Автор: Афанасьева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 5" г. Магнитогорска
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Валеология в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Валеология в ДОУ.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья никогда не потеряют своей актуальности. Как и разные подходы
приобщения людей к здоровому образу жизни. Воспитание культуры здорового образа жизни следует начинать как
можно раньше, чтобы дети уже с малых лет осознавали ценность хорошего самочувствия. С этой цель в дошкольных
образовательных учреждениях (ДОУ) активно вводятся здоровьесберегающие технологии обучения, элементом которых
является валеологическое направление учебно-воспитательного процесса.
Валеология — это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних
лет. Слово «валеология» происходит от двух латинских слов: «valeo» – быть здоровым и «logos» – изучение. Термин
был введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук Израилем Брехманом. Антагонисты
существования «общей теории здоровья» в качестве весомого аргумента приводят довод о том, что желание валеологов
найти отличное от медицины применение теории приводит к уходу валеологии от строго научного подхода к
ненаучным, местами религиозным концепциям, а также к нетрадиционной медицине. Тем не менее Федеральным
государственным образовательным стандартом (ФГОС) валеологическое просвещение подрастающего поколения
признано одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса.
Цели занятий по валеологии
Назначение валеологии учёными рассматривается как организационный процесс раскрытия потенциала здоровья,
заложенного в каждом человеке. В контексте детского сада целями валеологического образования является:
знакомство детей с понятиями «здоровый образ жизни», «основы безопасной жизнедеятельности»;
воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек, эмоционального общения;
приобщение к занятиям физической культурой и спортом;
формирование навыков личной гигиены;
воспитание бережного отношения к здоровью человека.
Задачи валеологического образования, как и цели, для разных возрастных групп едины, отличается лишь степень
погружения в тот или иной аспект теории здоровья. Для удобства освоения валеологических знаний, направления
учения разделены по структурным блокам.
Таблица: задачи валеологического образования по блокам знаний
Блок знаний
Задачи
Младший дошкольный возраст
Средний дошкольный
возраст
Старший дошкольный возраст
Познание себя
познакомить малышей со
строением человека;
объяснить малышам важность
посещения врачей.
познакомить с
названиями
внутренних органов;
разъяснить роль
некоторых
медицинских
работников
(окулист,
стоматолог).
познакомить с базовыми
знаниями о расположении и
функциях внутренних органов
(например, в рамках темы
«Сердце»);
дать представление о роли отца и
матери в рождении ребёнка;
учить элементарным
профилактическим мерам в
отношении заболеваний органов
слуха, зрения.
Эмоциональное
здоровье
научить малышей выражать
свои положительные эмоции;
развивать навык
определения настроения
человека по внешнему виду.
показать
разнообразие
выражений чувств у
людей;
знакомиться с
положительными и
отрицательными
чертами характера.
учить малышей объяснять свои
настроения;
объяснять способы избавления
от негативных эмоций.
Экстремальные
ситуации в
жизни человека
объяснить необходимость
быть осторожным в общении
с незнакомыми людьми;
осваивать правила поведения
на улице.
осваивать ПДД
(переходить только
на зелёный сигнал
светофора);
познакомить с
номерами экстренны
х служб (скорая
помощь, полиция,
пожарная служба);
дать представление о
мерах безопасности
в разное время года
(возможные риски
зимой из-за
гололёда, летом из-
за палящего солнца).
Осваивать правила
поведения дома, когда рядом нет
взрослых (обращать особое
внимание на опасные средства
бытовой химии, яды, режущие
предметы, лекарства);
Систематизировать правила
поведения в лесу, на реке.