух)

12. В землю одну кладешь – пятнадцать получается (картофель)

13. Посреди поля бусинки с ногами (горох)

14. Посреди поля борона (гречиха)

15. Летом в зеленом, а зимой – голый (лес)

3

16. И зимой и летом в одной одежде (ель)

17. За домом беленькая кудрявая девушка стоит (береза)

18. На иве котятки (верба)

19. Одежда – зеленый шелк, цветы – цвет зари, а когти как у кошки (шиповник)

20. Маленький мальчик бусы продает (смородина)

21. Сама маленькая, а вся в красных серьгах (красная смородина)

22. Шапочка красная, голова белая (малина)

23. На склоне горы стоит, кто ни подойдет – всяк поклонится

Красна, румяна, душиста, низко растет, ближе к земле клонится (земляника)

24. Удивительная курица синее яйцо снесет (черника)

25. Родился я в дождливый день под молодой осинкой, круглый, гладкий, красивый,

толстоногий и прямой (гриб)

26. Посреди леса масляная чашка (гриб)

27. Рук нет – за щеку щиплет (мороз)

28. Безрукий - безногий мост построил (мороз)

29. Из маленького облачка мука сыплется (снег)

30. В огне не горит, в воде не тонет (лед)

31. Без крыльев летит, без ног бежит (облака, тучи)

32. Длинногий шел, шел и в землю исчез (дождь)

33. Под небосводом зеленая, желтая дуга (радуга)

34. Друг на друга не наглядятся (небо и земля)

35. Каждый день по одной дороге ходит (солнце)

36. Ночью ходит, а днем спит (луна)

37. Что только ночью видеть можно (звезды)

38. Крыльев нет – летает, рук нет – деревья гнет, голоса нет – поет (ветер)

39. Ворота отворяет – самого не видно (ветер)

40. Свет дает, тепла нет (луна)

41. Идет, идет – никогда не устает (река)

42.

Зимой ездят, летом нет (река)

4



В раздел образования