Напоминание

Валеология в ДОУ


Автор: Афанасьева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 5" г. Магнитогорска
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Валеология в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Валеология в ДОУ.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья никогда не потеряют своей актуальности. Как и разные подходы

приобщения людей к здоровому образу жизни. Воспитание культуры здорового образа жизни следует начинать как

можно раньше, чтобы дети уже с малых лет осознавали ценность хорошего самочувствия. С этой цель в дошкольных

образовательных учреждениях (ДОУ) активно вводятся здоровьесберегающие технологии обучения, элементом которых

является валеологическое направление учебно-воспитательного процесса.

Валеология — это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних

лет. Слово «валеология» происходит от двух латинских слов: «valeo» – быть здоровым и «logos» – изучение. Термин

был введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук Израилем Брехманом. Антагонисты

существования «общей теории здоровья» в качестве весомого аргумента приводят довод о том, что желание валеологов

найти отличное от медицины применение теории приводит к уходу валеологии от строго научного подхода к

ненаучным, местами религиозным концепциям, а также к нетрадиционной медицине. Тем не менее Федеральным

государственным образовательным стандартом (ФГОС) валеологическое просвещение подрастающего поколения

признано одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса.

Цели занятий по валеологии

Назначение валеологии учёными рассматривается как организационный процесс раскрытия потенциала здоровья,

заложенного в каждом человеке. В контексте детского сада целями валеологического образования является:

знакомство детей с понятиями «здоровый образ жизни», «основы безопасной жизнедеятельности»;

воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек, эмоционального общения;

приобщение к занятиям физической культурой и спортом;

формирование навыков личной гигиены;

воспитание бережного отношения к здоровью человека.

Задачи валеологического образования, как и цели, для разных возрастных групп едины, отличается лишь степень

погружения в тот или иной аспект теории здоровья. Для удобства освоения валеологических знаний, направления

учения разделены по структурным блокам.

Таблица: задачи валеологического образования по блокам знаний

Блок знаний

Задачи

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный

возраст

Старший дошкольный возраст

Познание себя

познакомить малышей со

строением человека;

объяснить малышам важность

посещения врачей.

познакомить с

названиями

внутренних органов;

разъяснить роль

некоторых

медицинских

работников

(окулист,

стоматолог).

познакомить с базовыми

знаниями о расположении и

функциях внутренних органов

(например, в рамках темы

«Сердце»);

дать представление о роли отца и

матери в рождении ребёнка;

учить элементарным

профилактическим мерам в

отношении заболеваний органов

слуха, зрения.

Эмоциональное

здоровье

научить малышей выражать

свои положительные эмоции;

развивать навык

определения настроения

человека по внешнему виду.

показать

разнообразие

выражений чувств у

людей;

знакомиться с

положительными и

отрицательными

чертами характера.

учить малышей объяснять свои

настроения;

объяснять способы избавления

от негативных эмоций.

Экстремальные

ситуации в

жизни человека

объяснить необходимость

быть осторожным в общении

с незнакомыми людьми;

осваивать правила поведения

на улице.

осваивать ПДД

(переходить только

на зелёный сигнал

светофора);

познакомить с

номерами экстренны

х служб (скорая

помощь, полиция,

пожарная служба);

дать представление о

мерах безопасности

в разное время года

(возможные риски

зимой из-за

гололёда, летом из-

за палящего солнца).

Осваивать правила

поведения дома, когда рядом нет

взрослых (обращать особое

внимание на опасные средства

бытовой химии, яды, режущие

предметы, лекарства);

Систематизировать правила

поведения в лесу, на реке.



В раздел образования