Напоминание

"Развитие речи во второй младшей группе"


Автор: Железко Алена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников №9 "Аленка"
Населённый пункт: город Мариинск
Наименование материала: план работы по теме самообразования
Тема: "Развитие речи во второй младшей группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому направлению развития воспитанников №9

«Аленка»

План работы по теме самообразования во

второй младшей группе «Ягодки»

«Развитие речи воспитанников»

Составитель:

Железко Алена

Николаевна,

воспитатель

2019-2020

Актуальность темы

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,

прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Работая в

детском саду с воспитанниками второй младшей группы, проводя занятия, общаясь с

детьми, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо

развита активная речь, у многих детей речь на уровне звукоподражания. Так в чѐм же

причина? Меня заинтересовал этот вопрос. На начальном этапе жизни именно мелкая

моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных

способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку,

карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно

собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками,

мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не

успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети

часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных

сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С

течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в

раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки

должна стать важной частью развития детской речи.

Формирование устной речи ребѐнка начинается тогда, когда движения пальцев рук

достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под

влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребѐнка двигаются с

той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке

движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности

головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько

ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный

запас. Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи воспитанников», так как эта

тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень

нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики

предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на

отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Изучение научной и учебно-методической литературы по теме:

1. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры».

2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения».

3. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Младшая группа».

4.Давыдова Т. Н. «Рисуем ладошками».

5. Данилова Е. «Пальчиковые игры».

6. Кольцова М. М. «Развитие моторики».

7.Пименова Е. П. «Пальчиковые игры».

8. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками».

9.Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка».

10.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой

моторики».

11. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».

12. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь».

Тема: «Развитие речи воспитанников».

Этап работы над темой: 1 год

Дата начала работы над темой: октябрь 2019г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2020г.

Цель:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и

компетентности.

Задачи:

1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей,

нетрадиционные техники рисования;

2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через

использование разнообразных форм, методов и приемов;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и

привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Форма отчѐтности:

Консультации

для

родителей

по

развитию

мелкой

моторики

дошкольников,

оформление папок-передвижек.

• Открытое занятие по развитию речи «Приглашение в сказку».

• Оформление уголка речевого развития.

• Составление картотеки пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных

упражнений.

• Выступление детей перед родителями – показ сказки «Заюшкина избушка».

• Публикация статьи «Речевое развитие дошкольников».

• Итоговое родительское собрание (рассказать о проведенной работе, дать рекомендации

по работе с детьми в летний период).

• Отчет по теме самообразования.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук (су-джок, шишки, релаксаторы);

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование по трафаретам;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка (по принципу симметрии);

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами (сухой бассейн с гидрогелем, камешки марблс);

• пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки;

• артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

• рисование пальчиками, ладошками, свечами, мыльными пузырями, крупой.

Перспективный план работы по теме самообразования :

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Игра «Я катаю мой орех».

7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди

такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

8.Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

9. «Едет с поля урожай» (аппликация).

Работа с родителями. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у

детей дошкольного возраста».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул»,

«Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

6. «Спрячем ежика в осенних листочках» (кляксография).

7.Разучивание и инсценировка р.н. с. «Заюшкина избушка».

8. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

9.Массаж кистей с помощью шишек.

Работа с родителями. Совместное творчество детей и родителей – проект «Книжка-

малышка».

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок).

7. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

8.Игры с мелкими предметами (сухой бассейн с гидрогелем).

9.Штриховка.

10. «В лесу родилась елочка» (рисование методом тычка).

Работа с родителями. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по

развитию мелкой моторики рук. Участие родителей в изготовлении пособий.

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение

пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или

пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

7. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

8.Массаж кистей и пальцев рук с помощью су-джок.

9.Рисование по трафаретам.

10. «Звездное небо» (фотокопия, рисование свечами, коллективная работа).

Работа с родителями. Консультация для родителей по развитию мелкой моторики

дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

6. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества»

(аппликация).

7. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

8. «Снежинка» (рисование крупой).

9. Игры с мелкими предметами (камешки марблс).

10. Учить пересказу известных р.н.с. с использованием мнемотаблиц.

Работа с родителями. Консультация для родителей «Почему с детьми надо проводить

речевые пальчиковые игры», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта»

( аппликация).

6.Игра «Прищепки»

7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке

все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

8. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

9. «Тюльпаны для мамы» (рисование ладошками).

10. Рисование по трафаретам.

Работа с родителями. Создание картотеки потешек для применения их режимных

моментах (подъем,умывание и т.д.).

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски,

треугольники, квадраты).

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать»,

«Телевизор» и т.д.

5.Проигрывание с детьми пальчиковым театром р.н. сказок.

6.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

7. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

8. «Подводное царство» (пальцевая живопись, ладошка, оттиск пробкой, рисование

солью).

9. Игры с мелкими предметами «Накорми щенков» (баночки с изображением щенков из

мультфильма «Щенячий патруль» и фасоль).

10. Учить застегивать и расстегивать пуговицы с помощью наглядных пособий «Божья

коровка» и «Мухомор»).

Работа с родителями. Оформление папки-передвижки «Лучшие детские сказки».

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста»,

«Спокойного сна!».

2. «Салют» (аппликация из салфеток, учить детей скатывать шарики из кусочка

салфетки).

3. Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

4.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

5.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

6.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки»,

«Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

7.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

8. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

9. «Желтые одуванчики» (рисование мыльными пузырями).

10. Игры с мелкими предметами ( крышечки от пюре «Фрутто-няня» и изображения

видов транспорта).

Работа с родителями.

Подведение итогов.

Рассказать об успехах детей, об их

достижениях в речевом развитии, об успешной совместной работе воспитателей и

родителей, о необходимости продолжать работу и в летний период.

Отчет по теме самообразования «Развитие речи воспитанников»

Тема самообразования «Развитие речи воспитанников»

выбрана мной не

случайно. Во-первых, данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь

овладение

правильной

связной

речью

способствует

формированию

у

ребенка

уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у

детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое, развернутое

высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых;

дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить

необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует,

насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и

одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Во-вторых, параллельно я

пишу курсовую, темой исследования которой выбрано: « Развитие мелкой моторики у

детей с нарушениями речи», где научно обосновано влияние развития мелкой моторики

на речь ребенка.

Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид

деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодится в жизни. Поэтому

именно через с помощью «игры» было решено развивать речь детей.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей,

нетрадиционные техники рисования;

2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через

использование разнообразных форм, методов и приемов;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и

привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Поставленные задачи решались при выполнении следующих условий:

- подбор речевых упражнений и развивающих игр осуществлялся в соответствии с

возрастом и индивидуальным уровнем развития младших дошкольников;

-

речевые

упражнения

и

развивающие

игры

использовались

целесообразно

и

систематически сначала в совместной, а затем и в самостоятельной деятельности;

-

для эффективной организации работы регулярно обогащалась соответствующая

предметно-развивающаяся среда;

- осуществлялось просвещение родителей в данном направлении.

По данной теме изучена следующая методическая литература:

1. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры».

2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения».

3. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Младшая группа».

4.Давыдова Т. Н. «Рисуем ладошками».

5. Данилова Е. «Пальчиковые игры».

6. Кольцова М. М. «Развитие моторики».

7.Пименова Е. П. «Пальчиковые игры».

8. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками».

9.Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка».

10.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой

моторики».

11. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».

12. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь».

Вся работа была направлена на повышение уровня развития речи воспитанников. На

начало учебного года во второй младшей группе был разработан план игр и заданий по

развитию речи в совместной и самостоятельной деятельности. Игры вводились

постепенно и целенаправленно: сначала пальчиковые игры, к ним постепенно были

добавлены подвижные игры словесного плана, затем дыхательные упражнения и

артикуляционная гимнастика, позже – настольные дидактические игры, нетрадиционные

техники рисования.

В работе с воспитанниками были использованы следующие методы и приемы:

Наглядные (использование иллюстраций при работе с пальчиковыми играми со

стихами

и

скороговорками;

показ

движений

рук

и

пальцев

в

процессе

проговаривания

пальчиковых

игр;

показ

артикуляционных

упражнений;

множественные иллюстрации в настольных дидактических играх)

Словесные

(проговаривание

пальчиковых

игр

и

скороговорок;

словесное

оговаривание полученного результата после сбора карточек в настольных

дидактических играх)

Практические

(работа

с

настольно-дидактическими

играми

и

пособиями;

разучивание и инсценировка р.н.с. на утреннике; игры с пальчиками и «зарядка» с

язычком; применение нетрадиционных техник рисования)

В ходе работы была организована работа с родителями по данному направлению:

-были представлены консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного

возраста», «Развиваем пальчики, улучшаем речь», «Почему сдетьми надо проводить

речевые пальчиковые игры», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры»;

-совместное творчество детей и родителей – проект «Книжка-малышка»;

-выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики

рук, участие родителей в изготовлении пособий;

-создание картотеки потешек для применения в режимных моментах;

-оформление папки-передвижки «Лучшие детские сказки»;

-проведено родительское собрание, где были подведены итоги работы за текущий

учебный год, сказано об успехах детей, об их достижениях в речевом развитии, об

успешной совместной работе воспитателей и родителей, о необходимости продолжать

работу и в летний период.

В течение года было проведено открытое занятие по речевому развитию на тему

«Приглашение в сказку», посетила открытые занятия коллег по речевому развитию и

выслушала их доклады и выступления на педсовете; оформила уголок речевого развития

детей;

составила

картотеки

пальчиковых

игр,

артикуляционных

гимнастик

и

дыхательных упражнений; опубликовала статью «Речевое развитие дошкольников» в

электронном журнале; провела консультации для родителей

и оформила папки-

передвижки по теме самообразования; подготовка детей и выступление на утреннике с

инсценировкой р.н.с. «Заюшкина избушка».

Перспективный план работы по теме самообразования :

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Игра «Я катаю мой орех».

7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди

такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

8.Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

9. «Едет с поля урожай» (аппликация).

Работа с родителями. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у

детей дошкольного возраста».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул»,

«Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

6. «Спрячем ежика в осенних листочках» (кляксография).

7.Разучивание и инсценировка р.н. с. «Заюшкина избушка».

8. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

9.Массаж кистей с помощью шишек.

Работа с родителями. Совместное творчество детей и родителей – проект «Книжка-

малышка».

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок).

7. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

8.Игры с мелкими предметами (сухой бассейн с гидрогелем).

9.Штриховка.

10. «В лесу родилась елочка» (рисование методом тычка).

Работа с родителями. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по

развитию мелкой моторики рук. Участие родителей в изготовлении пособий.

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение

пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или

пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

7. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

8.Массаж кистей и пальцев рук с помощью су-джок.

9.Рисование по трафаретам.

10. «Звездное небо» (фотокопия, рисование свечами, коллективная работа).

Работа с родителями. Консультация для родителей по развитию мелкой моторики

дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

6. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества»

(аппликация).

7. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

8. «Снежинка» (рисование крупой).

9. Игры с мелкими предметами (камешки марблс).

10. Учить пересказу известных р.н.с. с использованием мнемотаблиц.

Работа с родителями. Консультация для родителей «Почему с детьми надо проводить

речевые пальчиковые игры», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта»

( аппликация).

6.Игра «Прищепки»

7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке

все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

8. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

9. «Тюльпаны для мамы» (рисование ладошками).

10. Рисование по трафаретам.

Работа с родителями. Создание картотеки потешек для применения их режимных

моментах (подъем,умывание и т.д.).

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски,

треугольники, квадраты).

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать»,

«Телевизор» и т.д.

5.Проигрывание с детьми пальчиковым театром р.н. сказок.

6.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

7. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

8. «Подводное царство» (пальцевая живопись, ладошка, оттиск пробкой, рисование

солью).

9. Игры с мелкими предметами «Накорми щенков» (баночки с изображением щенков из

мультфильма «Щенячий патруль» и фасоль).

10. Учить застегивать и расстегивать пуговицы с помощью наглядных пособий «Божья

коровка» и «Мухомор»).

Работа с родителями. Оформление папки-передвижки «Лучшие детские сказки».

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста»,

«Спокойного сна!».

2. «Салют» (аппликация из салфеток, учить детей скатывать шарики из кусочка

салфетки).

3. Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

4.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

5.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

6.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки»,

«Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

7.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

8. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

9. «Желтые одуванчики» (рисование мыльными пузырями).

10. Игры с мелкими предметами ( крышечки от пюре «Фрутто-няня» и изображения

видов транспорта).

Работа с родителями.

Подведение итогов.

Рассказать об успехах детей, об их

достижениях в речевом развитии, об успешной совместной работе воспитателей и

родителей, о необходимости продолжать работу и в летний период.

Проведя работу, было выявлено, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно

хорошо развивается. Игровая и

творческая

деятельность,

театрализованные

представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения

детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы

общения

и

человеческих

отношений,

тем

самым

обогащают

эмоциональную

сферу дошкольника адекватно содержанию текста.

В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова,

учится правильно строить предложения. Следовательно, игра является неотъемлемой

частью

жизни ребенка-дошкольника.

И

главное

в

этом

участие

родителей

и

воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.

В результате изучения темы самообразования: «Развитие речи воспитанников» сделала

следующие

выводы,

что

работа

должна

осуществляться

систематически

и

последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные

моменты (одевание, умывание, завтрак, обед и т. п.,) игры (дидактические, сюжетно –

ролевые, подвижные и др., ) занятия, трудовую деятельность, экскурсии и прогулки.

Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс,

обогащая опыт. Однако, следует помнить: развитие речи детей младшего дошкольного

возраста должно производиться с учётом их возрастных, психофизиологических и

индивидуальных особенностей.

Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю,

останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с

детьми и их родителями.

В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию речи.

3. Познакомиться с новыми инновационными технологиями через предметные издания и

интернет.

Приложение.

«ЛЫЖИ» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -

"лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на

"лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«КОТЕНОК» (пальчиковая игра с прищепками)

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком

тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и

обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

«ПРИЩЕПКИ»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых

прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

«Я КАТАЮ МОЙ ОРЕХ»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

«ЗАМОК».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично

раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не

расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно

меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок

полностью.

- И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«КАПУСТА».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

«ОРЕХИ»

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех,

удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.

«ДОРОЖКА»

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него

дорожку.

«КАРАНДАШ»

Мы зажали карандаш,

Отогнулся пальчик наш.

Он теперь у нас пилот –

Отправляется в полѐт.

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть

повѐрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху

ручки. Покачивают, имитируя движения самолѐта. Делают с другой рукой.

«ОСЛИК»

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай – качай – качай,

Но давай-ка не теряй.

«ЧАСЫ»

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Вправо-влево – так да тик.

«КАЧЕЛИ»

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.

- «Что такое? Неужели

Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки.

Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой

рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).

ИГРА «ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из

«Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить

игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать

крупный пинцет.

ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКАХ»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в

ладошке.Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «КАК ЖИВЕШЬ?»

- Как живешь?

- Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь?

- Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь?

- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

- Вдаль глядишь?

- Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед?

- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед?

- Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь?

- Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь?

- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

ИГРА «СПОКОЙНОГО СНА!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)

Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)

Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)

А другой давненько спит…(загните большой палец)

Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

ИГРА «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)

Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)

Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок,

начиная с большого)

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)

Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)

В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)

ИГРА «ЧЕЛОВЕЧЕК»

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку

указательным и средним пальцами на стол или на пол.)

– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем

просит детей повторить движения.)

– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит

слова стихотворения.)

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

ИГРА «МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

ИГРА «ЛАПКИ -ЦАРАПКИ»

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)

А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).

ДОМ И ВОРОТА

- На поляне дом стоит ( изображаем "дом")

- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")

- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

- В этот домик приглашаем . (изображаем "дом")

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )

Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)

Когда хочет спать, то прячет еѐ обратно. (и спрятать их обратно. )

ОЧКИ

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.

Колечки поднести к глазам.

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает.

ФЛАЖОК

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой

опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе

Горит на солнышке флажок,

Как будто я Огонь зажег.

ЛОДКА

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как

ковшик

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

ПАРОХОД

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие

пальцы подняты вверх ).

Паровоз. Без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел!

СТУЛ

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок

(большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение,

можно менять положение рук попеременно на счет "раз".

Есть у него спина, А не лежит никогда,

Есть четыре ноги, А не ходят и три.

Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.

СТОЛ

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если

ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая

рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет

"раз" .

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил.

ГРАБЛИ

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"

Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.

СОБАКА

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец

согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и

поднимается .

Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

А сам ворчун.

КОШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец

подняты вверх .

У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется,

Без водички моется.

ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими

шевелить в стороны и вперед .

Маленький, Беленький

По лесочку прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг,

По снежочку тык-тык.

ЗАЙКА И БАРАБАН

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты.

Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам!

КОЗА

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены

вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .

Тили-тили, тили-тили,

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зеленым кочкам,

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку,

которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем

вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в

противоположные стороны.

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

ЛОШАДЬ

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее

накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец

кверху. Два больших пальца образуют уши .

Четыре ноги,

Пятая грива,

Шестой хвост,

Погоняй, не бойсь.

ДОМ.

Я хочу построить дом,

(Руки над головой "домиком".)

Чтоб окошко было в нѐм,

(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони повѐрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)

Пѐс ворота охранял.

(Одна рука "пѐс", мизинец отсоединить от других пальцев.)

Солнце было,

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шѐл,

("Стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвѐл.

(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

ЕДЕТ С ПОЛЯ УРОЖАЙ (аппликация)

Цель: умение наклеивать готовые предметы, развитие цветового восприятия,

сообразительности.

Материалы: готовые эскизы банок, шаблоны овальных зеленых огурчиков, круглых

красных помидоров, клей, салфетки.

Содержание: беседа о зимних заготовках. Дети самостоятельно определяют (по форме и

цвету) какие овощи мы будем солить на занятии.

СПРЯЧЕМ ЕЖИКА В ОСЕННИХ ЛИСТОЧКАХ (кляксография)

Цель: Знакомство с новой техникой выполнения рисунка. Развитие интереса к

рисованию. Формирование воображения.

Материалы: Силуэты листьев (дубовые кленовые, вырезанные из белой бумаги).

Разведенная гуашь желтого, красного цвета. Трубочки для коктейля.

Содержание: На готовые белые листики ложечкой наливается клякса. Дети с помощью

трубочек раздувают эту кляксу в разные стороны по листику. Тем самым получается

необычный рисунок. Либо кончиком трубочки водят по кляксе.

В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА( рисование методом тычка)

Цель: Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно

держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с

краской. Воспитывать интерес к рисованию. Развивать чувство композиции,

коллективизма.

Материалы: листы белого цвета с силуэтом елочки; кисть с жестким ворсом; краска

зеленого цвета; стаканы с водой; салфетки. Белая гуашь.

Содержание: Рассмотреть зимний пейзаж из елей. Поговорить о значимости зеленой

красавицы для новогоднего праздника. Предложить нарисовать коллективный зимний

пейзаж из зеленых красавиц.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО (фотокопия, рисование свечами,

коллективная работа)

Цель: Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение,

художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования.

Материал: Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета,

свеча.

Содержание: Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их

не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды.

Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка.

СНЕЖИНКИ (рисование крупой)

Цель: Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей.

Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие

мелкой моторики рук.

Материалы: лист бумаги с нарисованной снежинкой на каждого ребенка синего цвета;

клей; кисти; манная крупа. Бумажные салфетки.

Содержание: Силуэт нарисованной снежинки аккуратно намазываем клеем. Насыпаем на

рисунок манной крупы. Для лучшего приклеивания крупы накладываем салфетку.

Излишки крупы стряхиваем с картинки. Данными снежинками украшаем группу.

ТЮЛЬПАНЫ ДЛЯ МАМЫ (рисование ладошками)

Цель: Развивать цветовосприятие, воображение. Учить рисовать ладошками.

Материалы: Акварель, листы бумаги, салфетки, кисти.

Содержание: нарисовать головку тюльпана с помощью отпечатка ладони. С помощью

акварели дорисовать зелень у цветка.

ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО (пальцевая живопись, ладошка, оттиск пробкой,рисование

солью)

Цель: познакомить детей с различными техниками рисования;

— развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов

на бумаге, картоне, ткани и др.;

— способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

— развивать творческие способности и экспериментирование;

— воспитывать чувство прекрасного.

Материал: Бумага белого или голубого цвета; гуашь разного цвета; ватные палочки;

пробки; соль. Влажные и бумажные салфетки. Губки для гуаши.

Содержание: Рассматривание картин подводного пейзажа. Поэтапное рисование: по

выбору детей рисуем ладошкой рыбку, осьминога или мидузу. С помощью клея и соли

изображаем песок на дне водоема. Оттиском пробки обозначаем камушки. Пальчиками

дорисовываем зеленые длинные водоросли.

ЖЕЛТЫЕ ОДУВАНЧИКИ (рисование мыльными пузырями)

Цель: Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать

творческие способности, воображение.

Материалы: Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем.

Содержание: Внимательно рассмотреть одуванчик. Чтение Серова «Носит одуванчик

желтый сарафанчик». Показ воспитателем способа работы.Предложить детям так же

попробовать нарисовать.



В раздел образования